Психея

Все написанное ниже, является всего лишь бредом больной фантазии автора и не более того.


 

Они приходят ко мне и рассказывают о своей жизни, о своих волнениях, заботах и проблемах, а я как психотерапевт обязан преподнести им решение и обязательно уверить в том что все проблемы решаемы, и в общем и целом – проблемы – это не проблемы. Такова моя задача.  На перспективу – я обязан помочь им найти себя или смысл или цель, или жизнь, которую они растеряли пока шли к дверям моего кабинета.

Красная табличка, холодный коридор, и прыжок в неизвестность, которая непременно растерзает, если позволишь себя растерзать.

Мужчина напротив немного растерян и не уверен в себе, делец, карьерист. Каким ветром его занесло сюда? Непроницаемым взглядом без примеси любого выражения лица смотрю на него и вижу, что он не понимают чего он сам хочет – от врача, от жизни, от самого себя. Разговорить его удалось не сразу.

- Я всю жизнь, сколько себя помню, работал и … просто работал. Жена, потом дети… нужны были деньги. И это было постоянно. Требовалось обеспечить и одно и другое, и … я устал. Просто понимаете, я понял, что за минуты радости и подлинного чистого счастья всегда приходится платить по двойному тарифу.. и счастья – только на миг, а вот трудной дороги к этому счастью – на сто лет. Но когда-то ведь у меня была мечта. Ну … в юности.

Я, кажется, не слышу, что он говорит, но слова настолько обыденные и обычные для моих мыслей, что я невольно перестаю слушать, приглядываясь к его рукам.

Любая работа всегда обладает никому не нужной формальностью. Вернее, все то положительное что она должна нести рано или поздно скрадывается, сглаживается, усредняется, умаляется…. У нас было так – работа с любым пациентом в иные моменты напоминала чистую формальность, для того чтобы выполнять подлинно свою работу, нужно было отдавать всего себя. Но люди всего лишь люди, и я не исключение – в некоторые моменты было нужно только бы прийти и сделать работу, ее качество выполнения и сам человек не совсем интересовал меня, тут же и деньги… Когда я подловил себя на осознании этой мысли, я понял что так не хочу. Очень сложно соблюдать гармоничность отношений работа-личная жизнь. Всегда одно довлеет над другим, и чему-то приходится посвящать все свободное время. У меня была работа. Я хотел добиться мастерства врачевания душ. Или что именно я должен был врачевать – мне предстояло в этом  разобраться. 


Учитель как всегда смотрит на меня пристально и легко. Он ничего не пытается вложить в меня своим взглядом, он не уверен в том, что я понимаю его, но он продолжает говорить.
«Слушай их проблемы, но не пропускай их через себя. Иначе тебя просто выдоят на эмоциях. Сопереживать ты можешь только в том случае, если уверен, что в данной ситуации человек пропадет, если не дашь ему сил. Не позволяй использовать себя. Отстранение – вот что главное. Ты должен уметь помочь, но не отдавать себя, не растрачивать себя, не убивать себя во имя других. Учись отстранению. Это основное».

А пациент все говорил и говорил… Поток сознания все-таки удивительная вещь, сколько через него можно увидеть, многое из подсознательного, подавляемого, удерживаемого в обычной ситуации контроля, ровно столько же можно вынести из детства, находя безусловные связи-ниточки с настоящим, проекцию его подавляемых желаний детства, верных шагов по направлению к цели. И общий образ человека, составляемый мною как набросок, очень часто был ошибочным по началу. Я не грешил на свою недалекость, скорее понимал, что первоначальное мнение о человеке, как интуитивное знание – не подводило никогда, но и не всегда было решающе полным.

Сотни судеб складывались в какой-то витиеватый бесконечный узор, накладываясь один на другой, застывали некой программой разоблачения и определения типов личности. Иногда было достаточно одного движения, или одной фразы, интонации, как я мог с уверенностью озвучить какую-то устойчивую черту личности, характера, мировоззрения этого человека. Многие из тех, кто хорошо разбирается в людях, рано или поздно начинают использовать это в своих целях. Очень тонкий момент, за который трудно кого-либо винить. Меня волновала не собственная выгода, не манипуляции и провокации сами по себе или во имя моих личных целей, а сам человек, его личность и его проблемы. Волновал меня вопрос – чем можно помочь данному конкретному человеку, что можно для него сделать, чего он сам для себя сделать не может. Это было непросто.

