Аксиомы бытия 10

(глава из книги)

АКСИОМА 10.
СИНТАНАЛИТИЧНОСТЬ ПРОЦЕССОВ СУЩЕГО

Бытие, как и мышление – есть периодический синтаналитический колебательный процесс.
Бытие сущего во времени – есть процесс. Любой процесс синтаналитичен, то есть, состоит из стадий синтеза и анализа: переделки целого, структурной перестройки обновлённого целого. Чтобы лучше понять, о чём идёт речь, внимательно рассмотрим одно звено синтаналитического процесса на примере исследования объекта Q.
Пусть Q – рассматриваемый объект. Исследование, познание, изучение этого объекта происходит путём его дифференциации по определённым направлениям (качествам, свойствам), то есть мы разлагаем рассматриваемый объект на  ряд подмножеств, получая первую ступень синтаналитического процесса. При необходимости, каждое подмножество может быть также дифференцировано в  определённое число направлений, при этом, мы получим вторую ступень синтаналитического процесса, и так далее, мы доведём процесс анализа объекта до нужного нам уровня, до однородности элементов дифференциации, получив многоступенчатый аналитический процесс, часто несимметричный, так как на каждом уровне совсем не каждое подмножество требует дифференциации. При достаточном количестве шагов, то есть после требуемого нам уровня многоступенчатого анализа объекта Q, так называемой «развёртки», начинается обратный процесс - процесс «свёртки», синтеза, объединения наличествующих подмножеств в более обобщённые подмножества, но уже по другим критериям, в результате чего мы получаем 1-ю ступень синтеза, которая одновременно является определённой ступенью всего синтаналитического процесса исследования, познания объекта Q. Причём, количество ступеней анализа и синтеза неодинаковы, так как синтезировали мы подмножества, получившиеся при аналитическом исследовании объекта по критериям, отличным от тех, что были на ступенях анализа. В процессе такого многоступенчатого синтеза мы получаем объект S, подобный, но не тождественный первоначальному объекту Q.  Таким образом, синтаналитический процесс исследования неизученного объекта Q, превратил его для нас в изученный объект S.

ПРИМЕР1 (в природе)
1а) Учёные утверждают, что наша Вселенная возникла в результате первоначального взрыва и дальнейшего расширения и развития многообразий и что в дальнейшем скорость расширения будет замедляться и начнётся процесс сжатия Вселенной. Это значит, что Вселенной, как и всему, находящемуся в ней, присущ синтаналитический процесс. Её расширение - это анафаза (фаза анализа) существования нашей Вселенной, фаза развития многообразий, а дальнейшее сжатие – синфаза (фаза синтеза), фаза свёртки многообразий.
1б) Известно, что синтаналитический процесс развития живых организмов происходит на Земле постоянно. Так, в журнале «Генетика» (2000г., стр.338-339) речь идёт о модели эволюции сообществ, где говорится о существовании двух противоположных тенденций в эволюционных процессах:
1 – свёртка многообразий (синфаза). Одновременное падение разнообразия живых существ в море и на суше (спад таксономического разнообразия), массовое вымирание, распространяющееся по пищевым сетям. Длительность этого периода достигает нескольких сотен тысяч лет;
2 – развитие многообразий (анафаза). Бурная диверсификация, быстрый рост разнообразия живых существ. Длительность этого периода может достигать 5-6 миллионов лет.
Подобные биотические кризисы – говорится в статье – имели различную амплитуду и продолжительность.
1в) По словам доктора медицинских наук, профессора, научного руководителя Института мозга человека (РАН) Наталии Бехтеревой, во время сна  клетки мозга разобщаются, связи как бы блокируются, а при пробуждении эти связи вновь восстанавливаются. Становится понятно, что сон – есть анафаза работы мозга, что в единичных элементах целого идут аналитические процессы, что, возможно, «разобщаются» не только клетки мозга, но и более мелкие структуры, в которых также проходят аналитические процессы, перерабатывающие актуальную для целого (мозга, человека) информацию. То, что актуальная информация каким-то образом дорабатывается во сне – мы знаем давно. Немало открытий было совершено во сне или по пробуждению, когда, пробуждаясь, мозг вступает в синфазу, синтезируя проанализированную информацию уже несколько иначе, чем она представлялась человеку до сна. Таким образом, весь процесс обработки информации совершился в подсознании за короткий период, и готовый результат «пророс» в сознание из подсознания. Недаром существует древняя поговорка: «Утро вечера – мудренее!». Для человека полезнее, когда энергия во время сна тратится в основном на анализ актуальной информации и решение существующих проблем, а не на физиологические процессы переваривания пищи, поэтому пищу следует принимать за несколько часов до сна.
1г) Процесс, происходящий в организме человека при усвоении пищи:
     катаболизм (распад сложных органических веществ в организме, происходящий при переваривании пищи) и
     анаболизм (образование сложных органических веществ из элементов распада, получившихся при катаболизме) –
также можно рассматривать как синтаналитический процесс, непрерывно происходящий в живых организмах.

