Виктор Пелевин
Пару лет назад прочла «Омон Ра» этого модного автора, восприняла прочитанное буквально: на Луну ни наши, ни американцы не летали. «Жаль,- подумалось тогда. - О таких масштабах обмана «коммуняками» собственного народа и подозрений не было». Ещё ранее услышала фрагмент книги «Жизнь насекомых» по радио – скривила физиономию, выключила эфир и забыла. Когда президент Медведев поведал народу о том, что читает Пелевина, решила вернуться к первоисточнику. Дочь-студентка привезла из другого города по моей просьбе нашумевшую книгу и вручила со словами: «Галиматья! Это невозможно читать!» Оказалось, возможно. Читала до пяти утра.
Мысли после прочтения роились, как насекомые вокруг зажженного фонаря. Не «офонареть» старой училке классической литературы от такой фантасмагории было невозможно.
«Жизнь отвратительна, но не до такой же степени!»- возмущалась я. «Нарисованная модель совкового общества в стадии перехода…, соответствует ли она действительности?»- вопрошала я себя. И неожиданно для самой себя … согласилась: «Да, чёрт подери! Похоже. Я узнала наше прошлое и настоящее». А далее новые вопросы и ответы:
- Объясняет ли автор причины вечных проблем?
-Да.
-Видит ли свет в конце тоннеля?
- Нет.
Типажи насекомых-людей: комары-кровопийцы, муравьи-труженики, жуки-скарабеи, стрекозы - мечтательницы с обрезанными крыльями, певцы-цикады, поющие о том, что жизнь прошла зря (не могла пройти зря) и что плакать в обоих случаях бессмысленно…
- Кто или что, с точки зрения Пелевина, есть лично я? «Стрекоза с обрезанными крыльями»?
Самое неприятно-неожиданное: «свой» типаж я нашла там, где повествуется история с баяном, который нищая, глупая и несчастная «насекомная» мамашка пытается передать дочке в наследство в память об отце-герое… Жестоко-то как! Обидно! И всё-таки, господин Пелевин, э т о т уродливый мир не мой мир! В вашем мире отсутствуют представители разумного начала!
Ощущение от книги в целом? Противоречивое! Стало как-то …неуютно от его однобокой и злой правды. Я очень не хочу быть и жить как насекомое и среди насекомых! После прочтения такой книги трудно отыскать точки опоры для счастливой (осмысленной) жизни.
Пелевин, бесспорно, талантлив, по манере и сути его перо сродни Гоголю: оно также беспощадно и… без веры в человека. Человек, с точки зрения модного автора, - ничтожное насекомое. Он высмеивает и отвергает путь нравственного самоусовершенствования личности, не видит, не хочет видеть ни разумного начала, ни Бога в человеке.
Пелевин не знает «анатомии» жизни человека?! Согласно главному закону жизни, люди меняются!!! Да, наконец, и сами насекомые тоже проходят в своем развитии несколько стадий, от личинки до бабочки! А с его точки зрения, человек-насекомое каким родился, таким и остался. Он убеждён, что жизнь бессмысленна: не убьют обстоятельства жизни, сородичи – убьёт свой собственный «труп».
Пелевин не оставил надежды читателю: прочитай внимательно, говорит он, моё божественное творение, пойми, что жизнь глупа по своей сути и помри, несчастный, от безысходности, а ещё лучше – не рожай и не рождайся!
Я так бы и сделала, если б у меня не было прививки «классикой». Горький, Толстой, Чехов, Лесков, Паустовский, Пастернак… приучили меня при любых обстоятельствах оставаться Человеком, нести свой крест до конца, не скулить, и испытывать счастье от … преодоления. Себя. Обстоятельств. Жизненных преград. От того, что «растешь», развиваешься… от простого к сложному.
Тогда зачем лично мне Пелевин? Чтобы от нарисованной им картины мира меня стошнило и вырвало? Так и без его книг от людского несовершенства наизнанку выворачивает.
Дорога к гармонии и счастью, господин Пелевин, увы, не торена, это всегда поиск. Через тернии к звездам. Найти (открыть, встретить, вырастить, воспитать, наконец) такого представителя рода людского, от которого жизнь чище, справедливей, интересней и осмысленней становится, вы не пробовали? Чем умнее сам, тем больше умных людей вокруг себя обнаруживаешь. Это у дурака кругом все дураки! Если сам себя ощущаешь насекомым, то рядом только насекомых и увидишь. Снимите, Виктор, свои черные очки, перестаньте прятаться от людей – и, возможно, мир светлее станет!