Самое главное в любой ситуации – это встать Над ситуацией. За этим они и приходят ко мне. Слишком сложно разобраться во всем самому, когда тебя одолевают эмоции, когда ты подавлен, растерян, неуверен в себе, ты судишь предвзято, варишься в этом котле и не можешь найти выход. Выход есть, только нужно трезво и как бы со стороны взглянуть на ситуацию. Если ты не можешь встать над самим собой – то над тобой встанут другие. Это не новая мысль, она давно и плодотворно используется теми, кто желает что либо изменить в свое жизни. Воля, сила, решительность, умение подняться над самим собой, над своим «человеческим, слишком человеческим». И в этом люди не справлялись. Это было трудно.

Сеанс был странный. Типичные банальные проблемы влюбленности. Мне не нужно было знать, что именно хочет рассказать она, я и так все видел, о чем ее мысли и вокруг чего они вертятся. Хотя как всегда и позволил выпустить чистый поток сознания. Она любила. Как и в прошлый раз – от души, от сердца. Всю себя отдавая или желая отдать ему. Марина, как тебе объяснить, что все проблемы только в твоей голове, и в самой тебе. Если ты даешь себя убить, тебя будут постоянно убивать. Я знаю, что ты хочешь сказать – «а как иначе?» можно иначе, «чуть-чуть» как все любят, но ты не хочешь. Ты желаешь зациклиться на одном, не отпускать его из мыслей, и умереть ради него.
Чужие слезы, очень часто, вместо жалости, рождают ожесточение. По моему скромному разумению от любви нужно было лечить. Парадоксальная вещь, ведь любовь сама – лекарь. Но лекарь она до той поры пока соблюдается гармония отношений, пока один отдает, другой принимает. Один – отказывается принимать, другой - оказывается с любовью один на один, а это сжигает. Мне кажется, любовь нужно лечить, и самое главное – в минуту бушующих страстей – успокоить, дать отдышаться, и далее медленно, но верно перевести фокус внимания на другие вещи, какие угодно, смотреть по индивидуальным случаям, но переводить, стараясь нивелировать все проявления этого чувства, отдалить их от себя, а попросту выжить. Это необходимость. Счастливой любви – одна на миллион. И этого еще никто не отменял, к сожалению .

 «Ты небо рисуешь синим, и серым рисуешь скалы»… я рисовал схемами, лицами, картами жизни, пытаясь понять этих людей. Сотни лиц и судеб. Сотни жизней. И везде одно и то же, сплошная слабость, у кого в чем. Видимо это бремя человека. Даже у самого сильного есть свои страхи и слабости. Даже у самого сильного. «Да минует меня чаша сия».. никого и никогда еще не миновала. Каждый получит свое. 

Я устал курить и постоянно раздумывать над вопросом – что же нужно людям? Чего они хотят и к чему стремятся? Пытаясь найти универсальную модель поведения, я уже тогда понимал что все слишком индивидуально. Невозможно работать строго установленными приемами взаимодействия. Сколько раз я на этом сыпался. Один прием, что годился для пары тройки людей, совершенно не срабатывал на других. Я говорил, задавал вопросы и вместе с тем пытался понять, что мне нужно делать в данном конкретном случае. Нет ответа. Как помочь? Дать совет?
Как можно вылечить душу человека? И у всех ли есть что лечить? Годилась только импровизация, но даже она не всегда срабатывала.

- О чем вы думаете? – я спрашивал резко и прямо, при этом умудряясь попасть в задушевную нотку голоса.
Мужчина в клетчатом пиджаке, и большим перстнем на мизинце, заерзал и недоуменно вскинул на меня взгляд.
- Да, прямо сейчас – о чем вы думаете?
- Думаю что зря пришел сюда. Мне непонятно что я должен говорить…
- Для начала условимся о том, что никто никому ничего не должен. Никто никого не принуждает. Только добровольно вы можете говорить или не говорить. Расскажите мне о своем детстве.

Долгий разговор, с переменным успехом добиваясь от него признаний, я пришел к выводу, что он чего- то боится. Личная жизнь и как оказалось – импотенция. Сначала – недоумение, затем – повтор неудачи и страх. Неуверенность в себе пошла именно от этого. Он говорил и снова говорил – путано бессвязно, Так что приходилось их этой невнятной вязи фраз составлять портрет и характеристику. Опять – чем помочь?

Единственная моя задача - анализ и выбор верного для данного случая пути. Человек сам поймет, куда нужно идти, но для этого мне нужно первым всё про него понять, не показывая пристрастия подвести его к нужному для него же решению. Упаси тебя бог хоть кого-то осуждать. Это рождает неприязнь. Всё, считай человека для себя ты потерял. Он закроется тут же, как только поймет, что его осуждают.

