Истинный бог в душе хviii

ХVIII (В разработке)

В самом начале психологического исследования выражения личности «Бог находится в душе человека» мы обозначили сопутствующие вопросы. Один из них состоял в определении толкования символа Бога, и как следствия, истинной веры? Предпринятое глубокое погружение в исследуемый вопрос выявил особый интерес, который связан не только с разбираемой темой, представляет возможность и причинность проявления противоречия между личностью и обществом в вопросе религии.

Это противоречие как раз и иллюстрируется выражением «Бог находится в душе человека». Данное выражение показывает интересный поворот от внешнего Бога, то есть религиозного, или общественного, к внутреннему, то есть психическому, или личному?

Пройдя путь собственных размышлений, попытаемся обрисовать ответы на изначально возникшие параллельные вопросы. Возможно, это позволит представить нам более четкое видение проблемы находящегося в душе Бога, а также многочисленных сопутствующих вопросов.
Наших выводов мы придерживались и ранее, а теперь еще более удостоверились в их правильном направлении. Относительно наших позиций истинным значением символа Бога является влечение к жизни, то есть любви, Эрос. В целом к подобным мыслям мы пришли не собственным путем, а при помощи психоанализа. Многие открытия психоанализа принимаются нами за научные аксиомы.

Признавая, что Бог символизирует бессознательное влечение к жизни, осуществляющее деятельность и борьбу против влечения к смерти внутри психической жизни человека и являющееся ответственным за появление в душевном психическом аппарате человека структурной единицы, известной нам как «Сверх-Я», настоящая вера состоит в использовании собственного разума в познании не только глубинных тайн душевной деятельности человека, но и внешних загадок реальности.

Поскольку символ Бога представляет собой образ влечения любви, производной которого в процессе сублимации является истина, настоящая религия не может представлять собой иное, как познание реального мира объективными методами науки. Иными словами, религия, расцененная как общественная фантазия, сама является приближением к истине, то есть образом настоящей веры, представляющей собой науку.

Это подтверждается следующим положением. Заметим, что только научным образом мышления имеется возможность отделить образование личной и общественной фантазий как представления «Я» (наука) и общественного «Я» (религия), имеющих различные свойства и механизмы осознания реальности. Именно тонкие различия в механизмах осознания научным способом мышления позволяет выявить приближающиеся к истинным причины внутреннего и внешнего противоречия в выражении «Бог находится в душе человека».

Относительно обращения от внешнего к внутреннему Богу возможно сказать следующее.

Несомненно, поверхностное противоречие указывает на известное сопротивление общества как единого организма существующей истине. На самом деле принимаемый за болезненное образование личности поворот от внешнего понимания Бога (религия) к внутреннему его ощущению (наука) представляет медленное и нелегкое взросление разума человека относительно реальности. Относительно психического аппарата такое взросление показывает увеличение энергии «Я» человека. «Я» становится сильнее, сознание более уверенно овладевает бессознательными мотивами «Оно» в целях достижения величия «Сверх-Я», ошибочно принимаемым порой за частичку Бога внутри собственной души.

На языке влечений данную картину возможно обрисовать следующим образом. Влечение к жизни (Эрос) с познанием реальности в большей степени использует собственную энергию, не смотря на влечение к смерти. Происходит усиление «Я» за счет энергии «Оно». Это означает, что сублимируя влечения Эроса, приходящее из «Оно», посредством «Я» и «Сверх-Я» данное влечение приобретает более четкие очертания в научных плодах человечества.
Тем самым приближается наступление и победа научного мировоззрения. Обращение от внешних фантазий (религия) к внутреннему знанию (внутренняя фантазия) представляет собой победу науки над религией. Несомненно, это переход на следующий этап. Он представляет собой движение от религиозного Бога (Иисус Христос) к пониманию внутреннего (влечение к жизни, Эрос, любовь, истина, наука), от религии к науке, от фантазии к знанию, от молитвы к учению. 

В небольшой заметке «Вера и Разум» нами были представлены два этих понятия как единым психическим организмом, представленным различными временными этапами. Соответственно, принимая веру за прошлое, а науку за будущее, получаем формулу победы первого над последним в виде регрессивного движения от науки к вере.

В заключении попробуем резюмировать изложенное и предположить следующее.

Объективный путь к осознанию видимых противоречий понимания образа Бога в религии и науке, выраженных в «Бог находится в душе человека», изначально мы определили как столкновение личной и общественной фантазии. Религиозно настроенные оппоненты будут убеждать нас в заведомо неверной предпосылке. Как бы то ни было, это не изменит нашего мнения. Даже при ошибочности высказанной позиции, в рассмотрении вопроса находящегося в душе Бога относительно реальности вряд ли окажет реальную помощь религиозные представления о Создателе.

Может мы и не правы, но попытались рассмотреть религиозного Бога объективным взором и в качестве рассматриваемого объекта, Не для нас одних он сам требует доказательства собственного существования.

В заключение затронутого вопроса скажем так. На всевозможные сопутствующие проблемы предоставляется возможность ответить самому человеку. Наступают времена, при которых научная сила разума достигла необходимой для подобных открытий степени. Вероятно, это ознаменуется тем, что человечество, как это предпринял индивид, уверенный в существовании Бога в душе, наберется смелости в изучении собственных непознанных глубин психики относительно истины.

Наверное, такое новое знание обретет внутреннюю силу религии и сольется с последней в усложненном объекте будущего.

Об этом уже говорилось в одной из статей, найти. Возможно «Религия и сказка»
Становление «Я» человечества будет состоять в приумножении внутренней силы разума. Однажды это несомненно позволит более бесстрашно посмотреть на окружающую реальность. Следствием этого станет преобразование древних религиозных фантазий в объективное научное знание. 

Быть может тогда выражение «Истинный Бог в душе человека» возможно будет рассмотреть с другой ожидаемой позиции. Согласно ей, сам человек являет собой реальный объект символического и религиозного образа прошлого - Бога.

Таким образом сначала психический намек на Бога в душе распространится и на тело человека, который примет такое непростое для самого себя открытие.

Однако кто может доподлинно предугадать будущее и куда в дальнейшем приведет нелегкое устремление к познанию загадок окружающего нас мира.

                Продолжение следует ...


Рецензии