О педагогике Александр Исупов Моя рецензия
На публикацию: "О педагогике _ Александр Исупов
Моя жена – воспитательница в детском саду. Стаж работы больше
тридцати лет. А посему – опыта в воспитании детей более чем достаточно.
Случается, рассказывает любопытные случаи из своей профессиональной
деятельности. Интересные случаи и поучительные.
А бывает, что мы с ней и спорим по некоторым вопросам. Вернее
сказать, даже не спорим. Потому, как все мои аргументы разбиваются о её
доводы, являющиеся плодом долгой педагогической деятельности, понимания
детской психологии и специфических знаний.
К примеру, совсем недавно рассуждали с ней о необходимости детского
дошкольного коллективного воспитания. Или, попросту говоря, о необходимости
посещения детьми детских садов.
Сразу скажу, жена – рьяный и последовательный сторонник дошкольного
коллективного воспитания. И переубедить её в этом практически невозможно.
Когда начали обсуждать данную тему, я пытался доказать, что ещё в
дореволюционной России в большинстве дворянских семей ни о каком
коллективном воспитании речи не шло. Как правило, к ребёнку был приставлен
гувернёр – воспитатель, который и прививал юному чаду самые элементарные
навыки, объяснял простейшие понятия и обычные жизненные ситуации.
Иногда в роли наставника мог выступать представитель более низкого
сословия, например – няня Александра Сергеевича Пушкина, Арина Родионовна.
Мне казалось, в этом случае развитие ребёнка идёт быстрее, он
постоянно получает знания, навыки, лучше усваивает информацию.
-А вот это спорный вопрос, - возразила жена. – В единичных случаях
это, возможно, и работает, но часто не так эффективно, как ты думаешь.
На самом деле, в общении со сверстниками развитие ребёнка происходит
быстрее, хотя бы потому, что он находится в среде равных или близких ему по
развитию индивидов. Грубо говоря, на одной волне общения с ними, и
элементарные понятия до ребёнка доходят гораздо легче и проще, так как
доносятся до его разума языком принятого в детской среде общения.
-Хорошо. Тогда другой момент. Попадая в детсад, ребёнок сразу
начинает болеть. Всевозможные простуды и прочие заразы в коллективе
передаются мгновенно и поражают юный организм. – Добавляю я.
-Сама знаешь, родители начинают жаловаться, что в домашних условиях
ребёнок не болел, а попал в садик, и началось.
-Тоже довольно спорный вопрос, – замечает жена.- Конечно же, инфекции
разного рода в коллективе распространяются быстрее. Но тут существуют два
разных момента. Во-первых, некоторыми болезнями лучше переболеть в детском
возрасте. Детский организм иные заразные заболевания переносит гораздо
легче и, как правило, без осложнений, вырабатывая при этом устойчивый
иммунитет к заболеванию, нежели человек, заболевший в более зрелом
возрасте.
А во-вторых, в условиях детского сада, при правильной организации
воспитательного процесса гораздо легче прививать ребёнку правильные
гигиенические навыки и полезные привычки.
Безусловно, тут многое зависит от самого воспитателя и его отношения
к делу. Но, могу предположить, в моей группе дети болеют гораздо реже, чем
их сверстники, находящиеся вне детского сада.
И ещё интересное замечание по этому поводу. По моим наблюдениям, дети
очень часто заболевают, возвращаясь в детсад после продолжительных выходных
или праздников, когда должное внимание к ним со стороны родителей ослаблено
или вовсе отсутствует.
На мой взгляд, ошибочное мнение – воспитывать детей в стерильной
обстановке. Наоборот, детей необходимо максимально адаптировать к условиям
окружающей среды. Нет нужды выращивать из детей комнатные растения,
загибающиеся от любого дуновения холодного ветра, а, наоборот, стремиться к
тому, чтобы ребёнок был своевременно приспособлен к изменению внешних
условий.
-Согласен. Звучит убедительно, - ответил я, - но, согласись хоть с
одним пунктом. Скажи, в детском коллективе, в детской среде, негативная
информация распространяется почти мгновенно. И если ребёнок изначально
ограждён от подобной информации, то для него это действительно полезно и
нужно.
-Вот-вот, - опять усмехнулась жена, - и это тоже глубокое
заблуждение. Это то же самое, как с болезнью. Представь себе, если ребёнка
воспитывать в тепличных условиях, ограждать от болезней, применять
различные превентивные процедуры против заболеваний, а потом, в какой-то
момент, взять и поместить в агрессивную окружающую среду. Сложно сказать,
что из подобной затеи получится. Но, скорее всего, плохо приспособленный
организм вряд ли устоит перед внешней агрессией. А в результате может
получиться серьёзное поражение сразу несколькими тяжёлыми заболеваниями.
И в этом случае опять на первое место выходит определяющая роль
воспитателя. Если воспитатель в состоянии вовремя и правильно расставить
нужные акценты, то любая, и даже негативная, информация может сослужить
хорошую службу.
В заключение расскажу эпизод из последней моей практики.
