О кладах 2-14-6-4-1

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О КЛАДАХ 2-14-6-4-1. НЕ НАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА. ЗОЛОТАЯ БАБА. РОДСТВЕННИКИ БАБЫ ЯГИ – ВОДЯНЫЕ, РУСАЛКИ И ЛЕШИЕ. ВОДЯНОЙ.


Родственники Бабы Яги – водяные, русалки и лешие. Водяной.

Русские, пермяне и вятичи, издавна общавшиеся с коми и ходившие не единожды походами на Югру, лучше других знали их нечистых. Имя одного из главных идолов остяков — хозяина рыб или речного старика, по-хантыйски могло звучать как «ягун-ике», или «яга-ике», или «ега-иге», в зависимости от диалекта. Вспомним: «нечисты вот эти самые: в озерах живут, в лесах живут». (А. Захаров «Вслед за Великой Богиней».
Водяной. Мифология: Славянская. В иных культурах: Каппа, Мерман.

Водяной (водяник, водовик, болотяник) — водяной, злобный дух, а потому всеми и повсюду причисляется к настоящим чертям. (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

Народ представляет водяного голым стариком, с большим одутловатым брюхом и опухшим лицом, что вполне соответствует его стихийному характеру. Вместе с этим, как все облачные духи, он — горький пьяница. Водовики почти всегда женаты и имеют по многу детей; женятся они на водяных девах, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения. (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

Водяной (также водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик; чеш. vodn;k; в.-луж. wodby mu;, wodnykus; словен.  povodnj, vodni mo;) — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Водяной - водяной дедушка, водяной шут, водяник, водовик (чеш. vodnik, сербо-лужиц. wodny mu;, wodnykus, словен. povodij. vodni mo; и др.) - в славянской мифологии злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

Водяной чаще всего выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью. Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. С левой ягодицы Водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

На юге представляются с человеческим туловищем, но с рыбьим хвостом вместо ног; водяные северных холодных лесов — чумазые и рогатые. Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. В том случае, когда водяной живет в болотах его называют также Болотняник.
(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

Водяные соотносятся с чёрным цветом: им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному. По поверьям, у Водяного были коровы чёрного цвета, он обитал в чёрной воде - в сказках, в частности сербо-лужицких, урочище Черна Вода служит местом встречи с Водяным. С левой полы Водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. По древним народным поверьям, также являются покровителями пчёл. Вообще он добрый, но иногда любит побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, как и русалки, тоже ходят в услужении у водяного. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Водяной… требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь». (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о Водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

Недоброжелательство водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит на безвозвратное жилье всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д. (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

В волшебных сказках Водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у схваченного царя или купца сына в залог и т.п. (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

В славянских поверьях о Водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпс в прусской мифологии, Нептуна в римской и т. п.). Типологически сходные поверья о Водяных известны многим народам. 
(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

Никогда не умирая, водяные, тем не менее, на переменах луны изменяются: на молодике они и сами молоды, на ущербе превращаются в стариков. (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

Водяницы — водяные девы — бывают жёнами водяных. Водяница — утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними — рвут сети, портят жернова. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Женские духи воды - водяницы (чеш. vodni panna, сербо-лужиц. wodna ;ona, словен. povodnja devica и др.) увязываются, как и русалки, с представлениями о вредоносных покойниках - «заложных покойниках», становящихся упырями и злыми духами; на них женятся водяные. (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник». http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2045/).

Блудички — в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).


Каппа – японский водяной. Его внешний вид весьма специфичен — нечто среднее между лягушкой и черепахой - лягушачья кожа, вместо носа — клюв, пальцы на руках и ногах соединены плавательными перепонками, на голове короткая шерсть. На макушке у каппы имеется углубление в форме овального блюдца, которое всегда должно быть заполнено водой, иначе он умрёт. Это же блюдце даёт ему сверхъестественную власть. Иногда изображается с похожим на черепаший панцирем на спине. Каппа — опасный шутник, который затягивает людей в воду и затем вытаскивает их внутренности через задний проход. Считается, что, если поймать каппу, он выполнит любое желание.
Каппа. Этот непредсказуемый японский водяной дух немного напоминает одно из самых известных волшебных существ Шотландии – келпи. Оно встречается возле рек, заманивает людей в воду и топит их. Келпи часто превращается в лошадь и как бы приглашает покататься, а затем стремительно уносит неосторожных ездоков в ближайший водоем.

