Спонсоры правозащитников

       Давно ушли в прошлое те времена, когда российские диссиденты и правозащитники занимались неподцензурной общественной деятельностью бесплатно, из принципа "не могу молчать!". Tогда за нее давали "срок", а в лучшем случае – "выпихивали" за границу. Сегодня эта деятельность, которую по традиции продолжают называть "защитой прав человека", не только не преследуется, но и неплохо оплачивается. Оплачивается она западными, по преимуществу, американскими благотворительными фондами. Однако, платят американцы, то есть, выдают "гранты", далеко не всем правозащитным организациям, а лишь тем, кто защищает тех, "кого надо".
 
       По мере усиления кооперации государства и бизнеса в США и формирования американской политико-экономической элиты, возникла необходимость наличия постоянно действующего института, "нейтральной" структуры, где могли бы сотрудничать власть, бизнес и академический мир. Такой структурой стали "некомерческие" и частные "негосударственные" организации (НГО-НКО), среди которых финансовые организации стали играть важную роль в решении целого ряда национальных задач.

       Необходимость в создании государственных фондов возникает лишь тогда, когда решение общенациональных (геополитических) задач требует скоординированной государственной политики. Такая ситуация возникла после Второй мировой войны в связи с образованием "коммунистического" мира во главе с Советским Союзом, с которыми США и Запад начали непримиримую борьбу.

       Вот некоторые из этих задач, поставленные перед американским истеблишментом, обусловленные противоборством двух супердержав – США и СССР/России – как различных цивилизационных систем:

      - финансирование в России оппозиционных "социализму" и "национализму" (патриотическим силам) организаций, партий, течений;
 
      - распространение идей, концепций "свободного общества" посредством создания и финансирования систем образования, школ, "либеральной" прессы и ТВ;

      - создание в СССР/России негосударственных организаций (НГО-НКО), постепенно "перехватывающих" у государства культурные, образовательные, социальные, благотворительные функции. В результате, общество в лице его легитимных и законодательных органов теряет контроль над этими секторами. Тем самым будут созданы условия для "цивилизационной трансформации "российской нации, что влечет за собою потерю ею идентичности и окончательное превращение в ресурсный придаток "золотого миллиарда";
- формирование "гражданского общества" западного образца на основе космополитической и либеральной идеологии прав человека.
 
       Как видим, все эти творческие "инициативы" не имеют ничего общего со стереотипом "подрывного элемента" из ЦРУ. Однако, даже ЦРУ сегодня совсем не то, что было в 50-60-е годы. Как указывается в материалах слушаний Конгресса США в 1976 году по деятельности ЦРУ, из 700 грантов, потраченных основными американскими фондами на "международные проекты", почти 50% сумм было получено именно от ЦРУ.
 
       Какие же западные, в том числе, американские фонды занимаются "цивилизационными" преобразованиями в России? Возьмем две столичные (и самые известные) правозащитные организации - Московская Хельсинкская Группа и Общество "Мемориал", и две – провинциальные (но тоже известные) - Пермский Правозащитный Центр и Рязанское отделение общества "Мемориал".
 
        Вот все фонды , которые финансируют Московскую Хельсинкскую Группу :

        - Liberty Road (государственная, посольство Швейцарии в России),
        - Department for International Development (государственная , Великобритания ),
        - Еuropean Commission (государственная, EU),
        - Ford Foundation (частная, США ),
        - MacArthur Foundation (частная, США) ,
        - MATRA (государственная, посольство Голландии в России) ,
        - National Endowment for Democracy (NED) (государственная , США ),
         - Оpen Society Institute (частная , G.Soros, США ),
        - UK Foreign Ministry (государственная , Великобритания ),
        - United States Agency for International Development (USAID), (государственная, США).
 
        Как можно видеть из списка - за исключением Швейцарии, все доноры - члены НАТО.... Какова должна быть "правозащитная" политика общественной организации, финансово независимой от российского государства, но финансово зависимой от правительств стран НАТО - гадать не приходится.