ПРИМЕР 2 (в обществе)
2а) Человеческому обществу, как любому сущему, свойственна двойственность: 
1 – с одной стороны, общество есть единое целое. 
2 – с другой стороны, общество состоит из единичных элементов – людей.
 Эта двойственность соответствует двум основным фазам общества:
1 - тоталитаризм (лат. totus  – весь, целый), когда на первый план выходят интересы общества, и оно представляет собой единый «организм», как правило, объединённый определённой идеей 
2 – демократизм (гр.   - демократия,   - народный; любопытно, что лат. demo – отнимать у кого-либо), когда на первый план выходят интересы единичных элементов общества, когда власть ослабевает, в обществе наступает так называемый «хаос», все разобщены личными интересами и нет единой идеи, скрепляющей всё общество. 
Благодаря этой двойственности человеческого общества, происходила, происходит и будет происходить непрерывная сменяемость этих фаз. По времени они могут быть неравномерны. Так, например, известно, что граждане Римской империи, устав от диктатуры – мечтали о послаблении, более свободных законах, но когда времена такого послабления длились достаточно долго, они уставали от хаоса, слабости власти – «власти болтунов», беззакония и уже мечтали о «сильной руке», способной навести порядок в обществе. Шло время, и их мечты сбывались. Период тоталитаризма можно рассматривать как период сохранения духовной наследственности, а период «демократизации» можно отождествить с периодом мутации общества. Аналогичные процессы происходят и в современных обществах. Допустим, общество имеет сильную власть и единую идеологию достаточно длительный период времени, а так как оно есть развивающаяся система, то, со временем, идеология начинает «отставать» от процессов, происходящих в обществе, превращаясь в догмат. Она перестаёт соответствовать требованиям времени, происходит потеря цели. Это заставляет общество рассыпаться на единичные элементы или на небольшие группки  духовно близких людей (партии, сообщества, товарищества). Люди разобщаются, нарастает всеобщая подозрительность и враждебность («кто не с нами – тот против нас»). 
Крайняя разобщённость прекращает связывать сознание единичных элементов с общественным сознанием, с традициями общества. Неуправляемость, вседозволенность, безнаказанность – приводят к росту преступности. Но часть граждан включается в аналитические процессы выработки новой единой идеологии. Прежняя идеология пересматривается или отвергается, появляется множество  лидеров  мелких группировок с неясными даже для самих себя целями. В единичных элементах общества активизируется аналитический процесс выработки новой идеологии, которая сможет стать единой и вновь объединить общество под своим флагом. Постепенно такая идеология проявляется, объединяя всё большее и большее количество людей. Начинаются процессы синтеза, объединения общества. Либо появляется мощный лидер,  сторонник определённой идеологии, который объединяет своих соратников в мощную действующую организацию, способную не только взять власть в свои руки под знаменем этой идеологии, но и сохранить эту власть, вынуждая большинство населения либо принять эту идеологию, либо не сопротивляться её распространению и реализации. И это соответствует синфазе процесса общественного развития. Новая идеология становится единственной и всеобщей. Общество вновь едино. Понимая неизбежность синтаналитических процессов в обществе, можно подготовить его к наступлению аналитической фазы, чтобы она проходила в творческих баталиях, а не в физических погромах и войнах. Возможно, учёные со временем смогут прогнозировать периоды наступления анафазы, чтобы подготовить общество к