Каппа (яп.- «речное дитя») — японская разновидность водяных. 
Каппа известен по всей Японии, однако, в зависимости от района страны, его имя или внешний вид могут немного отличаться. Кроме того, существуют также различные родственные виды, такие как: сэко — каппа, который в возрасте 2-3 лет забрался в горы, минтути — существо из айнской мифологии; призрачный получеловек-полузверь; суйко — существо, встречающееся также в китайской мифологии, дословно переводится как водный тигр. Наряду с они и тэнгу, каппа является одним из наиболее известных мифических существ Японии. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Черепахоподобный каппа - наиболее распространённый образ, представляет собой нечто среднее между лягушкой и черепахой: лягушачья кожа, вместо носа — клюв, пальцы на руках и ногах могут быть соединены плавательными перепонками, на голове короткая шерсть, на спине может быть черепаший панцирь, имеет три задних прохода. Тело издаёт рыбий запах. На макушке у каппы имеется блюдце, которое даёт ему сверхъестественную силу. Оно всегда должно быть заполнено водой, иначе каппа утеряет свою силу или даже умрёт. Две руки каппы соединены друг с другом в районе лопаток; если потянуть за одну, то другая сожмётся или вообще может выпасть. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Примерно 30 % всех изображений капп составляют каппы, похожие на обезьян: всё тело покрыто шерстью, во рту имеются клыки, носа практически не заметно, на руках есть большой палец, на ногах - пяточная кость. В отличие от обычного каппы, вместо блюдца на голове — углубление в форме овального блюдца; черепашьего панциря может не быть. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Типичное место обитания — река или болото, однако есть слухи и о морских каппах, которые пьют саке и хорошо плавают. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Считается, что каппа любит шалости, но не наносит человеку вреда. Однако есть и истории о том, что проходящих возле воды или купающихся людей каппа затягивает в воду, топит и вытаскивает из ануса человека шарик, который съедает или отдаёт королю драконов в качестве налога. Этот мифический шарик представлялся особым органом в заднем проходе, при вынимании которого человек становился дураком (яп. «без внутренностей»). Основанием к появлению такой легенды могло послужить то, что у утопленника расслабляется мышца заднего прохода и кажется, что оттуда вытащили шарик. Также есть гипотеза о том, что этот шарик символизирует внутренности в целом. Также каппа может вытащить шарик у ребёнка, если тот проиграет в борьбе сумо. Каппа любит сумо и часто забавляется борьбой с человеческими детьми. Считается, что каппа сильнее любого, даже взрослого сумоиста, однако всё же есть несколько способов выигрыша. Если застать каппу как раз после того, как он съел подношение покойному, то даже ребёнок сможет его победить. Ещё один способ — перед началом поединка поклониться: каппа поклонится в ответ, вода из блюдца выльется, и он потеряет силы. Вообще говоря, каппа любит сумо, потому что изначально оно было ритуалом в честь Божества Воды. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Любимая пища: огурцы, рыба и фрукты. Причина любви к огурцам кроется в том, что каппа считается воплощением Божества Воды. А Божеству Воды было принято подносить именно огурцы. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Каппы не любят: железо, оленьи рога и обезьян. Однажды, поспорив с обезьяной, кто дольше будет находиться под водой; каппа проиграл, выдержав 12 часов, в то время как обезьяна - 24. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

В фольклоре есть частые упоминания о том, что каппа, обладая сильным чувством долга, в качестве благодарности за доброе дело приносил рыбу или рецепты лекарств. Говорят, что если каппа погладит себя по голове листом папоротника, то сможет временно превратиться в человека. Также он может принимать форму обезьяны или выдры. Считается, что, если поймать каппу, он выполнит любое желание. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

На Кюсю есть поверье о том, что каппа может подражать звукам горного обвала, падающего дерева, взрыва и даже человеческой песни. Вот только, хоть мелодия этой песни и будет красивой, слова её никто не сможет разобрать. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Так же как Божество Воды осенью становится Божеством Гор, каппа с приходом зимы в некоторых регионах становится ямаваро. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