       А вот главные американские "доноры" московского "Мемориала":

       - Open Society Institute,
       - Ford Foundation,
       - Henry M.Jackson Foundation,
       - National Endowment for Democracy, Bradley Foundation,
       - Guggenheim Foundation.

        Пермский " Мемориал " финансируют иностранные фонды

       - Ford Foundation,
       - Society Institute,
       - Eurasia Foundation (Дж.Сорос),
       - NED,
       - Henry M.Jackson Foundation,
       - International Research and Exchange Council (США);
       - G.Kennan Institute (США).

       И, наконец, заграничные спонсоры рязанских правозащитников:
 
       - Ford Foundation,
       - NED,
       - Institute for Democracy in East Europe (США),
       - Open Society Institute,
       - Eurasia Foundation,
       - Freedom Path (правительство Швейцарии),
       - Government of Netherlands.

       Из "отечественных" спонсоров рязанский Мемориал финансирует лишь правозащитная организация "За гражданское общество", которая сама "кормится" от западных спонсоров, тех же Ford Foundation и NED.
 
       Таким образом, "лидерами" в финансировании российских правозащитных организаций являются частные "благотворительтые" фонды Ford Foundation и Open Society Institute, и государственная организация National Endowment for Democracy (NED). К подробному анализу этих организаций мы и переходим.

       Ford Foundation является, пожалуй, самой крупной благотворительной организацией в США. Его президентом в 1952-1954 годы был Ричард Биссел, который после своего ухода из фонда стал заместителем у директора ЦРУ Аленна Даллеса. Сменивший его Джон  Макклоу был до этого президентом Всемирного Банка, заместителем Министра Обороны США, председателем Чейз Манхеттен Банк. Именно Макклоу создал в штате Ford Foundation особый отдел для совместных операций с ЦРУ...

       Только в 2001 году Ford Foundation финансировал 21 российскую правозащитную организацию   на  общую сумму примерно в 5 миллионов долларов. Самый крупный грант в 2 миллиона долларов получило московское международное историко-правозащитное общество "Мемориал" на покупку в центре Москвы здания для своей "штаб-квартиры". Еще 1,5 миллиона долларов "Мемориал" получил на свою исследовательскую деятельность. Остальные правозащитные организации получили денег поменьше:

      - Московская Хельсинская группа – 70 тыс. долл.
      - Хельсинский Фонд по правам человека (школы, семинары) – 100 тыс.
      - Пермский Гражданский Центр – 140 тыс.
      - Международная Лига по правам человека – 100 тыс.
      - Центр по правам человека "Мемориал" (там же, но за другую деятельность) – 400 тыс. долларов;
      - Негосударственный Комитете по правам человека (Красноярск) – 30 тыс.
      - Независимый Совет по юридической экспертизе – 116 тыс.
 
      В 2002 году общая сумма денег, выдаваемых Ford Foundation на гранты немного уменьшилась (с 850 миллионов долларов до 590 милл.), однако в России гранты от этого фонда олучили 17 правозащитных организаций, включая тех же "Мемориала" и МХГ.

      Весьма активно действует на российской почве и MacArthur Foundation . В январе 2003 года, этот фонд "объявил о выдаче шести грантов с общей суммой в 1.5 миллиона долларов США для развития и укрепления сети региональных правозащитных организаций" в 13 городах России.

      Большую поддержку на Западе российские правозащитники находят со стороны тех экономических и политических структур, которые заинтересованы в создании в России условий, благоприятных для проведения там неподконтрольных государству финансовых и валютных операций. В первую очередь – это международный еврейский финансовый капитал, традиционно либеральный и космополитический, много лет финансирующий правозащитные организации, такие как Human Rights Watch, Международная Амнистия, Международная Хельсинкская Федерация, Международная Лига по правам человека.

       Особо следует отметить "Институт Открытое общество" (Open Society Institute) американского миллиардера Дж.Сороса. Созданная им по всему Земному шару "паутина" организаций имеет совершенно определенную цель – создание социальной и политической структуры будущего "открытого общества".
 
