Аксиомы бытия 11

(глава из книги)

АКСИОМА 11.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ДИФФУЗИЯ   

Любая дифференциация нестабильна благодаря диффузии.
Дифференциация (лат. differentia различение) – разделение, расслоение целого на многообразные и различные формы и ступени, либо возникновение в организме в процессе развития морфологических или функциональных различий (в процессе анафазы). Диффузия (лат. diffusion распространение, растекание) – медленное проникновение молекул одного вещества в другое при их непосредственном соприкосновении. Диффузионные потоки идут из области высокой концентрации к областям меньшей концентрации, то есть, к переходу молекул в новое энергетически более выгодное положение. Это ведёт к равномерному распределению вещества по занимаемому объёму (к выравниванию потенциалов).
Таким образом, при расслоении целого (анафазе) – физического объекта, общества, образа в сознании -  в дальнейшем происходят не только процессы синтеза, но и процессы диффузии, сближающие области дифференциации, но сохраняющие эти области.

ПРИМЕР 1 (в природе)
1а) Дифференциация и дальнейшая диффузия в газах – играет большую роль в жизни на Земле. Возникновение областей низкого и высокого давления в атмосфере (её дифференциация), и дальнейшее движение воздушных масс из областей высокого давления в области низкого давления (диффузии) способствует появлению ветров, значение которых трудно переоценить. Так, например, ветра  способствуют переносу семян растений и широкому распространению растительности на Земле, или переносу облачных масс и орошению земель, на которых отсутствуют источники воды, и так далее.
1б) Диффузия в жидкостях также играет огромную роль в жизни. Например, тёплые течения, проникая в зоны холодных вод и омывая берега, способствуют развитию биологического разнообразия; диффузные процессы в жидкостях являются основой жизнедеятельности живых организмов; получение любых растворов – также основываются на процессах диффузии и так далее.
1в) На диффузии в твёрдых телах основано, например,
всё строительство.
1г) Ток в проводниках – тоже результат диффузии, когда при разности потенциалов, электроны устремляются из высокопотенциальной области в область с низким потенциалом.
1д)  Дифференциация биологических организмов на виды сохраняется благодаря действию закона о стерильности межвидовых скрещиваний, то есть, при скрещивании живых организмов, принадлежащих к разным видам, потомства не бывает. Однако иногда в результате  вегетативной или половой гибридизации двух близких видов (межвидовая диффузия), потомство всё-таки появляется, и возникает новый вид биологических организмов, что затрудняет биологам чёткое и незыблемое определение вида.
1д)  В последнее время человечество всё чаще сталкивается с примерами межполовой диффузии, когда некоторые люди, являясь de facto представителями одного пола, ощущают себя представителями противоположного пола и идут на сложнейшие медицинские операции, чтобы сделать своё физиологическое состояние адекватным своим ощущениям.