Средняя группа. У Миши Н. сложное заболевание правого глаза,
связанное с косоглазием и неустойчивым положением глаза в глазнице.
Родители мальчика очень ответственно относятся к болезни сына. Постоянно
консультируются со специалистами, пробуют рекомендованные методики лечения
заболевания. Но вот есть одна очень серьёзная закавыка. Для лечения
необходимо закрыть глаз на некоторое время и дать возможность глазным
мышцам закрепиться в определённом состоянии. И самая главная проблема –
убедить мальчика сделать аппликацию на глаз. Он где-то уже почерпнул
отрицательной информации о том, что данная повязка будет выглядеть, скажем
так, не совсем эстетично и станет вызывать насмешки ровесников.
Что родители только не делали, даже сами пытались дома носить
подобные повязки, но заставить ребёнка носить аппликацию никак не
получалось. Категорически отказывался.
Мама как-то поделилась со мной возникшей проблемой.
Я убеждать не стала, что разрешу возникшую ситуацию. Для того чтобы
зря не обнадёживать родителей, но попробовать обещала.
Начала издалека. Рассказала детям о наших органах чувств, постепенно
перешла к зрению и глазам. Как бы невзначай поинтересовалась у детей,
проверялся ли кто из них у врача-окулиста. Есть ли у кого из ребят проблемы
со зрением.
Несколько детей ответили, что проверяли зрение у врача, а Миша Н.
даже признался, что у него есть проблемы.
Я его признанию искренне удивилась, сказав, что зрение, да и другие
органы чувств с раннего детства необходимо содержать в хорошем состоянии и
помогать им, если есть такая необходимость.
Миша сказал, что врач ему рекомендовал закрыть один глаз и укреплять
его мышцы.
Миша! – Удивилась я. – Почему ты так безответственно относишься к своему
зрению? Если врач просил о том, что нужно обязательно закрывать глаз, то
следует неукоснительно выполнять его просьбу.
Всё, больше ни о чём говорить не стала.
Вечером ребёнок пришёл из садика и попросил родителей сделать повязку
на глаз.
В домашних условиях проблему разрешить удалось. Но для закрепления
результата аппликацию необходимо было носить и в саду.
Момент, скажем так, ещё более сложный. И, самое главное, детей нужно
настроить таким образом, чтобы ни одного негативного вопроса не возникло в
отношении Миши.
С детьми получилось вполне удачно. Дети в пятилетнем возрасте уже и
понятливы и отзывчивы.
Я попросила детей – помочь Мише бороться с его сложным и серьёзным
заболеванием.
Когда на следующий день Миша пришёл с аппликацией на глазу, почти все
дети подошли к нему сказать, чтобы он обязательно лечил глаз. А некоторые
даже гладили его по голове и обещали никогда больше не обижать.
В настоящее время Миша проходит лечение, и некоторые результаты уже
обозначились.
Я ещё могу привести примеры положительного воздействия детского
коллектива на отдельного ребёнка, - напоследок добавила жена, - но, думаю,
что вполне убедила тебя в своей правоте.
Вот таким, в общем-то, вполне интересным, получился спор с женой о
педагогике.
© Copyright: Александр Исупов, 2012
Свидетельство о публикации №212102900536"
Рецензии
Здравствуйте!
Проблемы воспитания существовали всегда, - это из разряда вечных проблем.
До начала пятидесятых годов существовало раздельное обучение и воспитание.
Было отдельное обучение мальчиков и девочек, и школы были для девочек, и
для мальчиков отдельные. В Кировскеом районе города Омска, была школа для
девочек под номером 67, - в ней училась моя сестра.
В 1954 году, в третий класс меня направили учиться из школы №73, бывшей
школой №24,- в школу №67.
Мне запомнились каракули, сделанные на стене школы №67,- древесным углём:
"ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ".
Объединённое обучение и воспитание в одном и том же учебном заведении, было
введено и объяснялось проблемами существовавшими у выпускников школ, в
дальнейшей жизни,- не возможностью создания нормальной семьи и проблем
воспроизводства населения страны, пережившей утраты бывшего военного
положения страны,- в Великой Отечественной Войне.
При раздельном воспитании, - мальчиков готовили по программе,
предполагающей дисциплину военно-технического профиля, а
девочкам давали знания и воспитание специфическое.
В частности, из литературных источников, были исключены большинство
произведений А. С. Пушкина, по причине слишком свободного отношения
Александра Сергеевича к женскому полу, - опубликованному в его стихах.
Зато, эпохальные произведения Некрасова, занимали более достойное место в
программе обучения школьников, как девочек, так и мальчиков.
В школах изучалась логика, психология, и другие науки, которые не изучаются
в большинстве институтов и университетах, а тем более в колледжах, за
исключением,- специализированных.
После издания полного академического собрания сочинений А. С. ПушКина,- в
школьных программах появились разрешённые цензурой произведения.
Благодарю за внимание.
С уважением, Виктор Дмитриевич Перепёлкин из Омска.
Виктор Перепёлкин 27.09.2013 08:37
Свидетельство о публикации №213092700593