Вторая Молодость приходит к тому, кто первую сберё
Здравствуйте, мои дорогие. Меня зовут Ольга Владиславовна Журавлёва. Я член Союза писателей России, член Союза журналистов России. Автор нескольких поэтических сборников, множества журнальных публикаций, двух десятков пьес. Лауреат двух поэтических премий. Несколько лет я была руководителем областного литературного объединения «Молодость».
Итак, в моей жизни были две «Молодости». Та, в которую я ходила, как участница клуба, и та, которой я руководила. Первый мой приход в «Молодость» был в мои семнадцать лет, в то время клубом руководила Тамара Константиновна Николаева. У меня уже были публикации рассказов и стихов в многотиражке «Голос рабочего» и в областной прессе. Но в клуб к Николаевой проходила не долго, отвлекли какие-то другие дела, журналистика, которой я только начала заниматься, раннее замужество, учёба, дети, работа… Но дух того клуба помню хорошо. Туда приходили не только пишущие люди, но и читающие, коллекционирующие книги. Как раз тогда писалась коллективная повесть – очень интересный вид творчества. В общем, это был в полном смысле литературный клуб. Старожилы клуба ездили выступать на предприятия, в колхозы и библиотеки. Меня не брали, ничего по-настоящему стоящего я ещё не написала. Тамара Константиновна была человеком очень уверенным в себе и своих суждениях. Её авторитет в клубе был непререкаем. Клуб она очень любила, знала всех и всё. В клубе постоянно вспыхивали романы и дружбы, складывались супружеские пары. В общем, жизнь кипела во всех направлениях.
Второй мой приход в клуб был во времена правления в нём Маргариты Петровны Чебышевой. Она руководила «Молодостью» два года. Это было незабываемое время! Просто всё совпало – замечательная моя учительница (я училась у Маргариты Петровны в школе), всплеск любви и творчества. Маргариту Петровну не только любили, но и почитали. Каждое её слово – будь то похвала или замечание, было на вес золота. Маргарита Петровна всегда говорила: «Я не могу научить вас как надо писать. Я только могу сказать вам, как не надо». Мы очень внимательно слушали, «как не надо». Думаю, что поняли. При Чебышевой занятия клуба были на четвёртом этаже в бывшем здании редакции газеты «Комсомольское племя» на Карла Маркса.
Старостой клуба многие-многие годы был Валентин Дмитриевич Востриков. Он был душой «Молодости»! Его день рождения – 24 февраля мы отмечали у него дома всем клубом. Как-то я пошла на день рождения Валентина со своим старшим сыном Алексеем. Подходим к дому, где жил Валя, сын дёргает меня за руку: «Какая у него квартира?» Я отвечаю: «Этаж помню, квартиру не помню», сын мой очень испугался, что мы не найдём нужную дверь, но я его успокоила: «Вот сейчас приедем (на лифте) на нужный этаж и будем слушать – в какой квартире шум и веселье, там и Валя живёт». Алёша подошёл к одной из дверей, прислушался – здесь! Дверь даже была не заперта, нас ждали. Было очень весело. Валентин Дмитриевич все блюда готовил сам, всё было очень вкусно, хотя, мяса на столе не было, именинник проповедовал вегетарианство. Валентин Востриков долго искал себя в литературе, - был юмористом, поэтом-лириком… Он нашёл себя в жанре поэтического сказа про Вятку. Его книжка «Озорной сказ о великих напастях на Вятскую землю» – бесценна для современного читателя. Главы из этой книги Валентин впервые зачитывал на заседаниях клуба.
Маргарита Петровна передала клуб Надежде Ильиничне Перминовой.
Мне очень нравились стихи Перминовой из книжки «Речка Лала», я их прочитала ещё в школе, кажется, в пятом или шестом классе, некоторые запомнила наизусть. И вот автор моих любимых стихов приходит руководить литературным клубом «Молодость». Надежда Ильинична тогда была в трауре, носила чёрный костюм – умер её муж Сергей Мараков. И в творчестве, и в руководстве клубом Надежда Ильинична, видимо, находила успокоение для своей души. Надежду Ильиничну в клубе уважали и любили, после заседаний провожали её до дома, продолжая по дороге обсуждать то, что было на занятии. Перминова давала нам всегда очень ценные и точные советы. Было у нас много выступлений в библиотеках, клубах, училищах, школах. Спрос на поэзию был высок. Тогда выходили первые сборники «Встречи», кассета «Истоки», стимул для творчества - огромный, в душе бурлили эмоции. Хотелось писать. И писалось. Хотелось любить. И любилось. Поэтому были у меня публикации и во «Встречах», и в «Истоках». Надежда Ильинична – человек очень деятельный и современный, она устраивала презентации сборников, находила спонсоров для поэтических мероприятий. В Доме Витберга была презентация сборника «Только любовь» - это было очень значимое событие в культурной жизни города. На презентацию собралось много гостей, пришли мои родители Владислав Николаевич и Элеонора Алексеевна. Поэтессы – авторы сборника читали свои стихи, каждой был преподнесён подарок, так как Надежда Ильинична позаботилась о спонсорах.