В префектуре Оита осенью каппа уходит в горы и становится сэко, а в Вакаяма — кэсянбо. Ямаваро почитается как божество горы, а каппа, как и китайский дракон, считается божеством воды. Есть мнение, что так же как и дзасикивараси (аналог домового), считающимся духом гор, каппу могут видеть только дети. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Что касается блюдца на голове, фольклорист Синобу Орикути в своей книге «Рассказы о каппе» делает интересные замечания: «Тарелка или блюдце — это предмет, на который кладут пищу, поэтому она может являться символом жизненных сил». Орикути отмечает, что издревле существовала традиция приносить в жертву богам воды девушек, в надежде на благополучие какой-либо общественной деятельности. В Хирадо существует рассказ о том, как в одном особняке хозяин убил катаной и выбросил в море служанку, которая разбила блюдце. Её тело стало прообразом каппы. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Чтобы предотвратить злодеяния каппа, достаточно просто всякий раз кланяться ему при встрече. Поскольку каппа - японец, то он сразу поклонится в ответ и, пролив волшебную жидкость, превратится в беспомощное существо. А еще каппа можно задобрить, предложив ему его любимую еду – огурец.
В провинции Идзумо деревенские жители называют Каппу Кавако – Сын Реки. Около Мацуэ есть маленькая деревушка, названная Кавати-мура, и на берегу реки Кавати находится небольшой храм, известный как Кавако-но-мия, то есть храм Кавако, или Каппы. Говорят, что там находится документ, подписанный этим водяным. Существует следующая легенда об этом документе.
В древние времена Каппа жил в реке Кавати и развлекался тем, что хватал и убивал деревенских жителей, а кроме того, и домашний скот. Как-то раз в реку зашла лошадь, Каппа, пытаясь поймать ее, свернул себе шею, но, несмотря на сильную боль, не выпустил свою жертву. Напуганный конь выпрыгнул на берег и поскакал в соседнее поле, а Каппа сидел верхом на обезумевшем от страха животном. Владелец коня с помощью других деревенских жителей схватил и крепко связал Сына Реки.
–Давайте убьем это отвратительное создание,– предложили крестьяне,– ведь оно наверняка совершило много ужасных преступлений. Мы хорошо поступим, избавившись от этого мерзкого чудища.
–Нет,– отвечал владелец коня,– мы не будем его убивать! Мы заставим его поклясться больше никогда не трогать жителей нашей деревни и наш домашний скот.
Приготовили соответствующий документ, Каппу попросили просмотреть его и, когда он сделал это, подписаться.
–Я не умею писать,– отвечал раскаивающийся Каппа,– но я опущу руку в чернила и приложу ее к документу.
Когда Каппа поставил свою чернильную «подпись», его освободили и отпустили в реку, с того дня он твердо держит свое слово.
Давным-давно, в городке Kawachino жил человек по имени Genta. Он происходил из знатной семьи и был очень уважаем соседями за свою храбрость и ум. Он жил в большом доме, который стоял у реки, протекавшей через весь город. И как раз около его дома находилось самое глубокое место этой реки - настолько глубокое, что вода там всегда была непроглядно черной и казалось, что дна у реки просто не было.
Однажды, летним вечером, Genta вернулся с верховой прогулки и, как обычно, приказал своим слугам привязать коня в тени раскидистого дерева, что росло недалеко от реки. Отдохнув немного, Genta вышел в сад и с удивлением заметил, что животного у дерева уже нет. Кинувшись на поиски, Genta выбежал на берег реки и увидел, что коня ухватил за заднюю ногу kappa и уже почти затащил в реку. Самое странное, что слуга Genta, стоял рядом рядом и помогал kappa, поливая водой ямку на его черепе. И чем больше воды лил слуга, тем сильнее становился kappa.
Genta, естественно очень разозлился, увидев такое безобразие, но головы не потерял. Он быстро сбегал в сарай и принес оттуда крепкую веревку, а потом подкрался с ней к kappa, накинул веревку тому на шею и потащил прочь от реки, на ходу заламывая существу руки. Тут уже очнулся от наваждения и слуга и бросился помогать хозяину. Вдвоем им удалось скрутить kappa и подвесить его вниз головой на ветке того самого дерева. После этой схватки, Genta посмотрел на беспомощного kappa, болтающегося на ветке и начал его всячески укорять. "Что же ты воруешь лошадей?", - спрашивал он. - "Думаешь, что тебе все можно? Пожалуй стоит убить тебя, в назидание другим kappa'м."
У подвешенного вниз головой kappa вытекла вода из ложбинки на черепе, к тому же веревка все глубже врезалась в плоть, причиняя ему все более сильные страдания. В конце концов, kappa не выдержал и начал умолять Genta отпустить его, обещая больше никогда не причинять вреда людям.
Genta был добрым человеком и kappa удалось его разжалобить. Вместе со слугой, они сняли kappa с дерева, перерезали веревки, а потом заставили водяного три раза повторить свою клятву не вредить людям, обращаясь к разным сторонам света. После этого, каппе разрешили уйти обратно в реку, и больше про него никто ничего не слышал, а слава о Genta, победившем kappa разнеслась по всей Японии.
Известны и современные истории о kappa - в Японии он является чем-то вроде Несси для шотландцев, с завидной регулярностью появляясь на публике и в газетных статьях.
В августе 1984 года Shirozaki Ryu поздно вечером возвращался домой и увидел играющих у реки детей. Подойдя поближе, он успел заметить, что выглядели они как-то странно, но подробнее рассмотреть ничего не успел, потому как дети дружно попрыгали в реку. На поверхности никто не появился, а подъехавшие по вызову спасатели и полиция нашли только странные трехпалые следы на берегу.
Другая история датируется 91-м годом и произошла в городе Saito, что в префектуре Miyazaki. Matsumoto Matsugi, вместе со своей женой, пришли вечером домой и обнаружили, что пол весь истоптан трехпалыми следами лап, а в воздухе стоит сильный запах рыбы. В доме все было на своих местах и ничего не пропало, но кое-где обнаружились следы странной оранжевой жидкости, как позже выяснилось, по составу не отличавшейся от обычной воды ничем кроме очень высокого содержания железа. Супруги обратились к синтоистскому священнику, который предположил, что их дом посетил kappa. Несмотря на то, что инцидент был довольно безобидным, следы незванного гостя отмыть так и не удалось.
Происхождение каппы можно грубо разделить на две части — в Западной Японии и в Восточной Японии. На западе Японии считается, что образ каппы был завезён с континента и происходит от китайского кахаку. В Китае каппу относили к некоторому мифическому виду обезьяны. На востоке Японии есть несколько версий происхождения каппы: сикигами, которого сделал оммёдзи Абэ но Сэймэй; дхармапала отшельника Эн но Одзуно; или даже кукла, которую скульптор Хидари Дзингоро сделал себе в помощь. Рассказы о том, что руки каппы соединены друг с другом, берут начало именно отсюда. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

