Несколько слов о Самиздате

      Я не ценитель творчества А.И.Солженицина. Прочитал почти все написанное этим «классиком» и со многими его утверждениями не могу согласиться. Меня заинтересовал двухтомник этого автора под названием «200 лет вместе», особенно  его второй том. Речь здесь идет об участии и роли евреев в Октябрьской революции, Гражданской войне и становлении Советской власти на территории бывшей Российской империи. Солженицын своими рассуждениями, подобранными цитатами и фактическим материалом как бы подводит читателя к выводу – если бы не евреи, то и Советской власти бы не было.

      Как истый враг Советской власти, Солженицын радуется, приводя факты, свидетельствующие о том, что все больше евреев становится в оппозицию к этой власти – значит ей скоро конец.

      Большую роль в размывании идеологических ценностей советских людей сыграл так называемый «самиздат». Как бы подтверждая мнение Солженицына, евреи, составлявшие значительную и активную часть образованного слоя советского общества тех лет,  очень заметно (так утверждает еврейская интернет-энциклопедия ЕЖЕВИКА) участвовали в самиздате как авторы, составители и распространители.

      Еще в 1944 году приговоренному к расстрелу А.Белинкову (расстрел был заменен длительным заключением) инкриминировали не только написание антисоветского романа «Черновик чувств», но и организацию группы, обсуждавшей неопубликованные произведения. За написание и распространение стихов, направленных против И.Сталина и тоталитаризма, в 1947 году был арестован и осужден Н.Коржавин. В 1949 году за стихи, признанные контрреволюционными, был заключен в психиатрическую лечебницу математик и поэт А.Есенин-Вольпин, сыгравший особую роль в становлении правозащитного движения в Советском Союзе: он одним из первых стал требовать от должностных лиц точного (а не произвольно толкуемого) исполнения существующих законов.

      В середине 1950-х годов и позднее в самиздате, наряду с произведениями А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Платонова и других неугодных властям русских писателей, распространялись стихи и очерки О.Мандельштама, стихи Б.Пастернака и его роман «Доктор Живаго» (фотокопии с тамиздата), повесть В.Гроссмана «Все течет...».

      Широкое распространение в самиздате получили стихи С.Липкина, Ю. Иофе, Г. Сапгира, В. Гершуни, Е.Рейна, И. Габая, Натальи Горбаневской, А. Наймана, И.Бродского, И. Бокштейна), А.Волохонского, И.Губермана, роман И.Богораза «Отщепенец» и его повесть «Наседка», роман А.Бека «Новое назначение», повести Лидии Чуковской «Софья Петровна» и «Спуск под воду», роман Л.Халифа «Молчаливый пилот», его повести «Декабристы», «ЦДЛ», роман А. и Б.Стругацких «Гадкие лебеди», проза Г.Владимова, А.Гладилина, в частности, повесть «Прогноз на завтра», «лагерная» повесть Б.Хазанова (Г. Файбусовича) «Глухой неведомой тайгою», сатирические романы В.Войновича «Иванькиада» и «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина», повесть В.Аксенова «Остров Крым».

      В самиздате публиковались воспоминания о сталинских лагерях Галины Серебряковой «Смерч». Широкое распространение получили мемуарная повесть Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», «Воспоминания» Надежды Мандельштам  и записки «Детство в тюрьме» правозащитника П.Якира. После смерти Б.Ямпольского в неподцензурной печати появились его мемуары, в частности, о В.Гроссмане.
 
      По каналам самиздата шли к читателю также переводные произведения: афоризмы С.Е.Леца, роман А.Кёстлера о сталинских процессах «Тьма в полдень» (издан в Советском Союзе под названием «Слепящая тьма» только в 1988 году) и многие другие.

      Все более популярным становился «магнитофонный» самиздат, представленный, в частности, записями песен А.Галича, Ю.Алешковского, Е.Клячкина.