ПРИМЕР 2 (в обществе)
2а) Пытаясь решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью человечества, не следует забывать, что национальная  или государственная дифференциация человечества длилась веками и способствовала сохранению каждого общества, которое теперь входит в человечество со своими внутренними законами. Поэтому резкая ломка общественных законов, навязывание чужеродных правил - может полностью уничтожить как духовную (культуру), так и физическую (биосистему) составляющие этого общества, стерев с лица Земли всякое воспоминание о его существовании.
Поэтому, прежде чем начинать какие-либо государственные, межгосударственные или общечеловеческие преобразования – следует провести серьёзное исследование с целью прогнозирования возможных результатов планируемых преобразований. У политиков, как и у медиков, основным принципом их деятельности должен стать принцип: «НЕ НАВРЕДИ». А для этого необходимо прежде всего изучить психологии основных групп общества, таких как:         
1) Общечеловеческая психология
2) Государственная психология (общественная, народная). В обществе совсем немного людей, имеющих государственное мышление, когда любой вопрос рассматривается с точки зрения государственных интересов и решается в пользу этих интересов.  3) Национальная психология, хотя сама нация – есть искусственное формирование, чаще всего полученное путём изоляции некоторой части общества в определённых территориальных границах в течение длительного времени. Национальный вопрос обостряется  либо в условиях угнетения конкретной нации, либо при его искусственном раздувании с целью вызвать рознь внутри многонационального общества для его ослабления.
4) Партийная психология. Существует лидер, а дальше – иерархическое построение. Сама форма – неизменна. Внутренняя наполняемость зависит от конкретных людей. Но в целом у этой структуры существует самобытность, как и у других групп: религиозных, профессиональных, ситуативных.
Руководящая партия внедрена обычно во все сферы общества, независимо от профессии, пола, нации, возраста, она как мощная корневая или коммуникативная система скрепляет всё общество, благодаря психологической специфике её членов. Здесь важна развивающаяся теория, на базе которой партия сохраняет идеологическое и физическое единство общества. Если идеологическая теория не развивается, превращаясь в догмат – происходит разрушение идеологии путём разрастания апологетики (гр.   - защита, оправдание. Предвзятая защита, восхваление чего-либо вместо объективного суждения), а в дальнейшем – эпигонства (гр.   родившийся после. Эпигон – запоздалый последователь, измельчавший представитель какого-либо научного или политического течения, применяющий отжившие идеи и методы своих предшественников).
5) Возрастная психология
6) Психология личности, где применяется индивидуальный подход. Учитывается индивидуальное мышление, индивидуальные особенности личности. Это обычно применяется в любом коллективе к положительным или отрицательным лидерам.
Таким образом, политик, как субъект деятельности, должен тщательно изучить объект своей деятельности. Затем проанализировать структуру этого объекта, ведь общество состоит из определённого количества групп (наций, классов, религиозных сообществ, профессий и т.п.), связанных между собой различными отношениями: соподчинения, сотрудничества, родства. Разбиение общества на группы при его анализе, как правило – целенаправленное; например: при исследовании национального вопроса – важна национальная дифференциация, при исследовании религиозных отношений – дифференциация на религиозные сообщества, при исследовании трудовых отношений – на классы и т.д.
При этом следует понимать, что любое разбиение общества на подмножества – нестабильно, так как имеет место существенная диффузия.
Например, классовый подход на настоящем этапе – слишком приблизителен. К какому классу отнести, например, работников, обслуживающих производственные процессы с помощью компьютерной техники: к рабочим или интеллигенции? 
Межклассовая диффузия затрудняет политикам чёткое определение класса, подобно тому, как межвидовая диффузия затрудняет биологам чёткое и незыблемое определение вида.
Например, о существовании рабочей аристократии – рабочих, подкупленных властью (1), приближенных и обласканных властью для влияния на рабочую среду изнутри – говорилось ещё в прошлом веке. Рабочая аристократия – это не единицы  отдельных предателей интересов своего класса – была довольно многочисленна. Она из единичных элементов сформировалась в подмножество класса наиболее квалифицированных рабочих. Следовательно, даже среди «самого передового класса», каким являлся рабочий класс, уже вызревало ядро, способное отделиться от своего класса с целью примкнуть к классу эксплуататоров. И этот процесс не исключение, а правило. Аналогично существуют и среди других классов целые подмножества, включающие элементы, неадекватные элементам всего класса. Отсюда можно сделать  следующие выводы:
1. Разбиение на классы – нестабильно, так как имеется существенная межклассовая диффузия.
2. Для любого класса А существует подкласс В, такой что идеалы  В не совпадают с идеалами класса А:
а) либо их идеалы выше, и они способны стать лидерами прогрессивного изменения в обществе, так как интересы всего общества ставят выше интересов своего класса,
в) либо их идеалы ниже, и тогда они личные интересы ставят выше интересов своего класса, и ради личных выгод способны забыть о классовых интересах.
Поэтому, существует не такая уж большая часть тех, кто адекватен своему классу – это так называемое ядро класса, тогда как остальные – склонны к любой классовой диффузии.
Следовательно, разбиение на классы – это разбиение целого множества (общества) на определённые подмножества (классы) но лишь по одному признаку – их принадлежности к средствам производства. Это, конечно, важный, но не абсолютный признак для разбиения. Более важным в обществе с частнособственнической экономикой является не то, ЧТО кому принадлежит, а то СКОЛЬКО кому принадлежит. Потому что в зависимости от того, СКОЛЬКО, в обществе, где в собственности позволяется иметь всё и сколько угодно без контроля источника доходов, приобретается всё то, ЧТО.
Итак, очевидно, что политик, приступая к деятельности, обязан прежде всего изучить объект своей деятельности. И только на основании результатов многостороннего исследования этого объекта (общества) можно осуществлять грамотное руководство его жизнедеятельностью. В противном случае, любая деятельность органов власти – есть лишь профанация этой деятельности, особенно, если уровень сознания, мышления руководителей не дотягивает до общегосударственного, оставаясь на более низком уровне. В этом случае, личные интересы превалируют над государственными; отсюда и коррупция, и крышевание, и другие преступления индивидуумов, находящихся у власти. Просто, их развития недостаточно для такой деятельности, но выборная система позволила им необоснованно занять эти должности.
Человек, уровень сознания которого не «дотягивает» до государственного, находящийся на государственной должности -  то же самое, что мизантроп в педагогике, или садист в медицине, или шофёр с замедленными реакциями, или альпинист, боящийся высоты. Любой госслужащий должен в обязательном порядке проходить тесты на  соответствие занимаемой должности. Чем выше государственный пост человека – тем выше должно быть его умственное развитие, его сознание, а не его доходы.
2б) Процессом диффузного выравнивания концентрации интеллекта в первоначально неоднородной среде, можно считать процесс глобального засева духовных семян, выражающийся в наличии диффузных потоков интеллекта из стран с развитой системой образования, где концентрация людей с высокоразвитым интеллектом  большая, в страны меньшей концентрации интеллекта. Происходит рассредоточение локально существующих высоких цивилизаций по миру. Как правило, это сопровождается:
2б(1) - либо полным разрушением и исчезновением с лица Земли государства-импортёра интеллекта. Пеласги, Этруски, жители Атлантиды, предки цыган – достигнув высокого развития – рассредотачиваются по миру. Этот процесс напоминает древнеиндийский миф о Пуруше, который расчленяет себя, уничтожает себя, обретая жизнь в своих творениях. Из его тела и духа  и был сотворён весь мир. Всё, что возникло и существует – существует благодаря жертве Пуруши, которую он принёс, разорвав своё тело на множество частей. Подобно этому мифу проходит и процесс «разбрасывания духовных семян», когда внутренние процессы, происходящие в высокоразвитой стране, вынуждают представителей этой страны разбредаться по другим, менее развитым странам, привнося в их культуру семена развития, а страна исхода – разрушается и исчезает.
2б(2) - либо разрушением социальной среды развитого государства и обратимой или необратимой деградацией развитой страны – импортёра интеллекта. Так произошло с Древней Грецией, имортировавшей свою культуру в Рим и другие страны. Так произошло и с Россией в 1917 и в 90-х годах ХХ века, когда огромное количество высокоинтеллектуальных граждан разъехалось по всему миру, в разные страны, где своей деятельностью они начали развивать науку и культуру этих стран. 
В чём причина подобных процессов – неизвестно. Возможно, если рассматривать всё сообщество людей на Земле, то эти процессы способствуют более равномерному интеллектуальному развитию населения Земли. Этот процесс можно считать процессом сглаживания неравномерностей в однородных средах, подобно перемешиванию, перекачке, взаимодействию сообщающихся сосудов, уровень жидкости в которых всегда выравнивается. Существует потребность в равномерном развитии всех территорий.
2в) И как бы кощунственно это ни звучало, войны, вызывающие эвакуацию населения из развитых районов в малоразвитые – способствуют развитию отсталых районов, если эти районы не получается развивать на добровольно-сознательной основе. Сюда же входят как революционные процессы в социуме, меняющие верхи и низы (инверсия), так и диффузные процессы, способствующие межклассовому взаимопроникновению. Подобно закону в физике – интеллектуальная энергия стремится из области большей плотности – в область меньшей плотности.