На данный момент каппа считается существом из раздела  криптозоологии. Мумифицированные останки или кости каппы иногда пытаются подделать с помощью останков других животных. Наиболее часто используются скаты, обезьяны, неясыти и выдры.
В наши дни каппу изображают, как правило, загадочным и милым существом. Принято считать, что каппа живёт у кромки воды, поэтому его образ часто используется защитниками природы для предотвращения загрязнения рек и озёр. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Есть также и легенды с теорией о происхождении kappa - его связывают с синтоистскими богами воды, с легендами об утонувших детях, которые возвращаются чтобы отомстить (детей топили в реках в голодное время, когда есть было нечего), с китайскими историями об обезъянах (отсюда обезъяньи черты во внешности), и китайских же водяных демонах, и даже связывают его происхождение с образом португальского монаха (дело в том, что монахи носили свои сумки за спиной, наподобие черепашьего панциря, а tonzura породила легенду о ложбинке в черепе - правда, зная повадки kappa, начинаешь задумываться о моральном облике монахов).
Но, несмотря на обилие разумных и не очень теорий, самое распространенное мнение по-прежнему гласит, что kappa просто всегда жили в реках и живут в них до сих пор, так что купайтесь осторожнее - мало ли что…
Люди рассказывали, что в давние самурайские времена женщины ходили в уборную с маленьким мечом, так как боялись, что из выгребной ямы выползет kappa и непременно изнасилует их. Делали они все свои дела, находясь все время с опаской. А ежели kappa холодной перепончатой лапой умудрялся коснуться интимных мест, надо было ловко отсечь ему лапу этим коротким мечом и тогда… сраженный kappa в обмен на отрубленную кисть давал волшебный эликсир бессмертия или вечной молодости.
Kappa очень любит есть детей, но самое любимое лакомство для него – это огурцы. Так что всегда можно откупиться, кинув в воду, где как кажется, обитает kappa, огурец со своим вырезанным именем. Есть даже особенные sushi – kappa-maki, то есть роллы с огурцом.
Kappa боится огня. В старину люди нередко устраивали у реки фейерверки, чтобы прогнать этого коварного духа воды.
Фигурка, изображающая kappa может быть предостережением тем, кто неуверенно держится на воде или вовсе не умеет плавать.
Продолжение: http://proza.ru/2013/09/28/1363.


Рецензии