О невозможности социализма по Марксу

        Согласно определению марксизма: "социализм — это бесклассовое и безгосударственное общество, в котором свобода каждого есть условие свободы всех".
        А возможно ли это? Свобода каждого есть ограничение свободы всех. Это очевидно. Человек живёт не в пустоте. Любой его шаг и любая реализация его желания – это всегда воздействие на окружающую его среду и других людей.
       Свобода всех есть ограничение свободы каждого. Также очевидно. Либо свобода всех, либо свобода каждого. Эти две «свободы» не совместимы по своей сути .
       Что значит "свобода всех"? И кто это такие «все»? Это что, когда, так называемые, "все" могут делать всё с каждым из нас по своему усмотрению (коль у них «свобода»)? 
       Но "все" - это, по существу,  никто, это нечто надличное, не персонифицированное, некая общественная структура - "облако в штанах". "Все" - это то, что сейчас называется "страной", "государством".
       Государство и сейчас может всё. Или почти всё. Особенно "тоталитарное" или "авторитарное". Получается, что при свободе всех «безгосударственное общество» просто невозможно.
       Теперь представим себе свободу каждого. Что хочу, то и делаю?  Получим полную анархию. Или "джунгли", в которых все свободны. Хотя это не такой простой вопрос. Строго логически получатся, что «социализма» в трактовке и понимании Маркса быть не может в принципе и по определению.
       Что и доказано историей России за последние 96 лет.
       «Социализм есть философия отказа, кредо невежества, и Евангелие от зависти, присущей добродетели является равное распределение нищеты».
 Черчилль.
       В работе "Возможен ли научный социализм?" (1901) Бернштейн формулирует свои представления о путях теоретического обновления марксизма. Социализм рассматривается Бернштейном с трёх  сторон: как теория - принципы, по которым идет общественное развитие (имеет своей целью познание); как доктрина - теория борьбы классов (имеет своей целью защиту классовых интересов), и как движение - интерпретация теории с точки зрения достижения определенной цели (превращения капиталистического строя в коллективное регулируемое и управляемое хозяйство).
       Теорией является социология - наука, которая позволяет выявить закономерности общественного развития. Но нельзя подменять науку (теорию) доктриной, то есть провозглашать цели классовой борьбы идеальными целями развития общества. Социология является наукой, которая не может определить, что произойдет в будущем. Она может уяснить тенденции. Но строить прогнозы развития, и тем более подчинять им в качестве целей политическое движение - это не дело теории и науки.
       Если это происходит - то это надо расценивать как вредное явление. Любое положение социалистической доктрины, возведшей себя в сан науки, будет рассматриваться как неизменный постулат в цепи ее логических доказательств. А при наличии тесной связи между теорией и практикой, к которой стремится социализм, это может в ряде случаев повредить практическому движению...
       Бернштейн приходит к выводу, что социализм как единство теории и практики вообще не может быть обоснован научно, да он и не нуждается в этом: собственно социалистической политическая программа может стать лишь при наличии в ней определенных морально-правовых установок. А поскольку наука должна быть свободна от ценностных суждений, то социализм научен лишь постольку, поскольку гарантирует свободу критики чисто научных элементов своей программы.
       Критика Бернштейна сосредоточивается на тех положениях социалистического, и прежде всего марксистского, учения, на тех принципах политической практики рабочего движения, которые не сработали, превратились в догму. Однако ревизия Бернштейном отдельных положений учения Маркса и Энгельса была воспринята большинством его современников как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа - как альтернативная идеям марксистского социализма.
       Сам Бернштейн неоднозначно характеризовал свое отношение к марксизму. По его словам, это теоретический синтез философии истории, политической экономии капитализма и теории классовой борьбы пролетариата, синтез, обновленный последними исследованиями реалий общественного развития. В своих основных понятиях это учение оказалось опровергнутым. Но то, что составляет его глубинный смысл и содержание, подтверждено исторической практикой (Е. Bernstein. Der Sozialismus einst und jetzt. Bonn - Bad Godesberg. 1975, S. 181).
       Несомненной заслугой марксизма Бернштейн считает то, что в нем соединились в единое целое социализм как духовно-теоретическая деятельность и социализм как борьба угнетенных масс за свое освобождение.

      "Свобода. Тезисно."  http://proza.ru/2013/11/20/1557
      


Рецензии
Свобода – это возможность пользоваться своими правами согласно законов общества. Одни и те же законы одних могут угнетать, а другим дают ощущение свободы. Ведь «Золотое правило», известное тысячелетия, тоже не все считают справедливым…
Поэтому быть свободным можно только среди людей, пользующихся одинаковой для всех свободой и утверждение чьего-то права за счёт другого, менее свободного, должно внушить осознание его привилегии, которая не позволяет нашему сознанию ощущать свободу и ничто так не противоречит свободе, как чья-то привилегия. Вот почему вопрос свободы чаще становится вопросом и для психологов, и для социологов.
Социализм без законов обеспечивающих всем социальные гарантии - это обман и лицемерие!!! А если признать, что свобода - это возможность пользоваться своими правами согласно законов общества обеспечивающих равноправие, то свобода без равноправия - это привилегии и несправедливость! Но если право на труд не может обеспечить человеку условия жизни достойные труда, то зачем ему такой закон??? «Я могу быть свободным только среди людей, пользующихся одинаковой со мной свободой. Утверждение моего права за счёт другого, менее свободного, чем я, может и должно внушить мне сознание моей привилегии, а не сознание моей свободы и ничто так не противоречит свободе, как привилегия» - писал М.А.Бакунин. Такие мысли, как «Свобода без социализма - это привилегии и несправедливость. Социализм без свободы - это рабство и скотство» - задают вектор передовых мыслей Бакунина.

Аникеев Александр Борисович   08.05.2014 12:32     Заявить о нарушении