ПРИМЕР 3 (в сознании)
3а) Так как познание есть результат деятельности человеческого сознания, то любую междисциплинарную диффузию с дальнейшим развитием новых направлений в познании мира –  можно считать диффузией в сознании. Исследователь, имея, например, познания в биологии и в физике, распространяет методы познания одной науки в другую, происходит диффузия этих наук, в результате которой возникают новые науки – биофизика и бионика. Этот процесс подобен межвидовой гибридизации, в результате которой возникают новые виды живых организмов.
3б) При взаимодействии двух человек с различным уровнем, например, творческой энергии – также возможна диффузия этой энергии в сторону меньшей её концентрации. Диффузионный поток способствует выравниванию энергетической неравномерности, при этом, творческий человек теряет часть своей энергии, а его реципиент (лат. recipientis –  принимающий) приобретает эту энергию, в результате чего и происходит процесс выравнивая творческих потенциалов. Этот процесс усиливается при наличии направленного на реципиента открытого эмоционального канала, то есть, если творческая личность испытывает к реципиенту сильные положительные чувства: симпатию, любовь.
3в) Использование чужого опыта в личной жизни – также есть диффузный процесс в сознании – процесс переноса информации из жизни одной личности в жизнь другой личности, когда диффузный поток направлен из области высокой информационной концентрации в область меньшей информационной концентрации. Катарсис (гр.  - очищение. По Аристотелю, сопереживание, очищает душу, возвышая и воспитывая зрителя) в искусстве – тоже диффузия. Информационная диффузия – есть основа любого обучения, образования. 


Рецензии