Индейские пляски Pow-Wow минувшим летом в Монреале
Но у меня свой метод. Я всегда был против, хотя и возрос в недрах советской школа. В этом смысле я просто не управляем. Имел и имею столкновения с редакторами и издателями. Ибо, полагаю я, жизнь и факт из жизни настолько широки и необъятны, что общий подход в освещении их неприемлем.
Как и в сегодняшнем случае с шоу «Поу-вау». Пришёл, увидел — праздник. Как рассказать, поведать, осветить, подать материал? В виде куцей информации, репортажа, отчёта или всё таки очерка? А как быть с личными впечатлениями, с неожиданными, удивительными встречами, с яркими потрясающими ассоциациями, всплывающими во время развития красочного индейского представления? Нужно писать, нужно хотя бы отписаться. А там – дело читателя решать: хорошо или плохо. Кто поймёт – тот мой.
Прежде всего, филологическое отступление: как «правильно» писать и произносить? Pow-Wow может быть начертано как с прописной, так и со строчной буквы: pow-wow, powwow, pow wow или pau wau. И произносится различно: то как поу-воу, то как поу-уоу, то просто пау-вау. Название этого праздничного явления в жизни индейцев восходит к языку племени наррагансетт. Близким по смыслу переводом на русский будет «ша-ман» или «духовный лидер».
Традиция заклинания злых духов или вызова добрых ангелов бешеной пляской уходит своими корнями глубоко в древность, а история возрождения в виде фолка неизвестна, потому что рано: причины и следствия не изучены и пока не описаны…
Во всяком случае мне, выходцу из Советского Союза с более чем 20-летним стажем, довелось услышать о «плясках индейцев» всего лишь три-четыре года тому назад. До этого никто ничего не говорил. Скорей всего, широкая известность пау-вау и признание публики совпали по времени с появлением интернет сайтов, посвящённых пау-вау, и таких социальных сетей, как фэйс-бук. В 2011 году в Сан-Франциско состоялся 43-й; в 2013-м в Канаваке, на котором мы побывали, - 24-й ежегодный пау-вау.
Современный пау-вау это не только праздник северо-американских индейцев, но и всех племён и народов земли, получивших законодательное название «первая нация». Встретился даже такой лозунг: All Land is First Nation. И как не побывать, не порадоваться, не восхититься?! Красочное действо, заряжающее зрителей животворящей энергией происходит совсем рядом с Монреалем. Безудержность возбуждает.
До заповедных мест рукой подать. На юг — через Мерсьер Bridge всего в 10 милях у могикан-могавков-мохоков в Kahnawake Mohawk территории, на просторном правом берегу светлых вод широкого Сан-Лорана. Маршруты автобусов 132 и 138. Есть общественный транспорт от метро Angrignon с пометкой «Канаваке Pow Wow».
Чуть подальше, на север — через Лаваль в индейском селении О`ка в живописных отрогах Апалачей и тоже почти у самой воды. Словом, хоть на несколько минут побыть рядом с Чингачгуком, с Натаниэлем Бампо (Натти) и с другими благородными дикарями прославленного Фенимора Купера.
Конкретно, в старых американских вестернах праздником «пау-вау» часто назывался любой слёт, митинг или собрание индейцев, на котором они танцевали, пели, общались, лакомясь стейками из оленины и бизонятины с ягодами, крутой медвежатиной или моржовым мясом, строганиной и лососиной.
Пау-вау Iroquois в Канаваке и в Оке, в которых с удалью и необъяснимым энтузиазмом поучаствовали и некоторые русаки-монреальцы, происходил на округлых травяных площадках среди леса. В центре, там, где прежде, по-видимому, мощными «кострами взвивались синие ночи», располагались беловерхие тенты и пестрые полотнища флагов, включая США, Канады и Квебека. Здесь же — барабаны и барабанщики, Мастер Церемонии, жюри, а также несколько кресел для «своих» и для аккредитованных журналистов.
Второй круг концентрически примыкающий к танцевальной площадке составили плотные ряды восторженных зрителей, жаждущих национально остренького и новенького. В третьем сосредоточились всевозможные палаточные бутики с информацией и рекламой индейских бизнесов, со съестным, с декоративными поделками индейцев, с ювелирными украшениями, с изделиями из кожи, с табаком, засушенным и свёрнутым в сувенирную жгут-косичку. Такую связку — подарок с родины табака на родине купил и подарил мне мой почтительный друг Кирилл Долгих, явившийся на пау-вау со всем своим многочисленным семейством.
Жюри мною упомянуто не случайно. На глазах зрителей пау-вау разворачивались танцевальные соревнования с денежными и весёлыми призами.