цивилизованному прохождению через этот период. Периоды синфазы и жизнедеятельности  единой идеологии в обществе должны проходить цивилизованно, без уничтожения «инакомыслящих», в рядах которых, возможно идёт зарождение новой прогрессивной идеологии, которая сможет в дальнейшем занять своё место в обществе в период следующей синфазы. Главное, чтобы эти идеологии отвечали принципам гуманизма и способствовали дальнейшему прогрессу общества. Далее именно этой идеологии будет подчинено функционирование общества в течение какого-то периода, по окончании которого, общество вновь вступит в период анафазы. Эти периоды можно назвать периодами дедукции-индукции или анализа-синтеза общественного сознания. Общество – как лодка на поверхности моря, которую волны синтаналитического процесса то поднимают, то опускают, но всё же несут дальше.
2б) Духовное развитие людей  очень разнообразно, каждый находится на каком-то определённом уровне спектра духовности, имея свою ауру, свою волновую частоту. Люди – как единичные элементы, рецепторы, анализаторы духовности обобщённого сознания, которое познаёт себя и совершенствует себя посредством этих единичных элементов. Но каждому дана возможность в процессе жизни переходить из одной области спектра в другую, меняя свою частоту. Множество всех этих уровней представляет собой некий духовный спектр человечества. Совокупность, синтез всех этих спектральных областей даёт определённое свечение – так выглядит аура человечества. Это подобно тому, как объединение цветового спектра даёт белый свет. И подобно тому, как по красному смещению спектра учёные определили, что Вселенная расширяется, так и по смещению духовного спектра человечества можно судить об уровне его развития. Или по спектральному смещению определённого социума можно определить уровень духовного развития в нём. Поэтому объединённое сознание (коллективное, общественное, национальное, религиозное, общечеловеческое) определяет индивидуальное сознание (человека) в той же степени, в какой индивидуальное сознание определяет объединённое сознание.
2в) Подобные синтаналитические процессы наблюдаются и в культуре. «Что последовало за Возрождением? XVII  век отличался отсутствием какой-либо единой позитивной программы. Если XVIII столетие вошло в историю как век Просвещения, то  XVII воспринимается как время “исторического бездорожья”. Ломка старых стереотипов, потребность и невозможность обрести новые… Эта стадия культуры ознаменовалась прежде всего возникновением общества принципиально нового типа, не скованного жёстко традицией и каноном. Художественное сознание послевозрожденческих эпох формируется уже большим числом факторов, чем в предыдущие столетия. В XVII веке почти одновременно возникают и развиваются большие мировые стили, имеющие наднациональный характер, охватывающие разные виды искусств – барокко и классицизм.» (О.А.Кривцун. «Эстетика». Москва 2003г.). Очевидно, здесь идёт речь о синтаналитическом процессе развития культуры: идея Возрождения, сформировавшаяся в предыдущем веке (тоже веке «исторического бездорожья») являла собой синтез множественных идей  XV века и активно процветала в  XVI веке. Затем культура вступила в анафазу, начался процесс анализа идеи Возрождения и выработка новых принципов, новой идеи в умах единичных элементов носителей культуры – в умах множества людей. В результате дальнейшей фазы - синтеза – была выработана новая идея развития культуры – идея Просвещения, которая активно процветала более столетия. Но синтаналитический преобразовательный процесс неостановим, поэтому и процветанию этой идеи пришёл конец, и снова началось время “исторического бездорожья”, и так далее. 

