О педагогике Александр Исупов Моя рецензия

Рецензия_ Перепёлкин Виктор Дмитриевич.

На публикацию: "О педагогике _ Александр Исупов
      Моя жена – воспитательница в детском саду. Стаж работы больше

тридцати лет. А посему – опыта в воспитании детей более чем достаточно.
      Случается, рассказывает любопытные случаи из своей профессиональной

деятельности. Интересные случаи и поучительные.
      А бывает, что мы с ней и спорим по некоторым вопросам. Вернее

сказать, даже не спорим. Потому, как все мои аргументы разбиваются о её

доводы, являющиеся плодом долгой педагогической деятельности, понимания

детской психологии и специфических знаний.
      К примеру, совсем недавно рассуждали с ней о необходимости детского

дошкольного коллективного воспитания. Или, попросту говоря, о необходимости

посещения детьми детских садов.
      Сразу скажу, жена – рьяный и последовательный сторонник дошкольного

коллективного воспитания. И переубедить её в этом практически невозможно.
      Когда начали обсуждать данную тему, я пытался доказать, что ещё в

дореволюционной России в большинстве дворянских семей ни о каком

коллективном воспитании речи не шло. Как правило, к ребёнку был приставлен

гувернёр – воспитатель, который и прививал юному чаду самые элементарные

навыки, объяснял простейшие понятия и обычные жизненные ситуации.
Иногда в роли наставника мог выступать представитель более низкого

сословия, например – няня Александра Сергеевича Пушкина, Арина Родионовна.
      Мне казалось, в этом случае развитие ребёнка идёт быстрее, он

постоянно получает знания, навыки, лучше усваивает информацию.
      -А вот это спорный вопрос, - возразила жена. – В единичных случаях

это, возможно, и работает, но часто не так эффективно, как ты думаешь.
      На самом деле, в общении со сверстниками развитие ребёнка происходит

быстрее, хотя бы потому, что он находится в среде равных или близких ему по

развитию индивидов. Грубо говоря, на одной волне общения с ними, и

элементарные понятия до ребёнка доходят гораздо легче и проще, так как

доносятся до его разума языком принятого в детской среде общения.
      -Хорошо. Тогда другой момент. Попадая в детсад, ребёнок сразу

начинает болеть. Всевозможные простуды и прочие заразы в коллективе

передаются мгновенно и поражают юный организм. – Добавляю я.
      -Сама знаешь, родители начинают жаловаться, что в домашних условиях

ребёнок не болел, а попал в садик, и началось.
      -Тоже довольно спорный вопрос, – замечает жена.- Конечно же, инфекции

разного рода в коллективе распространяются быстрее. Но тут существуют два

разных момента. Во-первых, некоторыми болезнями лучше переболеть в детском

возрасте. Детский организм иные заразные заболевания переносит гораздо

легче и, как правило, без осложнений, вырабатывая при этом устойчивый

иммунитет к заболеванию, нежели человек, заболевший в более зрелом

возрасте.
      А во-вторых, в условиях детского сада, при правильной организации

воспитательного процесса гораздо легче прививать ребёнку правильные

гигиенические навыки и полезные привычки.
      Безусловно, тут многое зависит от самого воспитателя и его отношения

к делу. Но, могу предположить, в моей группе дети болеют гораздо реже, чем

их сверстники, находящиеся вне детского сада.
      И ещё интересное замечание по этому поводу. По моим наблюдениям, дети

очень часто заболевают, возвращаясь в детсад после продолжительных выходных

или праздников, когда должное внимание к ним со стороны родителей ослаблено

или вовсе отсутствует.
      На мой взгляд, ошибочное мнение – воспитывать детей в стерильной

обстановке. Наоборот, детей необходимо максимально адаптировать к условиям

окружающей среды. Нет нужды выращивать из детей комнатные растения,

загибающиеся от любого дуновения холодного ветра, а, наоборот, стремиться к

тому, чтобы ребёнок был своевременно приспособлен к изменению внешних

условий.
      -Согласен. Звучит убедительно, - ответил я, - но, согласись хоть с

одним пунктом. Скажи, в детском коллективе, в детской среде, негативная

информация распространяется почти мгновенно. И если ребёнок изначально

ограждён от подобной информации, то для него это действительно полезно и

нужно.
      -Вот-вот, - опять усмехнулась жена, - и это тоже глубокое

заблуждение. Это то же самое, как с болезнью. Представь себе, если ребёнка

воспитывать в тепличных условиях, ограждать от болезней, применять

различные превентивные процедуры против заболеваний, а потом, в какой-то

момент, взять и поместить в агрессивную окружающую среду. Сложно сказать,

что из подобной затеи получится. Но, скорее всего, плохо приспособленный

организм вряд ли устоит перед внешней агрессией. А в результате может

получиться серьёзное поражение сразу несколькими тяжёлыми заболеваниями.
      И в этом случае опять на первое место выходит определяющая роль

воспитателя. Если воспитатель в состоянии вовремя и правильно расставить

нужные акценты, то любая, и даже негативная, информация может сослужить

хорошую службу.
      В заключение расскажу эпизод из последней моей практики.
      Средняя группа. У Миши Н. сложное заболевание правого глаза,

связанное с косоглазием и неустойчивым положением глаза в глазнице.

