Поэт, пусть даже пишущий прозу, понимает и объясняет жизнь с помощью метафор. Только так Поэту и удается сказать несказанное и выразить невыразимое. Ключи к пониманию собственной жизни и своего творческого метода Марина Цветаева дала в автобиографической прозе. Вот один из них:
«Хроматика есть целый душевный строй, и этот строй - мой. За то, что Хроматика - самое обратное, что есть грамматике, - Романтика. И Драматика.
Эта Хроматика так и осталась у меня в спине.
Больше скажу: хроматическая гамма есть мой спинной хребет, живая лестница, по которой все имеющее во мне разыграться - разыгрывается. И когда играют - по моим позвонкам играют».
Попытаемся разобрать эту метафору. Хроматическая гамма является усложнением мажорной или минорной гаммы посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами, - примерно так ее описывает музыкальная теория. Но что это значит на практике? Исполняющий хроматическую гамму делает очень мелкие шаги пальцами, последовательно касаясь всех клавиш, ничего не пропуская, позволяя каждому звуку прозвучать. Повествовательная манера Цветаевой именно в этом смысле хроматической гамме близка. Описание судьбы человека превращается у Цветаевой в бесконечно «длинную» и «волшебную» связанность событий, каждое событие наделяется смыслом, каждое событие является шагом Судьбы.
"Мать — залила нас музыкой. (С этой Музыки, обернувшейся Лирикой, мы уже никогда не выплыли — на свет дня!)... Мать залила нас всей горечью своего несбывшегося призвания, своей несостоявшейся жизни, музыкой залила нас, как кровью, кровью второго рождения " - так Цветаева писала о матери, учившейся у Рубинштейна, но так и не ставшей пианисткой, поэтому Марина получила достойное домашнее музыкальное образование.
Отсюда и ёё обращения к терминологии.
Марина, как фрагмент литературного исследования эта заметка достаточно интересна.
Спасибо! Прежде всего, за прочтение! Ну, и за отклик, конечно, тоже.
Вы правы, это фрагмент большого литературного исследования.
Именно над этой метафорой я очень долго думала, пыталась ее разгадать (было нелегко, т.к. музыке я никогда не обучалась). Но, мне показалось, что получилось, захотелось этой мыслью поделиться, как вполне самостоятельной))
А вот по поводу фразы "так не ставшей пианисткой" относительно М.А. Мейн я бы поспорила. Разве пианистка - это только профессия? Это призвание! И женщина, умирающая со словами "Мне жаль только Музыки и Солнца", пианисткой была.
Согласна с Вами, этот вопрос абсолютно не спорный. И хотя я прекрасно знаю, что приглашать на свою страницу - дурной вкус, но именно сейчас я публикую главы из романа о Цветаевой, а Вы, как видно, уже глубоко в теме. Возможно, Вам захотелось бы дополнить или исправить? Или просто обсудить?
Елена! Спасибо за приглашение)) Я уже заглянула одним глазом и запланировала на выходных ознакомиться внимательно)) К тому же об эмигрантских годах жизни МЦ знаю очень мало. Только в этом году мельком ознакомилась с книгой Мины Полянской "Флорентийские ночи в Берлине". Вы читали?
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.