      Значителен вклад евреев в "антитоталитарную" публицистику. В самом начале 1960-х годов за очерк «Палата №7», изобличающий нравы советской карательной психиатрии, был арестован В.Тарсис. Одно из первых правозащитных произведений, получивших широкую огласку, — запись суда над И. Бродским (1964), сделанная Фридой Вигдоровой. Тогда же распространялись протесты против преследования поэта, направленные в государственные и судебные инстанции Советского Союза Л.Копелевым, Е.Эткиндом, В.Адмони. С 1965 года активным самиздатским публицистом стала Лариса Богораз, протестовавшая против ареста мужа — Ю.Даниэля; она выступала также в защиту других преследуемых, против советского вторжения в Чехословакию и т. п.  В 1966 году в защиту Ю.Даниэля и А.Синявского выступили В.Левич, АА.Якобсон, В.Меникер, Лидия Чуковская, И.Голомшток  и многие другие.
 
      Особенно большой резонанс вызвала «Белая книга» — сборник документов и материалов о процессе над писателями, подготовленный А.Гинзбургом. В 1967 году к публицистам-самиздатчикам присоединился советский классик В.Каверин, в 1968 году — писатель Г.Свирский, физик П.Литвинов;  Р.Медведев выпустил в самиздате исследование о сталинских репрессиях «К суду истории».

      Правозащитное направление самиздата продолжили статьи И.Габая и Наталии Горбаневской, Алавута, М.Дейча, в частности, о защите национальных меньшинств, обращения к властям физика А.Твердохлебова, трактат Ж.Медведева «О положении в биологической науке» (начало 1970-х гг.), очерки В.Альбрехта  «Как вести себя при обыске», «Как быть свидетелем», «Кислый ломтик жизни моей» (1980-е годы) и другие. Н.Горбаневская написала также документальную повесть «Полдень» (1968), А. Подрабинек  — исследование «Карательная медицина» (1978). В самиздате распространялись судебные речи адвоката Дины Каминской, защитницы диссидентов, сборник судебных документов Ю.Телесина «14 последних слов» (1968), антитоталитарные статьи Б.Шрагина, очерки и публицистика Н.Эйдельмана; сказки А.Белинкова, язвительные фельетоны З.Паперного  «Чего же он кочет?».

      Популярным эссеистом либерально-демократического самиздата становится Г.Померанц. Пропаганде модернизированного социализма («с человеческим лицом») посвящены статьи А.Парташникова «Социализм и сталинизм», «Марксизм и еврейский вопрос» (обе — 1956 год), книга В.Ронкина «От диктатуры бюрократии к диктатуре пролетариата», 1965), Е.Варги «Российский путь перехода к социализму и его результаты», П.Абовина-Егидеса и П.Подрабинека (отец А.Подрабинека) «Принципы социализма» (1978).
 
      Авторы-евреи участвовали и в православном самиздате. Так, в 1960–80-х годы широко распространялись проповеди Александра Меня; книги А.Левитина-Краснова «Мое возвращение» (1971), «Строматы» (1972), «Закат обновленчества», «Очерки по истории церковной смуты»; исследование Л.Регельсона о сталинских репрессиях «Трагедия русской церкви». В православном самиздате распространялся сборник священника М.Меерсона-Аксенова «Иудейско-христианский диалог», трактат Ф.Светова «Отверзи ми двери» (1978). В.Пореш редактировал христианский журнал «Община», подчеркивавший универсалистские аспекты христианства. В русском самиздате национального направления сотрудничал М.Агурский – сборник «Из-под глыб» (1974). Э.Финкельштейн публиковал статьи в литовском национальном самиздате и тому подобное.

