Ответственность слова

Почти все читали в Евангелие от Иоанна, что было «В начале…».
Читали, цитировали этот стих. Проникали в его смысл своим и разумом, и чувством.
Очевидно, в те времена, когда зарождалось Его Величество Язычество, часть Слова было передана людям, которые, обретая СВОЁ слово, становились народом.
Может ли народ, обретший со своим словом - и свою неповторимость, забывать о Слове?
Пусть вопрошание преамбулы даст нам силы обдумать тему, обозначенную в заглавии.

Итак, как же должна проявляться ответственность человеческого слова?
Владеющие им, обязаны вкладывать в слово чётко обозначенную мысль. Вот почему пословицы – мудрость народов – кратки! (По той же причине самому многочисленному народу на планете достаточно краткого лозунгового призыва, чтобы воплотить его в дело).

Как сказанное можно увязать с ответственностью мастеров слова? Или проще: о чём ДОЛЖНЫ писать мастера слова?

Читаем у Татьяны Чеховой в подборке «Смотрим текст» руководство для молодых писателей. http://www.proza.ru/2012/07/18/936

«Литература начинается с «художественного» воплощения.
Главное, что отличает текст художественный от нехудожественного – образность и эмоциональность.
Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления, нехудожественный - по законам логического мышления.»

Означает ли это, что присутствие логического мышления допустимо только в слове научного произведения, а в художественном – НЕПРИЕМЛЕМО, так как в художественной литературе главное образность и эмоциональность?
Но как объяснил мне писатель Николай Малашич, «Дидактические произведения тоже имеют право на существование». Говоря русским языком, слово с поучительной направленностью, всего лишь, ДОПУСТИМО. (В поучении главное – мысли, логика, но не эмоциональность).
Добавим, что греческое ЛОГОС в переводе на русский язык означает «понятие, мысль, разум».

Почему же наше общественное сознание стало чураться поучений? А в литературном произведении их присутствие стало почти… неприличным! Оно, конечно, можно, но эдак, слегка, чтобы подчеркнуть свою отстранённость от ретроградства, и не травмировать самость молодых, которые хотят ВСЁ по-своему! Не трогайте их, ради Бога!

Не означает ли это, что слово художественной литературы чувствует себя неуютно, вспоминая свою родственную связь со Словом? Пусть Слово поучает человека, а мы будем его только развлекать. Главное – не потерять связь с молодёжью!

Зададимся следующим логическим вопросом: а кому ЖЕЛАННА и даже выгодна отстранённость человеческого слова от божественного Слова? Конечно же – лукавому.
Но возможно ли воспитание наших внуков, у которых наблюдения жизни пока поверхностны, без элементов поучения со стороны людей пожилых? С их опытом и их словом – нередко поучительным.

Слышен гул молодых слушателей: ну вот, возник тут на пути нашего СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ какой-то церковный деятель!
«Нет, ребята, всё не так, / Всё не так, ребята».
Нельзя, дорогие внуки, отстраняться от мудрости наших предков. В ней наши корни. В ней наша непохожесть на другие народы. Наша национа-личность. Без умения сохранять свою национальную сущность – мы не будем нужны Жизни!

Да и возможно ли ВСЁ делать по-своему? Без выработанных правил? Ответ однозначный! И Слово покинет тех, кто полностью попадёт во власть лукавого, избавлению от которого молил наш народ целое тысячелетие. Лукавству не нужна краткость, воплощённая в правила или поучения. А вот самость молодых ему очень по нраву. Здесь лукавый разум – как рыба в воде.

Разумеется, голые поучения допустимы лишь в правилах пожарной безопасности или в большой беде. В обычной мирной жизни поучения уступают дорогу неспешным размышлениям о жизни. Размышления свойственны людям пожилым, желающим сказать своё слово, думая о прошлых ошибках и о напутствиях молодым. Значит, такие размышления при наблюдении за жизнью обладают качеством естественной потребности. И для говорящего и для умеющего слушать. Значит, такое слово-размышление воспитывает, оно ОТВЕТСТВЕННО перед жизнью и имеет связь со Словом!

Почему Проза.ру, предлагая выбрать жанр произведения считает, что пожилой автор способен только на мемуары, а какие-то там «размышления о жизни» – излишни и не стоят внимания?
Размышлять о жизни нужно и молодым людям. Не от недостатка ли таковых они втягиваются в кровавое противостояние разных способов веры в Создателя? А ведь главное, что Он дал всем нам – общую Жизнь на ВСЕЙ НАШЕЙ планете! Эта Жизнь уникальна даже в пределах досягаемости космического телескопа Хаббл!

Может быть, вдумываясь в философию веры своих предков, и иной веры у других народов, замечая в вере не только догмы, но и великие истины, молодые научатся отличать пророков от кукловодов?… И, учитывая мудрость предков, решат, что у живущих на земле есть одна объединяющая все народы уникальная ценность – Жизнь!
И что думать – важнее, чем копить обиды и участвовать в межрелигиозной войне.
И что размышляющее слово имеет связь со Словом. И право на своё присутствие в литературе.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.