       Цель деятельности фонда Сороса в России была "озвучена" уволенным с поста распорядителя этого фонда в России, биологом Александром Гольдфарбом (друг и душеприказчик Березовского), эмигрировавшим из СССР в в конце 70-х годов: "Я проработал с Джорджем без малого десять лет, истратив $130 миллионов его денег на благотворительные проекты, призванные помочь реформам в России, облегчить трансформацию коммунистической диктатуры в либеральную демократию, превратить закрытое общество в открытое... " То есть, цель "благотворительности" миллиардера - не поддержка российской науки и образования, как это рекламировалось его либеральными пропагандистами, а цивилизационные преобразования в России: создание западной "либеральной демократии" и не контролируемой государством рыночной экономики.

       Написанная и изданная Дж.Соросом в 1990 году книга, так и называется: "Открывание советской системы". В ней Сорос подробно излагает свои философские принципы и стратегию создания в "закрытых" (то есть, незападных) странах "свободных", то есть не контролируемых государством и обществом, структур, позволяющих проводить транснациональным финансовым корпорациям свои финансовые и валютные операции .

       Самым популярным у российских правозащитников среди "государственных" фондов является National Endowment for Democracy (NED). Он был создан в 1983 году президентом США Р.Рейганом и Конгрессом США с годовым бюджетом в 30 милл. долларов. Свою миссию NED сформулировал так: "способствовать становлению и развитию демократии и свободы во всем мире".

       Цель финансирования российских "грантоедов" (термин, предложенный ростовским правозащитником Е.В.Финковым) выражена руководством NED дотаточно ясно: "помогать получателям грантов в их борьбе с авторитарными тенденциями и за большие свободы и открытость". В соответствии с этим руководящим указанием, NED предоставило в 2000 году гранты 38 российским неправительственным организациям на сумму около 1300 тыс. долларов. Из них чуть меньше половины (600 тыс.долларов) было выделено на поддержку 16 правозащитных организаций и правозащитных публикаций. Например, откровенно анти-русскому и про-американскому еженедельному изданию "Экспресс-Хроника" (А.П.Подрабинек) NED предоставил грант на 70 тыс.долл. "Фонду Защита Гласности" (С.И.Григорьянц) было выдано 40,7 тыс. долл. "на издание нескольких книг по вопросам свободы прессы" в России.

      В 2002 году NED выделил 33 российским правозащитным организациям грантов на сумму около 1,4 милл. долларов. Среди них грант в 36,5 тыс. долларов Центру Развития и прав человека. Деньги выданы на "оценку закона о призыве в вооруженные силы с точки зрения прав человека, а также на разработку рекомендаций эффективному "ответу" на этот закон". Как видно, американские конгрессмены весьма озабочены проблемами, связанными со всеобщей воинской повинностью в России.

      В силу "включенности" российских правозащитных организаций в "сеть", сотканную американскими (в основном) организациями, нет оснований удивляться тому, что многие российские правозащитники рассматривают себя членами всемирного (правильнее, западного) правозащитного движения за права человека и ведут ту "правозащитную" политику, которая не противоречит оной, проводимой западными "братскими" организациями, и которую разделяет руководство фондов, финансирующих российских правозащитников.

      К концу "нулевых" и особенно с приближением президентских выборов 2012 года финансирование российских "правозащитников" по этим каналам серьезно выросло, что и поставило в повестку дня российских властей установление контроля за получением и расходованием нашими НПО средств из зарубежных источников.
 
      Зависимость правозащитного движения от финансирующих их западных фондов и институтов приводит к подчинению принципа прав человека вполне конкретным политическим целям западных держав, в частности, США. Это понимают и некоторые российские правозащитники. Вот, что пишет по этому поводу уже цитировавшийся ранее правозащитник А.О.Смирнов (Костерин): "..Запад вкладывает в нашу демократию для себя. Для них это долгосрочные, но выгодные инвестиции - убрать с карты мира "империю зла", цивилизовать ее на западный манер, в меру ослабить для спокойной жизни, бизнеса и политики".

Примечание: Использован материал О.А.Попова, опубликованный в бостонском альманахе «Лебедь», № 361, за 08 февраля 2004 года.


Рецензии