      Авторство в самиздате грозило самыми серьезными последствиями и в послесталинский период. В 1965 году В.Ронкин за написание и распространение самиздатской книги был осужден на семь лет лагерей и три года ссылки. В 1968 году ленинградский студент Б.Шилькрот был осужден за то, что написал и распространял брошюры, в которых выражался протест против преследований диссидентов. В 1974 году за написание предисловия к готовившемуся (но не осуществленному) изданию собрания стихотворений И.Бродского был осужден М.Хейфец. Однако репрессии не смогли остановить распространения самиздата.
 
      Значителен вклад евреев в развитие самиздатской периодики. В 1960 году был арестован А.Гинзбург, издававший журнал «Синтаксис» (тираж более 200 экземпляров). В 1961 году был репрессирован Э.Кузнецов, выпускавший журнал «Феникс» (впоследствии — один из главных обвиняемых по Ленинградскому «самолетному делу» 1970 года). С 1964 года по 1970 год Р.Медведев и Раиса Лерт собирали и ежемесячно распространяли материалы, названные впоследствии «Политический дневник», которые включали хроникальные заметки, документы и аналитические статьи.

       Основным изданием движения за демократические перемены в Советском Союзе стал информационный бюллетень «Хроника текущих событий». В нем постоянно фиксировались факты нарушения гражданских прав в стране, давалась информация о правозащитных выступлениях; редакция принципиально воздерживалась от анализа и оценок.

       Бюллетень начал выходить в апреле 1968 года и, несмотря на постоянные репрессии, регулярно выпускался вплоть до реализации в Советском Союзе принципа свободы печати, когда он стал легальным изданием.
 
       Первым редактором «Хроники» была Н.Горбаневская, а после ее ареста (в том же 1968 году) и до 1972 года — А.Якобсон. К выпуску бюллетеня были причастны П.Якир, его дочь Ирина, Ю.Телесин, И.Габай, Ирина Каплун, Ирина Белогородская, Татьяна Великанова, Ю.Шиханович и многие другие. В самиздатском сборнике либерально-демократического направления «Русское слово» (1966) участвовал Н.Эйдельман. С середины 1970 года выходил православный журнал «Надежда», редактируемый Зоей Крахмальниковой. В 1974–75 годы в Москве издавался правозащитный журнал «Международная амнистия», одним из редакторов его был А.Твердохлебов. В 1977–81 годах московско-петрозаводская неомарксистская группа, в которую входили М.Ривкин, В. Чернецкий, Ю. Хавкин, А.Фадин, Б.Кагарлицкий, издавала социалистический журнал «Варианты», в 1979–81 годах, параллельно с ним — теоретический журнал «Левый поворот» (в 1981 году название изменено на «Социализм и будущее»). В 1982 году группа была разгромлена органами КГБ, а М.Ривкин, отказавшийся от «раскаяния» и сотрудничества со следствием, был осужден.
 
       В 1978 году вышел неподцензурный альманах «Метрополь», среди авторов которого были С.Липкин, Е.Рейн, Инна Лиснянская, В.Аксенов. В 1979 году в Москве стал издаваться общественно-политический журнал «Поиски»; членами его редколлегии были Раиса Лерт, П.Абовин-Егидес и В.Гершуни. В «Сахаровском сборнике» (1980) публиковались Г.Померанц, Г.Владимов, В.Войнович, Л.Чуковская и другие. В 1982 году за издание Информационного бюллетеня Свободного межотраслевого объединения трудящихся (СМОТ) были арестованы В.Сендеров, автор ряда работ о дискриминации евреев в Советском Союзе), В.Гершуни, И.Гельцер.

       Среди тех, кто подвергся преследованиям за участие в распространении и хранении самиздатской литературы, также было немало евреев. Активным распространителем (и автором) самиздата был бывший узник сталинских лагерей, дипломат Е.А.Гнедин-Гельфанд. Одним из наиболее известных в среде московских диссидентов хранителей и распространителей самиздата был Ю.Телесин, носивший в конце 1960-х годов прозвище Принц Самиздатский.

