Записки заплутавшего музыканта

Я вообще чего задумалась-то? Чего только не играла и не слушала в своей жизни! Какие произведения, стили, композиторы и исполнители не трогали душу! Сейчас, когда в голове масса идей, которые постепенно воплощаются, сижу и думаю - а что ж я делаю? Мне нравится то, что я делаю? Что вообще мне нравится?

И тут я поняла - не люблю классику...

Не-не-не, это не то, что вы подумали!! Я на всякий случай по порядочку попробую;)


Ну, было когда-то со мной - учила классические произведения. Программа, академконцерты, черный рояль, все дела. Без ентого, может, ни один музыкант не обойдется - программа обучения музыке у нас так построена. И до какого-то момента все детишки, девчонки и мальчишки, скрипя зубами и ненавидя весь белый свет вкупе с родителями и особливо преподавателями, просиживают штаны, играя гаммы, арпеджио, аккорды... Аккорды - кому инструмент позволяет, конечно. Типа на трубе или тромбоне не очень-то разгонишься аккордами бацать.

Отвлеклась. Так вот, программа. Внезапно поймала себя на мысли, что благодарна своему педагогу Татьяне Ивановне Родниной (ой, имя до сих пор помню!!!) за то, что она подбирала мне произведения не как у всех. Представляю, какое неземное счастье испытывали педагоги из комиссии, когда каждые полгода слушали "Лунную сонату", "К Элизе" и прочие великие вещи, набившие оскомину (при всем уважении к авторам...)! А Бетховен, Моцарт и прочие гении спать спокойно не могли не только по ночам... А у меня - раздолье! Свиридов, Глиэр, сотоварищи - комиссия была страшно рада свеженьким элегиям, прелюдиям и вальсам!

Только вскоре классика с написанными и выученными нотами закончилась, и случилось Иркутское музучилище и отделение эстрадного фортепиано. Джазовая гамма, блюзовый стандарт, первая попытка импровизировать... и полнейшая уверенность в том, что я абсолютнейшая и бесповоротная бездарь. Уверенность, подкрепленная презрительными взглядами сокурсников и недоумевающими - педагогов. В связи с этим я быстро бросила учебу, ушла в попсу и ресторан, а потом уехала в Курган.

В Кургане мы познакомились с Ним, моим саксофоном. И вполне дружно жили на эстрадно-духовом отделении. Педагоги хвалили хороший звук, дрессировали оркестр и выделяли возможных солистов. Меня, конечно, тоже, а как же! Педагоги тоже разные были, чего уж. Первый мой "индивидуальный тренер" был классиком. Поэтому через месяц я его бросила и перешла к другому, джазисту. В джазе по-прежнему ничего не соображала, но подстегивало то, что он в меня верил! Он вообще в нас верил и безумно любил джаз. О том, что есть такие имена, как Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Каунт Бейси, Дюк Эллингтон, Луи Армстронг и прочие Великие, я узнала от него, Павла Леонидовича. Ну и от педагога-трубача Леонида Юрьевича - это была та еще парочка!! С ними оркестр звучал!! А мы спокойно и размеренно учились. Ежели бы не любоФФ и прочие студенческие штучки, то учились бы эФФективнее, слов нет... Ну да ладно:) Итогом стали госэкзамены по дирижированию и инструментовке, когда я, нимало не смущаясь, выбрала фортепианную пьесу Дэйва Брубека, аранжировала и расписала ее для оркестра, отрепетировала и представила госкомиссии. Финал. Тишина, переходящая в аплодисменты. Ошарашенная комиссия и зрители. Красный диплом. Ап!


И дальше?

Дальше мы поиграли с мирнинским оркестром под названием "Диксиленд". И джаз, и "Битлз", и все золото мировой музыкальной культуры (кроме классики, разумеется).

Потом кто-то решил родить малыша и забыл про саксофон на несколько лет и даже музыку почти не слушал.

Сынок подрос. Я вспомнила про саксофон и взялась играть сольно. Хвала Вселенной, что появились "Мимокасы"!!!! Вот тогда и понеслась - Бенсон, Ди Меола, Майлс Дэвис, Incognito, De-Phazz, Патитуччи, Чик Кориа, Дейв Векл, вспомнила про Стинга, Тину Тернер...

Затем наступил период изучения рок-музыки - благодаря Тарантино и бой-френду рок-музыканту. Tito & Tarantula, Korn, Slipknot, Guano Apes... Не моё... Но познакомилась!

