Левый галс катамарана Мерец-Яхад

    (Из внепартархива-2003) 

    Как известно, за свою недолгую, но захватывающую жизнь Коммунистическая партия Советского Союза «износила» пятьимен: РСДРП, РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС. Каждый раз к топонимическому макияжу она прибегала на крутом переломе истории – не столько окружающей, сколько собственной — бесконечно интересной – истории внутрипартийного строительства…
    Но при этом, заметим, весь этот многослойный парткамуфляж никак не помешал ей успешно осуществить два своихглавных исторических достижения: 1) захватить власть в голодно-холодном октябре1917-го и 2) потерять ее (вместе с собственным существованием) на вершине своего сытого могущества в декабре 1991-го. Все — в строгом соответствии с зачем-то засевшим в голове марксистско-ленинским филозофическим постулатом о единстве исторического и логического, согласно коему «сущность» любого исторического события рано или поздно «является»!
    Это - редакторская преамбула к сообщению нашего источника в бат-ямском городском отделении партии ЯХАД о состоявшемся в ней на днях «объединительномсъезде» (вроде IV, Стокгольмского, съезда РСДРП в 1906-м).

    «По требованию 120 членов центрального партийного органа – Конференции ЯХАД — состоялось ее заседание, посвященноеобсуждениию внесенного ими предложения о возвращении партии ее прежнегоимени — МЕРЕЦ.

    Свое требование партийные бунтари мотивировали тем, что во всех неудачах, преследующих партию со времен последнихвыборов в кнессет, виновато нехорошее название,навязанное ей год назад программой оздоровления, выдвинутой примкнувшей к партии малочисленной группой движения «Шахар» под руководством д-ра Йосефа Бейлина.

    Напомним, что партия МЕРЕЦ в том виде, в каком она существовала до ее злополучного переименования в июле 2004 года, образовалась в преддверии выборов в кнессет 1992 года. Тогда в одну партию объединились три партии левого направления в кнессете 12-го созыва — Мапам (3 мандата), Шинуй (2 мандата) и РАЦ (5 мандатов).

    Тогда же новообразованный МЕРЕЦ,ведомый ее лидером Йосефом Саридом, завоевал 12 мест в кнессете 13-го созыва и вошел в правящую коалицию правительства Рабина.

    На выборах в кнессет 14-го (1996) созыва МЕРЕЦ получил 9 мест и перешел в оппозицию к правительству Биньямина Нетаниягу.

    На выборах в кнессет 15-го созыва в 1999 году МЕРЕЦ снова получил 10 мест, что свидетельствовало о постоянстве его сложившегося электората и позволило его представителям получить в правительстве Барака важные посты.

    Последовательно придерживаясь левой ориентации, МЕРЕЦ оказывал поддержку партии «Авода» во всех ее начинаниях,иногда подталкивая ее к более леворадикальному курсу, поэтому поражение «Аводы» в феврале 2001 года, привело к выходу в оппозицию и МЕРЕЦа.

    На выборах в кнессет 16-го созыва в январе 2003 года МЕРЕЦ,похоже, что опрометчиво, вступив в «блок» с химерическим списком «Демократического выбора» (и даже в панике забронировал для него 5-е, как бы «русское», место в общем списке, в то время, как своему будущему новому лидеру, Йосефу Бейлину, отвел лишь почетное… 16-е!), потерпел оглушительное поражение, получивлишь 5 мандатов вместо ставших уже привычными 10-11. (Как видим, с избытком сбылась одна, не лишенная рокового остроумия, партийная байка:«Вне зависимости от того, отсоединяется или присоединяется имярек к какой-либо партии, последняя неизбежно теряет два депутатских мандата»).

    Естественно, это вызвало настоящий шокв рядах партии, вследствие чего ее бессменный лидер ЙосефСарид был вынужден покинуть свой многолетний пост, и будущее партии стало весьма проблематичным.

    Тогда-то не помнящий зла д-р Йосеф Бейлин и протянул МЕРЕЦУ спасательный круг своей программы оздоровления — преобразования ее, на общей базе со своим движением «Шахар», — в «новую левую» партию» «ЯХАД»,за которую МЕРЕЦ с радостью и ухватился. (В отличие от «Демвыбора», который отказался «слиться в экстазе» с новой партией, предпочтя блочное парасуществование в рамках «парламентской фракции «ЯХАД-Демвыбор».

    Надо сказать, что в своей массе (по крайней мере, если судить по весьма почтенному по возрасту активу бат-ямского «снифа»), «мапамские ватики» МЕРЕЦа без большого энтузиазма отнеслись к иделогическому документу — программе Новой левой Бейлина. В центр которого – в отличие от расплывчатого мерецевского тезиса об «еврейском и демократическом» общем доме – поставлен европейский тезис прав человека».

    Впрочем, это инстинктивное недоверие к разным новациям вылилось в более привычную форму персонализации (кого из старых борцов, в самом деле, интересует писанное на бумаге!) при выборах нового председателя партии: Йосефа Бейлина или Рана Коэна. И хотя тогда победил Бейлин (к слову, тот же бат-ямский «сниф» подавляющим большинством поддержал своего — Рана Коэна), глухое недовольство,подогреваемое старой элитой, осталось. Которое теперь, наконец, прорвалось ее реваншем — упомянутым вначале «письмом 120-ти» о смене названия.

    Тот факт, что на фоне кипящего котла происходящих в стране судьбоносных событий, которые,без сомнения, повлекут серьезные изменения в ее внешнем и внутреннем статусе, современная социал-демократическая политическая партия «рассматривает свой пуп», занимаясь мелодраматической сменой вывесок — говорит о многом. И, точнее всего, словами Крылова: «Как, друзья,вы не садитесь…». Вполне этому соответствует и национально-излюбленное (со времен «статус-кво») соломоново решение конференции (предложенное Хаимом Ороном) впредь именовать партию «МЕРЕЦ-ЯХАД». (Конкурирующее «железобетонное»предложение Рана Коэна предусматривало полный отказ от аббревиатуры ЯХАД).

    Так что надежды на ожидавшуюся радикальную партийную терапию, а именно, комплектование списка партийных выдвижденцев в кнессет-17 на общепартийном уровне, а не в ее «центральном комитете, несмотря на весь европейско-женевский шарм ново-старой партии, похоже, уже нет».

    Впрочем, известно: «чем больше перемен, тем больше все остается по-старому…»
   
    ...Ну, и нельзя удержаться, чтобы не процитировать к месту из каторжного поэта Бориса Эстрина:

    "Летели годы, ВЧК
    Меняла вывески и сроки,
    Чтоб сохранить наверняка
    Свои повадки и пороки".



   
   
 
   


Рецензии