Фазиль Искандер

Из читательского дневника "Пестрые заметки про литературное вчера, сегодня и завтра" за 2009 - 2010 годы.




Фазиль Искандер, "ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО": Проза. Поэзия. Публицистика.  (М.: Фортуна Лимитед, 1999.)
 
                ***

Однажды поймала  себя на мысли, что как читатель всех  писателей  давно делю на две группы: на тех, кто меня любит, и на тех, кто меня не любит. Из классиков меня не любят Достоевский и Блок.  Первый любит и жалеет тех, кто преступил, больше, чем тех, кто сумел остаться человеком в нечеловеческих условиях. Второй одиноко витает в небесной выси,   и наверху, куда он меня зазывает, мне до жути холодно и неуютно… Но я не плачУ в ответ им  взаимностью. Я их, несмотря ни на что, уважаю, люблю и, читая,  … плАчу.
   
                ***

Юбилейную книгу Ф.Искандера я начала читать с конца, с публицистики. И в первой же статье «Размышления писателя»  наткнулась на фразу:

«Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии».
   
 

 Ну-ка, ну-ка, это интересно! Черчу табличку - конспект.


Литература ДОМА:                Литература БЕЗДОМЬЯ:            

Пушкин                Лермонтов               
Толстой Лев                Достоевский
Ахматова                Цветаева
      
               

             Сравнительная характеристика

В первом  доме хочется жить, у этого дома доброжелательные, милые хозяева, с которыми можно поразмышлять и о судьбах мира, и о действиях мировых бурь…

Литература бездомья не имеет стен, она открыта мировым бурям и затягивает тебя видением бездны жизни, но всегда жить рядом с этой бездной ты не хочешь…

Литература дома – преимущественно мудрость, которая видит всё вокруг и не заглядывает далеко.

Литература бездомья – преимущественно ум. Ум имеет узкий кругозор, но видит гораздо дальше («Так Достоевский разглядел далеких бесов и в бешенстве помчался на них, как бык на красную тряпку»)

Литература дома всегда детализирована.

Когда дома нет, нет и милых сердцу деталей быта

Литература дома всегда статична, у неё мощный замедленный ритм.

Литература бездомья  динамично ищет гармонию и в поисках её нередко отрывается от земли и летит.
                ***


 «Разумеется, - подводит итог своим размышлениям Ф. Искандер,- в совершенном виде эти два типа литературы почти не существуют. Но как две мощные склонности они реальны».
 
Я радостно улыбаюсь: реальны, ещё как реальны! Мне всё теперь стало ясно. Боже, какой Вы умничка! Мы все смертельно устали от «бездомья», от бешеного ритма жизни,   от ощущения затянувшегося полёта над бездной …             

Однако, кажется, в конце  нулевых нового столетия  мы  уже нащупали почву под ногами, хотя она ещё зыбка и качается … устоим ли?
               
                ********
          
    Прочла книгу целиком и … расстроилась. Мне так стало стыдно перед автором: как же я жила без него раньше, почему я не прочла его на 10  лет раньше, почему я ему не написала письма, почему не искала с ним встречи,  почему я не рассказала о нем своим ученикам, коллегам?!!

Все живые литераторы   девяностых    вдруг сложились в моём сознании в пирамиду, и  на вершину её взгромоздился  он – Ф.Искандер.

Он многие вещи понял на десятилетие  раньше нас. Он многое сумел предвидеть. Мы его недооценили?!
       
Он  …   оказался   русским  из русских!   Он не в толпе, не в гуще, он …над всеми и всем!   Масштаб мышления –  велик, честность - высшей степени, гражданская ответственность – сродни Некрасову.

И у него есть Дом.  Да ещё какой!   Дворец.   «Ласточкино гнездо». И в нём живёт очень хороший, щедрый, добрый, мудрый хозяин.
      
Вот, к примеру,      почерпнутая мной в его гостеприимном  доме, мудрость: «Сила таланта равна силе страданий». Или: «Талант – награда за честность».  И это правда. 
               
                ********
      
Самый лучший друг – единомышленник. С ним необязательно быть «чаепитно» знакомым.

Непостижимо прекрасные чувства испытываешь, когда, прочитав рассказ, стихотворение, повесть, обнаруживаешь, что ты не одинок в своих мыслях, в своём восприятии жизни и окружающего мира.

Став матерью, однажды я с ужасом осознала, что материнство – это не «тетёшканье и лелёшканье», а …  страх! Читая рассказ Искандера «Страх», я с замиранием сердца переживала заново  собственные похожие  эмоции и удивлялась глубине  познания писателем этого чувства.

Дочитав рассказ, я поняла,  что неожиданно с его помощью «выросла» (доросла?) до новой для себя житейской мудрости: беспокойство и страх за ребёнка – никакая не патология, а естественная и очень важная составляющая родительского становления и взросления.               


Рецензии
Когда-то, теперь уже, наверное, лет тридцать назад прочитала его "Праздник ожидания праздника", и до сих пор хожу покоренная языком, юмором и мудростью этой книги.
А материнская любовь - и правда постоянный страх. Я это, к сожалению, без всяких рассказов слишком хорошо знаю. Сдерживаю себя, стараясь не показывать, но... от этого чувства - не уйти.

Мария Купчинова   02.01.2016 17:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Машенька, за добрые слова о Ф.И. Материнство - огромный труд и ответственность, все время обнаруживаешь свои ошибки в воспитании, но изменить многого уже не можешь...

С наступившим Вас Новым годом, удачи во всех сферах жизни желаю.

Татьяна Ломова   03.01.2016 09:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.