Родители мальчика очень ответственно относятся к болезни сына. Постоянно

консультируются со специалистами, пробуют рекомендованные методики лечения

заболевания. Но вот есть одна очень серьёзная закавыка. Для лечения

необходимо закрыть глаз на некоторое время и дать возможность глазным

мышцам закрепиться в определённом состоянии. И самая главная проблема –

убедить мальчика сделать аппликацию на глаз. Он где-то уже почерпнул

отрицательной информации о том, что данная повязка будет выглядеть, скажем

так, не совсем эстетично и станет вызывать насмешки ровесников.
      Что родители только не делали, даже сами пытались дома носить

подобные повязки, но заставить ребёнка носить аппликацию никак не

получалось. Категорически отказывался.
Мама как-то поделилась со мной возникшей проблемой.
      Я убеждать не стала, что разрешу возникшую ситуацию. Для того чтобы

зря не обнадёживать родителей, но попробовать обещала.
      Начала издалека. Рассказала детям о наших органах чувств, постепенно

перешла к зрению и глазам. Как бы невзначай поинтересовалась у детей,

проверялся ли кто из них у врача-окулиста. Есть ли у кого из ребят проблемы

со зрением.
      Несколько детей ответили, что проверяли зрение у врача, а Миша Н.

даже признался, что у него есть проблемы.
      Я его признанию  искренне удивилась, сказав, что зрение, да и другие

органы чувств с раннего детства необходимо содержать в хорошем состоянии и

помогать им, если есть такая необходимость.
      Миша сказал, что врач ему рекомендовал закрыть один глаз и укреплять

его мышцы.
Миша! – Удивилась я. – Почему ты так безответственно относишься к своему

зрению? Если врач просил о том, что нужно обязательно закрывать глаз, то

следует неукоснительно выполнять его просьбу.
      Всё, больше ни о чём говорить не стала.
      Вечером ребёнок пришёл из садика и попросил родителей сделать повязку

на глаз.
      В домашних условиях проблему разрешить удалось. Но для закрепления

результата аппликацию необходимо было носить и в саду.
      Момент, скажем так, ещё более сложный. И, самое главное, детей нужно

настроить таким образом, чтобы ни одного негативного вопроса не возникло в

отношении Миши.
С детьми получилось вполне удачно. Дети в пятилетнем возрасте уже и

понятливы и отзывчивы.
      Я попросила детей – помочь Мише бороться с его сложным и серьёзным

заболеванием.
      Когда на следующий день Миша пришёл с аппликацией на глазу, почти все

дети подошли к нему сказать, чтобы он обязательно лечил глаз. А некоторые

даже гладили его по голове и обещали никогда больше не обижать.
      В настоящее время Миша проходит лечение, и некоторые результаты уже

обозначились.
      Я ещё могу привести примеры положительного воздействия детского

коллектива на отдельного ребёнка, - напоследок добавила жена, - но, думаю,

что вполне убедила тебя в своей правоте.
      Вот таким, в общем-то, вполне интересным, получился спор с женой о

педагогике.


© Copyright: Александр Исупов, 2012
Свидетельство о публикации №212102900536"

Рецензии

Здравствуйте!
Проблемы воспитания существовали всегда, - это из разряда вечных проблем.
До начала пятидесятых годов существовало раздельное обучение и воспитание.
Было отдельное обучение мальчиков и девочек, и школы были для девочек, и

для мальчиков отдельные. В Кировскеом районе города Омска, была школа для

девочек под номером 67, - в ней училась моя сестра.
В 1954 году, в третий класс меня направили учиться из школы №73, бывшей

школой №24,- в школу №67.
Мне запомнились каракули, сделанные на стене школы №67,- древесным углём:
"ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ".
Объединённое обучение и воспитание в одном и том же учебном заведении, было

введено и объяснялось проблемами существовавшими у выпускников школ, в

дальнейшей жизни,- не возможностью создания нормальной семьи и проблем

воспроизводства населения страны, пережившей утраты бывшего военного

положения страны,- в Великой Отечественной Войне.
При раздельном воспитании, - мальчиков готовили по программе,

предполагающей дисциплину военно-технического профиля, а
девочкам давали знания и воспитание специфическое.
В частности, из литературных источников, были исключены большинство

произведений А. С. Пушкина, по причине слишком свободного отношения

Александра Сергеевича к женскому полу, - опубликованному в его стихах.
Зато, эпохальные произведения Некрасова, занимали более достойное место в

программе обучения школьников, как девочек, так и мальчиков.
В школах изучалась логика, психология, и другие науки, которые не изучаются

в большинстве институтов и университетах, а тем более в колледжах, за

исключением,- специализированных.
После издания полного академического собрания сочинений А. С. ПушКина,- в

школьных программах появились разрешённые цензурой произведения.
Благодарю за внимание.
С уважением, Виктор Дмитриевич Перепёлкин из Омска.

Виктор Перепёлкин   27.09.2013 08:37 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.