Совсем небольшой период руководил клубом Пётр Николаевич Злыгостев. Это тоже было интересно. Во-первых, - мужской взгляд и мужские суждения о мире, во-вторых, он был выпускником Литинститута, имел большой запас знаний, которыми охотно делился. В это же время было создано объединение «Перевал». В «Перевал» ходили те, кто уже вырос из «Молодости», имел солидные публикации, но ещё не был принят в Союз писателей. Это объединение просуществовало недолго, но функцию свою оно выполнило - его участники были приняты в Союз писателей России. При Злыгостеве был очень интересный семинар для прозаиков в Боровице. Я писала стихи, но на прозаический семинар очень хотелось попасть. И тогда я написала маленькую пьеску «Комната». На семинаре успеха она не имела, но для меня в тот момент было важно услышать, что пишут другие, увидеть новые лица. Тем более, что одним из руководителей семинара была редактор из московского издательства. Из авторов на семинаре в Боровице запомнились Владимир Спицын, Николай Юровский, Николай Коврижных, Светлана Сырнева, Надежда Леднёва.
Если ничего не путаю, несколькими годами позже поздней осенью был семинар в Кстинино. Я тогда работала на ГТРК «Вятка», снимала про семинар передачу. Запомнилась мне тогда больше всех Ольга Лещёва. Ещё помню один семинар, который проходил в городе в клубе ветеранов на улице Ленина. Он был, пожалуй, раньше предыдущих. Из руководителей особенно запомнился Леонид Владимирович Дъяконов. Он смотрел на нас даже не как на детей, а как на эмбрионов. Я подошла к нему с его книжкой «Жила-была царевна», он подписал «Олечке Журавлёвой». На том семинаре блистала Любовь Огородова - поэтесса из деревни Филиппово. Участниками были Владимир Морозов, Светлана Сырнева, Михаил Коковихин, ещё кто-то из «Верлибра». Вот, не веду я дневников, а зря. Путаюсь в датах, забываются уже фамилии и лица. Про Дъяконова к его 80-летию мною была снята передача «Волшебник добрый с умными глазами». Красивая была передача – пейзажи поздней осени, первый снег... Леонид Владимирович вёл себя с большим достоинством. Он ходил в чёрном берете и драповом пальто. Запомнилась такая его фраза: «Вы думаете, почему меня все слушают? Вовсе не потому, что я такой умный. Только потому, что я такой старый».
За годы работы на телевидении в ГТРК «Вятка» мною были осуществлены два авторских проекта: «Вечерний альбом» - передача о писателях и художниках, и «Лирикс». «Лирикс» - была студийная программа, она шла всего 8-10 минут, там вятские поэты сами читали свои стихи. Мне хотелось именно запечатлеть авторское чтение. Приглашала я всех членов Союза писателей России на эту программу. Участников клуба «Молодость» тоже постоянно приглашала. Кто-то проигнорировал мои приглашения, а зря. Потому что эти передачи хранятся в архиве ГТРК, как и программы «Вечерний альбом». Героями «Вечернего альбома» были как прозаики, так и поэты. Много лет я уже не работаю на ГТРК, а программы эти постоянно повторяют в эфире. И на радио вятских писателей и поэтов я постоянно приглашала в прямые эфиры, делала про них передачи.
Как пишут в пьесах – прошли годы. И вот пришло моё время руководить «Молодостью». Не скрою – мне этого хотелось. Хотелось вернуться туда в другом качестве. Я пришла в клуб после того, когда его руководителем был Алексей Иванович Смоленцев. Сильный руководитель и человек. Я была с ним хорошо знакома, так как делала о нём несколько передач на радио и телевидении. А когда делаешь передачу о человеке, собираешь о нём материал, достаточно глубоко вникаешь в личность. Также делала передачу о его отце – поэте Иване Смоленцеве. Единственное, что мне сразу не понравилось в клубе, когда я приняла его после Алексея Ивановича то, что там всё было пропитано религиозностью. Я не против религии. Но я за литературу. Алексей Иванович руководил клубом восемь лет. У него была хорошая подготовка и знания, так как он окончил Литературный институт им. Горького. Думаю, что его слушатели ему очень благодарны за знания, которыми он щедро делился. Но, когда я услышала фразы, типа: «Кто не ходил в Великорецкий крестный ход, тот не может быть хорошим писателем», или «Задача литературы проповедовать православие…» - я поняла, что мне будет очень трудно. Во-первых, у меня совершенно другой взгляд на эти предметы, во-вторых, мне хотелось вернуть в клуб прежний дух, который витал там, когда им руководили Чебышева, Перминова и Николаева. Взгляд на мир и литературу через призму православия мне явно не подходил. Мне хотелось заразить участников клуба различными литературными вирусами – может быть кто-то захочет заняться переводами, кто-то – писать фантастику, кто-то пьесы. Стихи и проза не отменялись, конечно. Но вот их воплощение… Мне хотелось раздвинуть горизонты сознания участников клуба. Эту фразу – «Раздвигайте горизонты своего сознания», - я часто повторяла на занятиях. Понятно, что некоторые участники клуба, которые занимались при Смоленцеве, и которых не устраивала моя концепция, ушли. Это естественно. Да многие ведь и переросли клуб, кто-то, напротив, топтался на месте, кто-то выбрал другой путь, поняв, что литература – это не его.
