Захар Прилепин
Захар Прилепин, «Паталогия» (роман-газета).
Начала читать без особого энтузиазма, просто из любопытства: ну-ка, про что там молодежь строчит и каковы у неё перспективы в плане борьбы с классиками? Через пять страниц проснулся интерес и стал нарастать с невероятной скоростью. Приходящему на кухню во время рекламных пауз для перекуров мужу, поклоннику сериалов, я начала цитировать смешные картинки из жизни контрактников в Чечне (реплики Плохиша, в основном). После третьего перекура муж неожиданно спросил: «Дашь почитать?» Я отложила читку и задумалась: в каком лохматом году муж последний раз держал в руках книгу?
Дочь читать наотрез отказалась: ей Чечня и казарменный юмор неинтересны!
- Ты знаешь,- закинула я удочку,- здесь так душещипательно описана история собаки Дэзи, я прямо нашу Клепашу без конца вижу, когда читаю…А ещё…девушка Даша глазами парня…необычного…
- Фу, нет, не уговаривай, не хочу. Я Дину Рубину читаю, не отвлекай!
Все домашние уже спали глубоким сном, когда я перевернула последнюю страницу. Спать не хотелось. Врать не стану – потрясения нет. Было приятное удивление. Егор – герой нулевого времени – сменил героя 90-х Сашу Белого?
Из прочитанных книжек я всегда с радостью выписываю премудрости в свою «Анатомию жизни». У Захара Прилепина нашла только одну: «Когда кончается равнодушие – начинается паталогия». Вместе с этой истиной рождается недоумение или недопонимание: равнодушие – порок, с которого начинаются все преступления человечества… Равнодушие, с которым молодые парни убивают и умирают сами, выполняя мужскую работу – норма или профессиональное хладнокровие? По Захару получается, что паталогия – это норма? Почему-то вспомнился Приставкин («Ночевала тучка золотая»), там, выходит, была какая-то другая норма…
Утром дочь лежала на кровати с книжкой Захарки: «Таких мужчин, как Егор, в жизни нет и быть не может!»
*********
Захар Прилепин, «Грех», «Пацанские рассказы».
Тема – обыденка, бытовуха. Про убогое и серое сейчас. Без прошлого и без будущего. Незамороченность в названиях рассказов («6 сигарет и прочее…»). Автор не заморачивается и над идеей. Это по сути картинки жизни на тему: «Нам бы день простоять да ночь продержаться!» В принципе всё верно: страна так и живёт вот уже 20 лет. Тема отцовства, редкая в нашей литературе, у Захара прекрасна, но, увы, кратковременна (р. «Ничего не будет»).
«Санькя» - Печорин нашего времени?
От такой книги не просто легче, жить хочется! Потому что каждому из нас в одиночку кажется, что только его собственная жизнь невыносима и скверна. Но когда на твоих глазах выворачивает наизнанку свои промозглые «внутренности»» незнакомый собрат по времени и Отечеству, и ты узнаешь в них свои собственные, одиночество исчезает. И тебе уже не страшно. Главное ощущение от книги: «Ты не один, не скули!» Ровно то же самое я чувствовала ранее, но уже от книг Чехова, Горького, Паустовского… Нытья у Захарки нет, а это, черт возьми, и есть писательство по-русски!
Однако концовка повести разочаровала – безысходность и тупик. С государством тягаться – с жизнью прощаться? С властью бороться – на штык напороться? Хороший урок для молодых. Надо искать другую дорогу. Те, кто хочет всего, сразу, здесь и сейчас, коротко живут.
Захарка верно уловил враждебную расслоенность общества, трагедию молодежи от тоски по справедливости, безответственность и бездарность сытого мира и «тихое переживание деревней исчезновение советской власти»…Здесь я бы его поправила: тихое исчезновение деревень …
Что мне не понравилось? Со страниц книг Прилепина водка льется реками полноводными …вместо слез. В этом что ли черпать …оптимизм русскому народу? Пьянство - наша национальная привычка, традиция? Убеждение, что Россия всегда пила от страха и безысходности - ложь! Пьют глупцы, самоубийцы и те, кто вместе с Ерофеевым запрыгнул в последний вагон электрички «Москва - Петушки».
Нормальные русские мужики во время Великой Отечественной даже от сталинских ста граммов отказывались, потому что те, кто не отказывался, погибал в первую очередь от пуль снайперских (шибко смело голову из окопов высовывали!)…
Если в новых книгах Прилепина герои продолжат хлестать и хлобыскать горькую стаканами, ему как автору гарантирована дурная слава проплаченного представителя интересов алкогольного лобби.
из "Пестрых заметок" (2010 год)
Свидетельство о публикации №213092900444
У Вас узнала много нового, но читала не все (у Захара).
Познавательно. Спасибо.
С уважением, Ирина
Иринья Чебоксарова 08.04.2015 18:51 Заявить о нарушении
Я не сомневаюсь, что он вырастет в крупного писателя современности: у него всё есть для этого.
И я к Вам с уважением, Ирина.
Татьяна Ломова 09.04.2015 09:12 Заявить о нарушении