Крест Фиолента

Крестовоздвиженье нынче, Праздник большой.
Бабушка моя покойная - верующая глубоко,интуитивно - деревенская, но отнюдь не простая женщина,  благоговейно крестясь, называла этот праздник "Здвиженье".
И мне, маленькой девочке, тоже интуитивно (что стар, что мал) всем организмом чувствовалось- звучало в этом слове нечто грандиозное и кровно-тайное, от него веяло необъяснимой, даже устрашающей силой.
Как сотрясение земных основ, как великая смена в природной жизни, как первый чистейший снег... Словом, ЗДВИЖЕНЬЕ...

И видимо, не случайно вновь всплыл у меня сегодня в памяти нетонущий крест мыса Фиолент...

Крест - веха, крест - спасение, крест - явление чуда Божьего...
Такие встречи-вехи не истирает ни время, ни события, ни что иное, способное наслать на нас мертвящее забвение, замутить разум.
Вот что получилось из этого воспоминания.

******

В Севастополь приезжаю я к студентам,
как обычно, на экзамен, в филиал.
И впервые тут знакомлюсь с Фиолентом -
кто-то землю здесь божественной назвал.

Эту землю навещал Андрей когда-то
Первозванный - Крым не мог он обойти,
как и Рим, и стало место это свято,
вехой став и на моём кривом пути...

Ничего об этом не подозревая,
я селюсь в апартамЕнты на горе,
жизнь обычная, весёлая, живая
бьёт ключом и соответствует поре

лета южного, курортной атмосфере...
Только ночью, ближе к раннему утрУ,
ощутила я сознания потерю,
показалось мне, что я сейчас умру.

Ничего страшнее не было доселе -
умирая, я вступила прямо в ад:
полутрупы там на вешалках висели -
сотни, тысячи в один безмерный ряд.

К ним должна была я присоединиться -
к этим стонущим от боли мертвецам,
оставалась лишь тончайшая граница -
обратиться с покаяньем к праотцам.

Чей-то голос: "Это близко, это рядом..."
Я бросаюсь из гостиницы во двор -
оказалось, монастырь стоял за садом,
за забором - старый каменный собор,

он Георгия носил святое имя,
отделял его от моря крепкий вал,
камни помнили о каждом пилигриме –
Пушкин тоже в нём когда-то побывал...

Старичок-монах мне встретился у входа,
поклонилась я седым его летам,
он же молвил: «Как наладится погода,
поднимись к кресту Явления – вон там»…

За рукою проследила я невольно,
не скрывая благодарности и слёз:
от блистающего неба было больно,
над сиреневой волной парил утёс.

На утёсе крест – воздвигнут моряками –
их корабль уже несло на острый риф,
но спаслись пловцы Георгия руками –
Он явился как ответ на их призыв.

Потрясенью греков не было предела –
Свет и жизнь вернулись снова  в их глаза,
о Явлении Святом земля запела,
возродилась виноградная лоза…

…………………………………

До утёса метров триста, волны крУты,
подплывать  к нему воронки не дают,
мои ноги будто связывают путы,
ну, а руки по воде крылами бьют.

Еле-еле доплыла, да не взобраться –
камни-бритвы, содрала колени в кровь…
Тут откуда ни возьмись – два юных братца,
подхватили с двух сторон – сама любовь.

Помогли мне и куда-то вдруг пропали –
в голубую Фиолента чистоту,
и пошла я как по лезвиям из стали
по высокому утёсу ко  Кресту.

Кровоточили подошвы, сердце билось…
Так босою шла русалочка к любви.
Так – страданием – снисходит Божья милость,
Так русалочки становятся людьми…


--------------
Прим. Фиолент – в переводе  с греческого «божественная земля», 15 км от Севастополя.
Второе название – Бурун-мыс.
Наиболее древнее название мыса — Партениум (или мыс Девы) связано с древне-греческим мифом об Ифигении, которая была унесена сюда Артемидой, чтобы стать жрицей в храме Девы. Этот миф использовали Еврипид, Эсхил, Иоганн Гёте, Александр Пушкин (останавливающийся в Свято-Георгиевском монастыре), Леся Украинка, Кристоф Глюк, Иван Айвазовский и Валентин Серов.
Крест Явления Св.Георгия воздвигнут греческими моряками в 891г., а затем построен Свято-Георгиевский монастырь.
В ХХ в. деревянный крест заменен (с воздуха) на металлический, уже русскими моряками.


 



 




 


Рецензии
Здравствуйте, Екатерина!
Мои предки по линии отца - крымские греки. Отец родился в Балаклаве, он из древнего рода тех колонистов, кто этот город заложил ещё 2500 лет назад. Потому тема Вашей публикации меня взволновала, да и сам я на основе достоверных семейных хроник и архивных документов написал несколько рассказов о своих предках - "Старые солдаты", "Блаженный", "Исповедь".
Разумеется, бывал на Фиоленте, исходил по всем тропам вокруг Балаклавы, писал этюды.
Спасибо Вам.
С уважением - Виталий.

Виталий Валсамаки   21.04.2014 19:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.