Интимность радости
Ключевые сюжеты, идеи и персонажи Танаха - могут быть поняты и "развернуты" на разных уровнях.
С одной стороны, они имеют "базовое измерение", которое доступно пониманию даже детей.
Но с другой стороны, в них можно обнаружить, осознать и использовать - глубинное мистическое измерение.
Рассмотрим важный и выразительный пример.
Во время праздника Суккот - мы "приглашаем" в Сукку - "виртуальных" гостей - Ушпизин.
Это главные герои Танаха - Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид.
С одной стороны, такое "действо" может понять и маленький ребенок.
Кстати, оно слегка напоминает приглашение "Деда Мороза", который приходит в гости к детям на Новый Год.
Маленький ребенок - готов "освоить" идею приглашения к нему домой "сказочного" персонажа.
С другой стороны, мы знаем, что каждый из семи гостей-Ушпизин - соответствует каббалистической схеме "семи сфирот" и поэтому "действо" приглашения Ушпизин - имеет мистический смысл.
При этом - маленький ребенок не осознает мистического измерения, но зрелый взрослый - уже может "включить" свое сознание и подсознание на глубинном уровне.
Один из самых сложных вызовов - это переход от "детско-базового" к глубинному уровню. Ребенок, взрослея - может "включив" критическое мышление - захотеть "отвергнуть" базовый уровень. Часто это происходит в бунтарски-подростковый период.
Но, если это отвержение приведет к выпадению из традиции, то в дальнейшем - такой человек может и не смочь (или не захотеть) "открыться" уровню глубинной мудрости и он окажется как бы "между стульями", потерявшим свой путь.
ТАИНСТВО ШМИНИ-АЦЕРЕТ
Самым таинственным из праздников является День, следующим сразу за семью днями Суккот, который называется Шмини Ацерет (остановка на восьмой [день]).
В странах диаспоры основные праздники "удваиваются". Но обычно оба дня праздника имеют одинаковый статус. А в нашем случае - первый из двух дней так и называется - Шмини-Ацерет, а второй имеет свой статус и смысл - и называется Симхат-Тора.
Наполнение этих двух дней выглядит противоположным.
В первый день (собственно Шмини-Ацерет) у нас нет никаких особых "внешних" ритуалов.
Во второй день (Симхат-Тора) мы завершаем годичный цикл изучения Торы и сразу начинаем новый цикл. По этому поводу мы устраиваем в синагоге - очень выразительные и радостные танцы с Торой, которые сопровождаются обильным Лехаимом (выпиванием спиртных напитков - для увеличения радости празднования).
Интересно, что в Израиле мы празднуем не два дня с разными названиями, а один день, который имеет два названия/измерения и наполнен заповедями, связанными с изучением Торы, которые мы имеем в диаспоре во второй день праздника.
А в странах диаспоры - первый из этих двух дней оказывается - как бы "пустым", не наполненным "действом". Это вызывает растерянность, и некоторые (особенно дети) не могут понять - в чем же суть первого дня праздника.
Глубинный смысл празднования (не доступный пониманию детей) состоит в том, что Шмини-Ацерет - это налаживание наших "интимных" отношений со Вс-вышним.
Комментаторы предлагают такое сравнение.
Во время свадьбы - сначала происходит пир с большим внешним весельем, а потом гости расходятся (для них свадьба закончилась), а молодожены переходят в спальню, где для них начинается кульминация свадебной церемонии.
Также и в Суккот - мы имеем "внешние" заповеди (подобные пиру), а в Шмини-Ацерет - мы фокусируемся на глубинном (интимном) измерении наших отношений с Творцом. Это день "тонкой тишины" - который является кульминацией всей весенне-осенней части календаря, начинающейся с Пейсаха.
Нам нужно развить в себе глубинное измерение духовной жизни, чтобы реализовать в себе эту суть праздника.
Подобная реализация - является выражением нашего духовного взросления.
Также как интимность в спальне - реализуется только в жизни взрослых, но не детей, так и Шмини-Ацерет - реализует интимное измерение иудаизма.
А Симхат-Тора - выводит нас на близость к Вс-вышнему - через нашу работу по Пониманию смыслов Торы, которая считается выражением сути Творца.
И в Израиле (где празднуют не два дня, а один) оба измерения - должны сосуществовать вместе.
У нас в диаспоре - мы можем испытать "чистую" интимность в первый из двух дней, а интимность через Тору - во второй из двух дней.
Свидетельство о публикации №213092701717