В кажущейся суматохе и неразберихе есть, оказывается, строгий и особый порядок. Непрерывной чередой в круг вступают исполнители традиционных мужских танцев, затем идёт мужской танец на траве, мужская импровизация, традиционный женский танец, «звенящие женщины» с монистами на щиколотках, женская импровизация. Дети от шести и старше следуют тому же порядку (согласовано с Википедией).
И в Оке, и в Канаваке пау-вау открылось «Большим Выходом» (Grand Entries). На травяной ковёр вышли все экзотически и разнообразно наряженные участники в перья и в шкуры, включая спотыкающихся стариков и запинающихся младенцев. Глухо и громко застучали барабаны, настолько большие, что в них ударяют сразу несколько мужчин. А из трансляторов завопили, заулюлюкали истошные голоса, ритмично перемежаясь с барабанным громом:
«Хотка, хотка»! Бум-бум! «Хотка, хотка!» Бум-бум!
…Далеко по лесу разносились тревожное эхо органично слитных звуков барабана, сумасшедших нечленораздельных выкриков и танца.
-Good drums get the dancers out there; good songs get them to dance well. Without drum groups there is no music. No music, no dance, no powwow, — прокричал мне на ухо мой давний знакомый индеецKi-on Tsonnontouans. Он не танцует. Он гоняет тяжёлые траки по всей Северной Америке.
Яркое и шумное действо отдалённо напоминало мне коллективную молитву и одновременно заклинание. Впрочем, впоследствии, «мои индейцы» с удовольствием подтвердили правильность моих догадок, приведя для примера одну из молитв индейцев племени сиу:
«О, Великий Дух, огради меня от высказываний, суждений и обвинений по отношению к человеку, пока я не проходил в его мокасинах две недели».
Я приник к верёвочному барьеру, чтобы по фотографировать и поснимать невиданное кино на свой мобильник. Но строгие ребята и женщина из секюрити толково объяснили мне, что ритуал общего выхода пау-вау носит сакральный характер и фиксировать этот момент на «плёнку» запрещено.
В Канаваке я познакомился с молодым индейцем по фамилии Ron Meetoos, внуком вождя племени Кри. Молодой, огромный, как гора, мужчина в шкуре медведя гризли выламывал такие угрожающие фигуры и так боченился, кривлялся, вихлялся и артачился, что было страшно за него. Я невольно вопросил:
- Как назывался твой танец, Рон?
Meetoos засмеялся:
-Hubba, hubba, hubba!!!
Краткое пояснение за него дал родственник Рона — Joyce Meetoos. Он сказал:
-The grizzly or wolf regalia usually go under the Traditional men dance!
Но Рон оказался большим шутником! Перед выступлением в Оке он подстриг свои смоляные волосы под Элвиса Пресли, ещё более помолодел и стал очень похож на знаменитого «короля рок-н-рола». Отплясывая в Оке, Рон крутился на одном месте, как бы планируя, юлил, изворачиваясь по-всякому, в светло-зелёном наряде с бесчисленными кисточками, выделяясь среди прочих дансеров.
- What the name of your costume was in Oka? — Не оставил я Рона в покое своим любопытством.
- It was native regalia. Traditional. He usually wearing like the grass. It is regalia Grass Dance!! – Ответил за брата Joyce Meetoos.
Linda Dee Merasty заметила: That looks like a hard cover rock-n-roll pose, brother.
-Yaa, — согласился Justin Soaring-Hawk. - It was like a Native Elvis!
Ron Meetoos: -Elvis never died, he just went on the POW WOW trail.
При более близком знакомстве выяснилось, что Рон Митус – ровесник и брат моего бледнолицего и романтичного друга из Торонто Олега Стрелянного (Oleg Strilyaniy). Брат, потому что они с Роном родились в один день, в один год и в один месяц. Олег получил индейское имя Fast Deer – Быстрый Олень. В ближайших планах Быстрого Оленя построить дом на берегу реки или озера, для себя и для друзей. Дом Быстрого Оленя — Дом мечты.
И тут (к слову о присутствии русских эмигрантов в жизни индейцев), на малахитовый овал танцевального ковра вступили скво – индейские женщины. Ах, какая среди них выставилась одна сногсшибательная краля – настоящая пава для паувау! В до бела выделанном костюме из кожи, стройная женщина выглядела белоствольной берёзкой. К верёвочному ограждению подскочил какой-то восхищённый мужчина, выхватил свой портмоне и на глазах поражённой публики торопливо вручил женщине несколько зелёных банкнот. Перекрывая грома и молнии барабанов, он выкрикнул:
-You are beautiful!
Гм,.. о себе помолчу. Инстинктивно, я протянул руку и подёргал индейскую леди за кисточку её неподражаемого костюма.
-Скажите, пожалуйста, милая скво, — спросил я её на чисто русском языке,- как вас зовут?