       Преследования не останавливали распространение самиздата и в городах, удаленных от центра. В 1970 году в Одессе была арестована Рейза Палатник, которой инкриминировали, среди прочего, распространение произведений О.Мандельштама и открытых писем Лидии Чуковской. В 1971 году в Саратове за участие в распространении самиздата были арестованы художник Б.Ямпольский и преподаватель В.Нульман. В 1973 году в Киеве за распространение украинского националистического самиздата осудили А.Фельдмана, инкриминировав ему уголовное преступление. За участие в грузинском национальном и правозащитном движении, в том числе за распространение самиздата, в 1977 году в Тбилиси был арестован Г.Гольдштейн. В 1981 году в Москве провели обыск у Л.Вуля, участвовавшего в выпуске и распространении «Хроники текущих событий». В 1983 году в Ленинграде за хранение и распространение нелегальной литературы был приговорен к длительному сроку заключения ленинградский историк М.Мейлах.

       В кругу тем, разрабатывавшихся демократическим самиздатом, еврейский вопрос не занимал сколько-нибудь значительного места, однако, обращаясь к страницам истории преступлений сталинского периода, неподцензурная печать упоминала и травлю «космополитов», и дело врачей, и убийство членов Еврейского антифашистского комитета, и замалчивание Катастрофы (Холокоста). Среди прочих актуальных проблем правозащитники обращались к фактам дискриминации евреев, культурного геноцида (в частности, отсутствия еврейских школ), ограничения права на репатриацию.

       Однако эта тематика оставалась второстепенной, ей отведено лишь несколько строк в программных документах демократической оппозиции: «Компонентах социализма» М.Богина (1967), «Размышлениях о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» А.Сахарова (1968), в анонимной «Программе демократического движения в Советском Союзе» (1969).

       Одним из первых документов самиздата, посвященных еврейскому вопросу, было письмо Б.Полевого руководству компартии, озаглавленное в самиздате «К проблеме антисемитизма в СССР» (1957). В этом письме, написанном с правоверно коммунистических позиций, утверждается, что возобновление издания книг и периодической печати на идиш, прерванное сталинскими преследованиями, а также восстановление еврейского театра содействовали бы поднятию престижа Советского Союза в западном мире.
 
       В получившей распространение в самиздате записи антисталинского выступления писателя П.Бляхина на партийном собрании Союза советских писателей (1956) говорится, что дело врачей — «позорное пятно на партии и прежде всего на нас — русских коммунистах».
Этот же вопрос затронул П.Якир в письме (1969) в редакцию журнала «Коммунист». Автор, скрывшийся под псевдоним «доцент В.К-в», среди различных тем, поднятых в письме председателю Совета министров Советского Союза А.Косыгину (1966), ставит вопрос о существовании «в очень замаскированной форме» государственного антисемитизма.

       Неординарно затрагивает еврейский вопрос А.Амальрик в получившей большую известность работе «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» (1964).
Автор констатирует, что русская власть неизменно утверждалась с помощью внешних союзников, будь то норманны, монголы, византийцы, немцы или евреи. Упрочившись, новая власть в России всякий раз проникалась ксенофобией и начинала активные действия против вчерашних друзей; таким образом А.Амальрик объясняет генезис советского государственного антисемитизма.

       В 1971 году В.Чалидзе опубликовал письмо (поддержанное А.Сахаровым и А.Твердохлебовым) против преследований еврейских активистов. В том же году Лидия Чуковская выступила против ареста Рейзы Палатник. Анонимный автор в брошюре «Фашизм в СССР: спонтанный протест или инспирированное движение?» (1983) приходит к выводу об особой роли органов безопасности в организации «самодеятельных» нацистских групп.
В самиздатской периодике сравнительно большое внимание еврейскому вопросу уделяли только журналы «Политический дневник» и «XX век». В «Политическом дневнике» были опубликованы материалы по истории советского еврейства, в частности, статья автора, скрывшегося под псевдонимом «писатель Т-в», «Поль Робсон и Ицик Фефер» (1967), в которой приводится (со ссылкой на А.Фадеева) сообщение об устроенной сотрудниками НКВД провокации — встрече в ресторане арестованного еврейского поэта с американским певцом, которая должна была «разоблачить ложь» о преследовании деятелей еврейской культуры.
 