ПРИМЕР 3 (в сознании)
3а) Процесс познания характеризуется свойствами мышления, поэтому процесс познания объектов сущего на нашем уровне – тоже является синтаналитическим процессом. Он состоит из следующих этапов:
1. выделение объекта познания
2. анализ деталей этого объекта – разложения целого на его составляющие и анализа этих составляющих и связей между ними
3. синтез, объединение проанализированных элементов в единое целое, создание модели объекта, в которой существуют только значимые элементы и связи между ними.
Модели не равны Объекту, но модель является некоторым подмножеством объекта. Чем совершеннее процесс познания, тем больше Модель становится подобна Объекту. Таким образом, объект – есть  предел (supremum) модели в процессе познания. Каждый объект обладает огромным количеством свойств, но исследователь выделяет лишь значимое ограниченное их количество, поэтому, познавая реальный мир, человек строит в своём сознании – его усечённую модель. А чтобы модель была приближена к реальности, исследователю необходимо:
1 – умение выделять главное, характеризующее первоначальный объект
2 – умение анализировать элементы объекта и их связи
3 – умение объединять элементы в единое целое, в модель.
Таким образом, синтаналитический процесс познания сущего можно считать корпускулярно-волновым процессом, где объекты и их многочисленные подмножества – корпускулы – участвуют в волновом процессе синтанализа.
Анафаза – фаза анализа, фаза развития многообразий – характерна для работы левого полушария мозга человека (2-я сигнальная система: анализ, дедукция, детализация, логическое мышление). Синфаза – фаза синтеза, фаза свёртки многообразий – характерна для работы правого полушария человека (1-я сигнальная система: синтез, индукция, целостность, эвристическое мышление). Чтобы мышление человека было целостным, полноценным, оно должно обладать как навыками синтеза, так и навыками анализа. Эти два процесса едины, они дополняют друг друга до целого, один без другого – только половинка. На развитие этих двух противоположных в своём единстве методов мышления и должно быть направлено школьное образование. Всё в мире синтаналитично – это волновой процесс развития.
3б) Допустим, в сознании существует некоторая идея Х. При воплощении этой идеи, при её реализации, при её переходе из сознания в пространство реального,
во-первых, происходит её мутация, искажение, преломление; коэффициент преломления идеи в реальности зависит не только от характеристик идеи, но и от характера реальности; так идея свободы – выливалась то в крестьянские бунты, то в восстание под предводительством Степана Разина, то в восстание декабристов, но характер реальности был таков, что все эти попытки завершались поражением. И лишь в 1917 году эта идея была реализована, хотя и не совсем так, как задумывалось: ведь сложно учесть множество различных конкретных препятствий, мешающих переходу идеи из пространства Сознания в пространство реального;
во-вторых, происходит разложение идеи в спектр (её дифференциация), во множественность её конкретных проявлений в различных областях человеческой деятельности. Так, допустим, идея создания определённого конкретного объекта из аморфной субстанции путём отстранения лишнего и конкретизации, прорисовывания деталей (принцип «прорисовывания», гласящий: созидание есть поэтапное движение к всё более прорисовывающемуся результату), проявляется:
1 - в скульптуре – как метод Микеланджело: есть сырьё, выбирается его оптимальная масса, далее происходит постепенное отсечение лишних деталей; постепенно «прорисовывается» нужный образ; вначале он груб, малодетализирован, но в дальнейшем происходит оттачивание каждой малейшей детали; 
2 - в музыке (композиции) – это модель «кристаллизации»: в творческом сознании существует «некоторый прообраз, как размытый образный фон, из которого «кристаллизуются» соответствующие конструкции и детали…» (Приходовская Е.А. монография «Слово – музыка - вокальная техника». LAMBERT. 2011, гл. 1, §2, п. 2.2, стр. 141)
3 - в языке – это процесс вычленения базовых звуков из речи с дальнейшим развитием письменности,
4 - в науке – это процесс появления гипотезы и развития теории из гипотезы: появляется чувство, ощущение, осознание задачи или проблемы; это вынуждает работать подсознание и сознание. Подсознание порождает предосознание – какое-то неясное, едва уловимое ощущение решения, которое при направленной работе сознания, то есть при углублении в проблему, прорисовывается в гипотезу, образ, мысль; затем, в дальнейшем, это  детализируется, конкретизируется до определённой необходимой степени, являя собой готовый продукт мышления. Нередко детализации способствует реализация, которая требует создания более совершенного варианта интеллектуального продукта.
Реализация идеи всегда вариативна – это подобно процессу анализа. Таким образом, реализация идеи – есть аналитическая фаза бытия.
Фаза синтеза идеи при её переходе из пространства реального в пространство Сознания осуществляется путём вычленения идеи из множественных её проявлений в различных областях человеческой деятельности, осознания её целостного единства, её «реставрации» (подобно восстановлению целого из осколков) и носит, как правило, эвристический характер.
Таким образом, в реальности, как и в мышлении, происходят  непрерывные синтаналитические процессы: реализация идеи – выделение новой идеи – реализация этой новой идеи – и так далее.


Рецензии