Ходить в клуб массово заставить нельзя. И задача клуба – не массовость, а творчество. Ученичество в клубе – это не только брать, но и отдавать. Отдавать своё творчество, делиться своими задумками и идеями. Причём всё это должно быть очень разнообразно. Объединяющая идея клуба – литература, а не вера. Подчёркиваю – это моё убеждение. Поэтому работа в клубе не то, чтобы закипела, но пошла по другому руслу. С некоторыми потерями, но и с некоторыми приобретениями. Я очень благодарна прежним участникам клуба – Роману Щипану, Любови Садаковой, Оксане Филимоновой, Ольге Ившиной, Василию Мамонову и многим другим, кто приходил на занятия, чтобы поддержать меня. Они понимали, как сложно мне начинать.
Одна из моих идей заключалась в том, чтобы объединить поколения литераторов. Для этого я приглашала на занятия членов Союза писателей России, которых участники особенно хотели послушать. Всем им я тоже очень благодарна, потому что тот заряд, который они давали участникам клуба – бесценен. И их приход в клуб для выступлений я тоже воспринимала, как поддержку. Чем я могла отплатить им? Только любовью и уважением. Примите слова благодарности, дорогие мои друзья!
Конечно, мы постоянно занимались обсуждением написанных участниками клуба произведений, как это было во все времена. Но были у нас и занятия, посвящённые переводам стихов. Я давала ребятам задания – произвести анализ того или другого произведения из классики, подготовить выступление о своём любимом писателе, или авторе, который за последнее время стал для них открытием в литературе. Это всё стимулировало их собственное творчество. Большое впечатление на участников клуба произвела встреча с драматургом Львом Кожевниковым. Разговор о драматургии затянулся надолго, потому что у ребят возникло много вопросов об этом жанре. А кто, кроме профессионала, может точно и ёмко ответить на них? После кто-то попробовал себя и в написании пьес. Тоже интересный опыт для творческих личностей.
Постоянно мы проводили литературные праздники, на которые приглашались читатели библиотеки им. Пушкина, библиотекари и все желающие. Референт писательской организации Валерий Пономарёв приходил послушать авторов «Молодости», и сам читал со сцены отрывки из своих произведений. Для молодых литераторов это была замечательная возможность показать свои новые творения зрителям, побороть застенчивость, научиться выступать со сцены.
А тут и 45-летний юбилей «Молодости» подоспел. Хлопот с его подготовкой было много, но мы со всем этим справились. Грамоты, подарки клубу, подарки всем бывшим руководителям – всё было сделано на высоком уровне, спасибо комитету по делам молодёжи за поддержку. Показать своё творчество на юбилейном вечере хотелось многим, поэтому мероприятие затянулось. Особенно на юбилее меня порадовали гости – бывшие участники клуба, приехавшие со всех уголков области. Со многими мы не виделись годами, именно на том юбилее связи восстановились и не теряются по сей день. Было телевидение, так что это событие не прошло незамеченным в культурной жизни области.
Закрытие сезона в клубе мне хотелось сделать запоминающимся для его участников. Сезон закрывается весной, когда всё вокруг просыпается, просыпаются чувства, творчество бьёт через край. Всё это мне хотелось подчеркнуть, расширить горизонты сознания у ребят, показать связь природы и творчества. Поэтому закрытие сезона всегда проходило в Александровском саду в малой ротонде. Зрителями нашими были случайные прохожие, друзья, пришедшие поддержать выступающих. Ребята становились в полукруг и читали свои стихи, пели песни. Дух поэзии витал по аллеям парка. Иногда приезжало телевидение, чтобы запечатлеть этот необычный музыкально-поэтический вечер. Благодаря сюжету в новостях жители области узнавали о том, что клуб «Молодость» работает, его участники пишут новые стихи, а, значит, совсем скоро выйдут в свет и новые книги.
Свидетельство о публикации №213093001097