       В редакционной статье «Политического дневника» за 1969 год обращалось внимание на статью, опубликованную в газете «Советская Россия», в которой утверждалось, что контрреволюция 1968 года в Чехословакии инспирирована и подготовлена сионистами. Хотя статья содержала ссылку на ливанскую газету «Ад-Дунья», автор «Политического дневника» предполагал, что дезинформацию подготовили и послали в Ливан советские спецслужбы.

       В 1970 году «Политический дневник» откликнулся на «самолетный процесс» в Ленинграде, подчеркнув провокационные действия КГБ, приведшие к аресту еврейских активистов.

       В декабре 1970 года журнал поместил большую подборку материалов по еврейскому вопросу, включавшую обширный трактат М.Байтальского «Ближнее и дальнее (заметки о еврейском вопросе в СССР)», адресованный, как сказано в послесловии, русской интеллигенции. В журнале «XX век» помещена большая статья Раисы Лерт «... И на которые нет однозначных ответов» (1975), где, среди прочего, сказано: «Нынешняя еврейская эмиграция — кровное, родное дитя государственного антисемитизма».

       Р.Медведев опубликовал отдельную брошюру — «Ближневосточный конфликт и еврейский вопрос в СССР» (1970; отрывки из нее печатались ранее в «Политическом дневнике»), получившую хождение в самиздате. Автор осуждает антисемитизм, но поддерживает «добровольную ассимиляцию».

       Анонимное «Письмо русских демократов еврейскому народу» (журнал «Луч свободы», 1972), отмечая неизменное сочувствие и солидарность русских демократов по отношению к еврейскому движению, упрекает сионистов в изоляционизме: они требуют прав лишь для себя, не заботясь о других народах Советского Союза. Надо заметить, что сведения о журнале "Луч свободы" отыскать не удалось.

       В 1980-е годы в демократическом самиздате появились авторы, поставившие вопросы моральной ответственности общества и личности за проявления антисемитизма. И.Мартынов показал несоответствие реально существующего государственного антисемитизма и официально признанных в Советском Союзе интернационалистских идеологических установок; С.Лёзов и С Тищенко («Письмо в редакции советских газет», 1987), резко осудив государственный антисемитизм, призвали интеллигентов-неевреев к противостоянию антисемитизму общественному.

       Из произведений художественной литературы в самиздате распространялись стихи Б.Слуцкого, Б.Чичибабина («Уезжающим», «Народу еврейскому», «Бессмыслен русский национализм...»), А.Петрова-Агатова («До свиданья, мой друг, до свиданья...») и другие. Широко расходилось по каналам самиздата стихотворение «Бабий Яр» Е.Евтушенко, хотя и опубликованное в «Литературной газете» в 1961 году, но подвергшееся ожесточенным нападкам и десятилетиями не переиздававшееся.

       В «магнитофонном» самиздате были широко известны песни А.Галича («Шесть миллионов убитых...», «Кадиш», «Песня Исхода», «Поезд: памяти Михоэлса», «Ой, не шейте вы ливреи, евреи...»), В.Высоцкого («Мишка Шихман башковит...») и другие.

      Понятно, что в Самиздате активно участвовали и русские диссиденты, а также представители других национальностей. Но утверждение классика антисоветизма о том, что без евреев Октябрьская революция и Советская власть не победили бы, натолкнули на мысль - а победила бы без них революция 1991 года?


Примечание: использованы материалы из ЕЖЕВИКИ – Академической энциклопедии по еврейским и израильским темам, а также материалы, опубликованные за последние годы в Интернете.


Рецензии