Да, потом саксофон сломался, мастера найти днем с огнем, а я уехала в Новосибирск и занялась актерским мастерством. Театр отодвинул всё на задний план. Много нового я узнала о себе за это время - например, что без музыки все равно не могу, как бы не выпендривалась.

И вернулась к уже родным - Армстронг, Нина Симон, Элла Фитцджеральд, Синатра, Патитуччи, Векл, Red Garland Quintet, Чет Бейкер, Кенни Барон, Стэн Гетц...

В мае снова встретились с одним из "Мимокасов", Максом (гениальнейший композитор, надо сказать!), и появились в жизни Richard Bona, Жако Пасториус, Lettuce, Morphine, Fat Freddy's Drop, Therr Maitz, а за ними Til Bronner, трио Boling, Brown & Holloway, Дейзи Мэй, величайший на все времена Телониус Монк - единственный пианист, чья игра трогает до слез.....

А в июне произошла эпохальная встреча с легендой - Эдди Хендерсоном, который получил первые уроки игры на трубе от самого Луи Армстронга, который играл вместе с Дэвисом, Хэнкоком, Гетцем, Бейкером! Перевернулось всё!


...TOTAL: не люблю классику. Нет, это не то, что вы подумали! Безусловно, великие композиторы - Бетховен, Бах, Моцарт, Верди и другие! Я даже с удовольствием слушаю арию Демона в исполнении Хворостовского (никогда бы не подумала после всех уроков музлитературы, что мне понравится Рубинштейн!). А Хворостовский - это любовь! Обожаю почти классического Джоша Гробана! Classical crossover - так это называется, кажется. Нетребко и Виллазон - до дрожи! Но это ГОЛОСА, лучшие, самые живые голоса мира... Впрочем, голоса нравятся далеко не все, ой как далеко!

Но... Не трогает исполнение инструментальное... Написанные ноты, готовая партитура, расписанные акценты, нюансы... Автор сочинил - и ничего нового. Всё. Мертво.


А джаз... Мне, конечно, далеко до Хендерсона, Монка и Гетца. Может, не дотянуться до Паркера, Векла и Бона. Но это та музыка, которую я люблю, которая живет в сердце... которой живет сердце. Музыка, что звучит во мне - джаз. Она единственная рождается в тот самый момент, когда играешь! И ты рождаешься, когда играешь её. Джаз - единственный музыкальный стиль, где возможен риск! И даже больше - стиль, где риск необходим, и этот риск - импровизация. Может нифига не получиться, конечно. Но если получится - это будет настоящая живая музыка, рожденная здесь и сейчас! Что может быть прекраснее новой жизни?

Может, мне и не суждено быть настоящим джазовым музыкантом, кто знает... Может, так и буду жить на границах джаза с другими направлениями музыки. Но то, без чего я уже не могу - без того, чтобы пропускать музыку через сердце и помогать ей рождаться снова и снова. К чему приведет этот путь? Не знаю.. Посмотрим! Может, к вершине. Плох тот музыкант, который не мечтает получить Grammy и Oscar - по-моему, так!


А классика... Классика - это основа. В конце концов, чтобы что-то знать, не обязательно это любить, так ведь? "Травиату", может, на сон грядущий?



/Фото Натальи Петровой. Клуб "Алиби", Москва/


Рецензии
Вы правы, Наталья Юрьевна. В детстве и юности классика выпила у меня бочку крови. Я её признаЮ, но всё реже нуждаюсь в ней. Не могу назвать ни одной классической оперы, которую хотелось бы прямо сейчас послушать, до конца. Так, отдельные арии. А как Вам полонез Огинского, тот , известный? Забыл тональность. А толпе нравится. Остальные 49, думаю, ещё лучше. С улыбкой.

Алексей Санин 2   27.10.2013 18:54     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик, Алексей!:) Кажется мне, вряд ли кто-то может быть прав или не прав в таких вопросах - это же ощущение себя в мире, а оно вроде как с правотой не связано)) Полонез Огинского, честно признаться, раздражает до зубовного скрежета... Отдельные арии мне тоже нравится иногда послушать, но опять же в исполнении определенных певцов... Я лучше Монка послушаю или Хендерсона)))

С благодарностью))

Наталья Юрьевна Федотова   29.10.2013 09:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.