Спектакль для двоих
Справка: Васильева Елена Юрьевна родилась 12 мая 1962 года в Кирове. Окончила Свердловское театральное училище (1984). Была направлена в Кировский ТЮЗ, где и работает с 1984 года по сей день. Основные роли сыграла в спектаклях «Эквус» (Джинн), «Сверчок на печи» (Слепая Берта), «Сара Кру» (Сара Кру), «Чайка» (Нина Заречная), «Волшебная флейта» (фея), «Золушка» (Жавотта), «Кьоджинские перепалки» (Кекка) и др. Муж – Александр Королевский, актер Театра на Спасской. Дочери: Мария, 23 года, сценарист, живет и работает в Москве, Анастасия, 6 лет.
Для журналиста премьеры и бенефисы в Театре на Спасской ценны прежде всего тем, что, в отличие от драмтеатра, там увидишь массу нужных тебе людей, пообщаешься, обменяешься мнениями
с представителями разных профессий, узнаешь свежие новости.
Опять же большого начальника в неформальной обстановке можно слегка прижать к стенке каким-нибудь каверзным вопросом – ведь в зрительном зале, как в бане, все равны: ты зритель и он зритель.
На этот раз в фойе были замечены местные корифеи театра Надежда Жданова, Игорь Жетинев, Владимир Злобин, Владимир Соболев, Ольга Симонова, Наталья Исаева, Елена Одинцова, Ирина Брежнева, а также бизнесмены Пушкарев (он не пропускает здесь ни одной премьеры), Махарадзе, Юмагулов, Санников, Эсаулов, сотрудники фирмы «Окимо», доктора Горгоцкий и Шерман и др. Некоторые пришли семьями. Была здесь и семья героини дня: мама Татьяна Николаевна и обе дочери – Маша и Настя.
В финале, который закончился длительными овациями, поток мужчин к бенефициантке оказался просто небывалым, они завалили ее огромными букетами. Однако и некоторые дамы
вслед за ними рискнули преподнести скромные тюльпаны, которые продавались в фойе перед началом представления и во время антракта.
Буфет порадовал шампанским и пирожными, а театральные художники – специально приуроченной к премьере выставкой, где экспонировались стилизованные под середину прошлого века грампластинки и почтовые открытки (некоторые из них были как бы написаны главными героями спектакля).
СВИДАНЬЯ, ПИСЬМА, РАССТАВАНЬЯ…
И вот тут мы подошли к весьма важному моменту: пьеса «Письма любви» была создана Альбертом Герни с расчетом на то, что главные герои, он и она, сидя по разным краям сцены, поочередно читают письма друг к другу. Так и ставили этот спектакль до сих пор, к примеру, вятским театралам памятна постановка «Писем любви» в БДТ (который был у нас на гастролях) с участием Юрия Толубеева.
Режиссер Борис Павлович и питерский сценограф Екатерина Андреева придумали для героев единое пространство (помост во всю ширину сцены), на котором Энди и Мелисса то сближаются, то расходятся (собственно, таковы и их отношения), то отплясывают буги-вуги. Этот помост, одновременно служит и трибуной для будущего сенатора Энди, и комнатой Мелиссы (спереди он отделан под «стенку»), и ее последним роковым прибежищем. Дополняют сценографию цветные боковые планшеты с абстрактным рисунком и видеоэкран, который меняет свой цвет в зависимости от драматургии спектакля.
ПОКА ЖИВА, С ТОБОЙ Я БУДУ
История героев сложна так же, как сложна сама жизнь. Каждый зритель прочел в ней свое, каждый занял свою позицию по отношению к героям спектакля: кто-то оказался на стороне сдержанного и делового Энди, кому-то оказалась ближе свободная, раскованная, взбалмошная Мелисса.
Перед зрителями проходит вся их жизнь, чуть ли не пятидесятилетняя история их взаимоотношений, отраженная в письмах. Что это было: любовь, дружба, привязанность, привычка?
Мелиссе всегда хотелось живого общения, Энди же, человек более рациональный, предпочитал письма, в которых можно все обдумать, последовательно изложить и не торопиться с выводами.
Для него, как и для большинства мужчин, всегда на первом месте были друзья, спортивная команда, карьера, потом семья, общественное мнение, собственный престиж. Подружке детства он предпочитал горделиво сообщать о своих удачах, не всегда выкраивая время для того, чтобы встретиться с ней, выслушать, помочь. И только с ее уходом понял, что любил ее.
А у нее была своя, творческая, вихреобразная жизнь художницы - с подъемами и спадами, с меланхолией, с неудачными браками, позднее запоями и всеми вытекающими отсюда последствиями. Только раз случились у них дни счастья, но счастья весьма запоздалого. Может быть, они не смогли понять, что были созданы друг для друга?
ПОНИМАЯ ДРУГ ДРУГА БЕЗ СЛОВ
Елена Васильева и Александр Королевский играют вначале детей,
потом подростков, затем взрослых и наконец зрелых людей. На протяжении двух часов они властно держат зрительный зал, не давая ослабеть вниманию и интересу пришедших на спектакль.
Основная нагрузка ложится на Елену Васильеву: ее героиня более эмоциональна, более подвижна и реактивна. Актриса признается, что во многом эта роль была для нее необычна, причем, она не совпадает с ее внутренней человеческой и женской сущностью.
Но это не первый дуэт актерской супружеской пары: позади Алан и Джинн («Эквус»), Аркадина и Треплев («Чайка»), Холден и Салли («Над пропастью во ржи»), Кекка и судебный пристав («Кьоджинские перепалки»).
«Письма любви» они репетировали с огромным удовольствием и в театре, и дома. Собственно, пьеса А.Герни давно лежала у них в письменном столе и ждала своего часа, своего режиссера.
«Мы с Сашей, - говорит Елена Васильева, - понимаем и чувствуем друг друга даже без слов. Достаточно взгляда, жеста. Поэтому работалось вместе легко».
Тем более что и они пережили, так сказать, эпистолярный период: было время, когда будучи в разлуке писали друг другу каждый день, а то и по два письма в день. Оба хранят эти письма и хорошо помнят те ощущения ожидания ответа, заветного письма, которое всякий раз распечатываешь с неизменным нетерпением.
«Нам друг без друга тяжко, - признается Александр Королевский.
- С годами мне кажется, то это и есть любовь – привычка существовать рядом с определенным человеком. Мы с Леной вместе скоро уже четверть века».
В отличие от героев пьесы Лене и Саше повезло: они давно поняли, что любят друг друга и сумели сохранить это чувство. Оно стало еще прочнее, когда на свет появилась Настя, которая уже делает свои первые шаги на сцене Театра на Спасской, участвуя в небольших эпизодах.
Хотелось бы, чтобы новый спектакль вошел в репертуар и зажил долгой сценической жизнью.
Опубликовано в журнале "Товар-деньги-товар" в апреле 2009 года.
Свидетельство о публикации №213092901517