Индейская леди повернула ко мне своё надменное курносое личико и ничуть не удивившись моей русопетской речи, кротко и коротко ответила:
-Меня зовут Лиза. А вас как?
Мы познакомились. И с моей супругой. Её полное имя Ildze Elizabeth Slanke Meetoos. Сколько было радости от взаимного узнавания людей из бывшего Великого Союза. Рон Митус оказался мужем Лизы. Они познакомились, кажется, в Италии или в Швейцарии.
Как выяснилось, супруги Митус, живут концертами, выступая на всех Пау-Вау Северной и Южной Америки. Все остальные «ша-маны» и большинство «духовных лидеров» — тоже не чуждаются сценического образа жизни.
А на заключительном параде мой друг Кирилл Долгих в индейских мокасинах и многие другие зрители даже и «без» прошлись по кругу, исполнив танец «Дружбы».
Невольные ассоциации захлестнули меня. Так вот оно что! Ведь ещё пять лет тому назад, работая на «свой страх и риск» над объёмным очерком «Герой Советского Союза — вождь ирокезов», я в одиночку пришел к открытию и твёрдому выводу, что и в далёком 1976-м году на выставке ЕХРО-76, быт и традиции индейцев представляла канадская агитбригада из потомков канадских украинцев. (См здесь: http://perorusi.ru/blog/2011/02/----/).
Кратко: 19 апреля 1944 года при бомбардировке железнодорожной станции Львов-2 самолёт Ивана Ивановича Даценко взорвался в воздухе. Бесстрашный летчик, Кавалер Золотой Звезды Советского Союза Иван Иванович Даценко погиб… А в 1976 году, под Монреалем, группа канадских артистом разыгрывала перед членами советской делегации танцующую семью индейцев. При этом «вождь» не удержался и заговорил по-украински.
Среди делегатов находился знаменитый наш танцор М.Эсембаев. По приезде домой он дал газетное интервью, упомянув и безымянного хлопца. И тут началось. А не Иван ли это Иванович Даценко? И сенсационные разборки продолжаются до сих пор! Мои личные исследования и догадки о необоснованности предположений подтвердились и некоей официальной справкой, что действительно некий «не индеец» был принят в племя как менеджер туризма, чтобы организовать туристический бизнес с показом танцев индейцев. Как менеджер он получил статус вождя и ритуальное имя Chief poking fire — Пронизывающего Огонь. Лишь по признанию Эсембаева этот менеджер был лет на тридцать моложе Ивана Ивановича.
«А что же тогда, повторяю, все это было?- писал я в своём очерке на тот момент.- Шоу! Всего лишь концертное шоу. Анти этическое дело террористов и противостоящих ему разведок шагнуло так далеко вперед, что ради уничтожения неугодного человека пустят под откос пассажирский поезд, взорвут самолет, жилой корпус или фабрику, отравят отель. Никто теперь не заботится о так называемых «невинных жертвах». Для чего, скажем, нужно было публиковать Солженицына или других диссидентов «на западе»? Чтобы усилить их конфронтацию с властями предержащими. Зачем нужно было заражать плутонием служителей отеля и ресторана-суши, «убирая» Литвиненко? Пока без ответа. Но заботился ли кто о дальнейшей судьбе глубоко русского писателя или о последствиях массового отравления при устранении неудачливого «спая»? Никто. Нисколько. И международная выставка Экспо-67 была ко всему еще и выставкой спецслужб, никогда не прекращающих своей убийственной «холодной» войны»…
В этом, 2013 году, всё кончено. Индейское шоу Пау-вау с «паувами»(обратите внимание на созвучие этих слов) для монреальцев и квебекуанцев успешно завершено. Да осветись наша зимняя жизнь приходом нового лета!..
By Vladimir Morgan
На снимке: Ildze Elizabeth Slanke Meetoos
Ссылки по теме:
http://wemontreal.com/?p=22523
http://www.kahnawakepowwow.com/
Свидетельство о публикации №213092800330
Побывала вместе с вами, посмотрела, послушала - восхитилась!
Стало больно читать о "невинных жертвах"!
С праздником соседствует печаль.
Такова наша жизнь. А жаль!...
Пусть судьба дарит ВАМ счастливую жизнь!
С уважением и теплом.
Евгения.
Евгения Козачок 29.09.2013 21:19 Заявить о нарушении
Виноват, не переключил регистр. Вот что я хотел сказать.
Glad to each new meeting with you, dear Eugene!
Ой, нет.
Рад каждой новой встрече с вами, уважаемая Евгения!
Материал, конечно, во многом этнографический, познавательный.
Мне нравится ваша человеческая и писательская реакция на моё скромное изложение.
Спасибо. Новых вам творческих удач и свершений!
Володя Морган Золотое Перо Руси 29.09.2013 22:40 Заявить о нарушении