Дух как Личность

         
Увидела дух свой. В церковной лавке витрины открыты, без стекла. Женщина попросила померить кольцо, и пока я наклонялась за коробкой, чтобы найти нужный размер, смотрю, женщина уже крутит кольцо на пальце. Я спрашиваю: «Вы что, уже взяли мерить»? Она с обидой и гонором, высокомерно отвечает: «Как Вам не стыдно, что Вы такое говорите – у Вас взяла». Мой дух возмутился, обида появилась: «Причем тут, как не стыдно. Часто у нас сами берут, что хотят, и меряют, хотя и просишь не брать». Но я тут же собрала все свои силы, вспомнила советы святых отцов, проговорила себе: «Кто ты такая, чтобы тебе говорили приятные слова. Я хуже всех, я ниже всех. Потерплю ради Бога». Сказала ей: «Простите». И сразу возмущение духа исчезло. Позже я поняла, что недавно у Феофана я прочитала о духе: он хорошо отделил дух от души. У святых отцов до сих пор я читала, хотя и отделяют дух от души, но не особо обращают на это внимание. И я поняла, что с духом я не работала вовсе. Только рассматривала понятия – слаб духом, крепок духом, силен духом, упал духом, воспрял духом. А здесь я вдруг поняла, что дух, как личность моя, должен совершенствоваться во всем, в чем совершенствуется душа, ум, плоть. Дух мой должен сораствориться с Духом Божиим, быть духоносным. Т.е. духоносным во мне становится мой дух, а не душа и не ум, хотя они обретают чистоту и обретают свет. Дух мой должен стать смиренным, не возмущаемым. Господи, избави мой дух от возмущений, но даруй моему духу смирение, умиротворение. Теперь чаще замечаю, что дух мой уязвим, возмущается. И я вновь и вновь прошу Господа избавить мой дух от возмущений и уязвимости, укрепить ограду ограждения в сердце моем, стену смирения. Научиться радоваться тому, что могу потерпеть ради Бога. Чтобы мять сердце мое, дух мой, плоть мою, чтобы были мягонькие, смиренные. И как взыграл дух мой в сердце моем радостью! Помоги мне, Боже, дух мой довести до сочетания с Духом Святым Божиим.
Все откровеннее становятся Писания, яснее открывается учение Божие о рождении во второй раз от Духа и Огня. Читаю:
«И отверзеся храм Божий на небеси, и явися кивот завета Его: и быша блистания, и гласы, и громы, и трус, и град велик» ( 11,19).
Какая чудная связь неба с землей, устроенная Господом Богом, любящего людей! Он воцаряется на Земле в Сыне Своем, Господе Иисусе Христе – исчезает мрак языческий, разрушается власть, угнетавшая Церковь Христову. Нет более преграды людям исповедовать Христа, идти вслед Его;
Небо отвечает на это торжественное событие раскрытием храма своего для всех последователей Христовых или, иначе сказать, раскрывается все небо, которое есть Храм вечного Бога. Является кивот завета Господня, то есть, нерукотворное, небесное, неизъяснимое святилище, в которое вошел Господь Иисус Христос как Искупитель и Ходатай за людей (Евр.9:24).
Открытие  храма небесного сопровождалось потрясением природы и грозными явлениями».
Я вдруг увидела всю панораму событий последователя Христова, идущего вслед Его,
- Небо отвечает…
- Открытие Храма Небесного сопровождалось потрясением природы и грозными явлениями.
- небо праздновало исполнение одного непостижимого благого и величественного определения Божия,… , которое составляло Тайну Божию, … , открытую потом святым апостолам и пророкам Духом Святым (Еф. 3,5).
Было, все было! Боже, как величественны Твои дела!
Открываю творения Григория Богослова, и что же я вижу! Я читаю о Духе Святом! Мне стали открываться понятия Духа Божьего. Сначала у Феофана Затворника прочитала о духе, как хорошо он отделил его от души. Так все же у меня не было ясной картины о духе, как части самостоятельной во мне. Хотя я и видела его самостоятельность – он действует, душа запоминает, воспитывается, становится личностью, ум ведет беседы с Богом, передает их душе, но вся сила жизни в духе. Он, можно сказать, «аккумулятор» сил: каких духов принимает, теми напитывается сам, питаем ум и душу. Боже, какая погибель человеку от духа своего, прервавшего связь с Духом Божиим! Как это произошло? Почему человек духом отошел от Духа Божьего? Или изначально человек рождается с духом самостоятельным, не соединенным с Духом Божьим? Дух является водителем души и ума. От состояния духа зависит состояние человека: слаб духом – силен духом; гнилой дух – здоровый дух; пал духом – воспрял духом; вознесся духом; окрылен – тоже духом. Утерян ключ? Это и есть ветви, которые Бог отсек, а корни оставил? И этот корень пускает новую поросль – дух стремится к Богу в молитве, соединяется с Духом Божьим через Слово, от Бога к нам пришедшее? Вот оно понятие: «Словом питаемся, Духом живем»!


Рецензии