Нет, всё-таки признак настоящего классика – наличие хотя бы искорки надежды, вроде «ну, теперь тебе не страшно, да?» Пелевин … как нигилист Базаров … пришел в литературу разрушить, высмеять старый мир, ничего не предлагая взамен. У него камень вместо сердца. И это … не по-русски!
Однако уму-разуму неофилософ Пелевин своего читателя учит. И хорошенько учит! Прекрасны главы «Инициация» (про ЙА), «Колодец» (образ прогнившей власти) и про схватку Мити (= Вити?) с «трупом». «Труп», как символ неправедно прожитой жизни, сначала вызывает у хозяина страх, бессилие, потом грусть и обиду, наконец, жалость, и всё это вместе его душит, давит.
Мораль по Пелевину – «делать всё, что захочу»? Стремиться мотыльком к непонятному источнику света? Увы, она, его главная идея-фикс, неясна. Он как писатель никуда не ведет, ничего не создает, он только разрушает!
Приведенная в книге философская притча о колодце из «Книги перемен», повествующая об уровнях развития человека, интересна и поучительна. Каждый из нас, согласно ей, источник (= колодец) всего, что может в нём быть.
1)Человек в начале жизненного пути представляет собой пустой колодец;
2) и вот колодец наполнен, но из него воды зачерпнуть невозможно (бадьи нет);
3)или ситуация того хуже: из колодца некому пить? Вода застаивается…
Всё это наталкивает меня как читателя на горькие мысли:
Колодец – душа человека Страшно стукнуть бадьёй о сухое дно колодца или зачерпнуть из него горькую и грязную жижу. Смысл – жить так, чтобы было чем самому напиться и утолить жажду страждущим. Чтобы вынуть из своей души-колодца ковшичек родниковой водицы и облегчить страдания заплутавшему путнику, чтобы самому не отказали в трудную пору душевной засухи.
Пить или не пить из «колодца» Пелевина? – пусть каждый решает сам, но, на мой взгляд, эта водичка вредна и опасна для душевного здоровья. Мировоззрение Пелевина – это либо мировоззрение разочарованного человека, либо усмешки бесовщины…
P.S. Ну вот, выпила ковшик мутной прогорклой воды – печень воспалилась. Что бы такого почитать, чтоб её почистить? Снова Пелевина?
«Ананасная вода для прекрасной дамы» и пара ещё через силу прочитанных его произведений окончательно разочаровала меня в Пелевине. Нежелание героини рождаться в этот мир, Её величество Смерть в виде памятников, расставленных по всему миру, «идиотство» американских президентов, ах-какие-то-фантастическо-героические победы КГБ в Афганистане, экспериментальная жизнь в астрале и т.д.
Его фантазии - не моё, не для меня! Они уносят меня против моей воли от реалий жизни, а я хочу от книг писателя света и ясности, он же, напротив, получает патологическое удовольствие от того, что выдёргивает меня из пространства и времени, лишает опоры под ногами и погружает во мрак.
И какая наглость! Новомодный автор ещё и смеётся надо мной: «Нынешняя интеллигенция не способна даже на то, чтобы описать собственную жизнь!» Г-н Пелевин, спешу успокоить Вас: «Способны. Пишем. Как в блокаду. Дневники. В стол. Вылёживаться. Всякой рукописи, как хорошему вину, своё время».
Свидетельство о публикации №213092900435
Читал Пелевина "Чапаев и пустота", "Омон ра" - фигня полная.Я всё искал смысл в его произведениях, но убедился - Кафка в этом плане лучше. Единственное можно сказать, что Пелевин, как автор, с прекрасным воображением и на этом - всё.
Александр Брюховецкий 09.02.2017 14:47 Заявить о нарушении
Социалка и охаивание - разные, как "в огороде - бузина, а в Киеве - дядька".
Станислав Сахаров 09.02.2017 19:18 Заявить о нарушении
Александр Брюховецкий 10.02.2017 04:54 Заявить о нарушении