Хорошо и верно работал только принцип «Зеркала», создавая свой образ по образу и подобию наблюдаемого объекта, отражая его, используя его выражения, устойчивые фразы, образ жизни, мыслечувствования, чувствуя его, отслеживая его перемещение, реакции, фразы. А главное, показывая ему ТО, что он хочет видеть в людях, подбираясь к нему тихо и незаметно, входя в доверие. Только так можно приблизиться к нему и понять. Прием был в ходу и работал всегда, но другое дело, что он часто просто не был нужен, и годился лишь для особых случаев. Предугадывай желания и настроения. Играй. Но всегда живи теми масками что ты надеваешь. Иначе фальшь будет слишком видна. Фальшивить можно только с глупыми и недалекими людьми, они не поймут и не разгадают. Умные же, напротив, рано или поздно разоблачат твою игру и выведут тебя на чистую воду. А играть и не хотелось,  и редко уже игралось. Я жил всеми масками которые выставлял перед собой. Жил ими, и уже невозможно было сказать, где кончается одно мое лицо и начинается другое.

Главное то, что должен сделать психотерапевт – это разобраться в себе. Только изучив себя, все реакции, желания, комплексы, ошибки, можно научиться разбираться в других людях. «Познай самого себя».  Да-да, то самое – древнее, верное. Ты не можешь обнаружить в другом человеке всех миров его личности, пока ты не найдешь этих миров в себе. Пока лиц и портретов в тебе не будет великое множество ты можешь по-настоящему помочь только узкому кругу лиц, которых ты понимаешь, видишь и ощущаешь. Идти в психотерапевту стоит лишь к такому кто умнее и глубже самого тебя, иначе это будет бесполезная потеря времени. Врачеватель душ не сможет тебе реально помочь.

Несомненно – лучший рабочий материал – это молодые. С возрастом мировоззрение человека становится все более закостеневшим и неповоротливым. Чистый слон в посудной лавке. С возрастом все более увеличивается принципиальность, и все то, что в молодом возрасте еще можно свернуть и провернуть, в старости просто застывает и обретает четкую не сдвигаемую форму. Так практически у всех. Работать с пожилыми людьми практически невозможно. Тем не менее я даже умудрялся поработать и с ними. Правда нервишки начинали уже пошаливать от повторения одного и того же десять раз, а пациент все видел все равно в том же ключе в каком и раньше. 

Самое интересное для меня в деле познания людей, это новые лица, социальные группы, отношения. Я намеренно погружал себя в несвойственные для меня коллективы, преодолевая порой изрядную порцию отвращения наблюдал, жил, и общался методом включенного наблюдения с этими людьми, находя все новые и новые повороты человеческой сущности. Я не могу сказать, что открытия были уникальны. Для меня – да. Бывало, попадая в новый коллектив, я сразу все понимал и говорил про себя «Тююю, ребята, да мне с вами не по пути», но вновь и вновь убеждал себя «они нужны мне. Эти люди мне нужны, чтобы понять, как живут они и им подобные». Тут были и пенсионеры, студенты, карьеристы, музыканты, меньшинства, алкаши, интеллигенты, панки и тихие замужние мадамы. Я не господь бог и не сверхчеловек, я так или иначе испытывал к ним либо приятие либо отторжение, но желание узнать, понять, спровоцировать на различные реакции всегда перевешивало неприязнь. И это получалось. В группах находится проще, чем работать с конкретным человеком. Учился на многих, чтобы затем применять свои знания на конкретном человеке, которого я выбирал. Со многими был попросту социальный эксперимент, подбрасывая им информацию, подача которой была своеобразна в зависимости от случая, провоцируя определенные реакции, я пытался найти универсальность поведения людей, нечто похожее – ядро, основное, изначальное, что было в корне неверно.  Потому что некие архетипы существовали, но далеко не всегда они являлись основополагающими и решающими. Но что-то в этом было.

Самое интересное, это была - ЛОЖЬ. Я показывал себя различным в зависимости от обстановки, и это требовало определенного утаивания. Здесь все просто – изучить человека возможно лишь тогда, когда согласно индивидуальному плану личности подойти к нему с выражением лица и своей биографией Такого свойства, что это срабатывало стопроцентно, человек реагировал подобающим образом, и раскрывался передо мной всей свой личностью. Братцы, Билли Миллиган со своими 24-мя лицами отдыхает, честное слово.
 
А попросту - я устал. Так устал, что думал не раз и не два, глядя в высоту неба «забери меня к себе, я больше не могу». Я и так больше не мог. Как я могу объяснить людям, что их проблемы это на самом деле и не проблемы вовсе. Если бы они знали, что ожидает их в дальнейшем, они давно бы поняли, что не нужно испытывать никаких эмоций по поводу чего-либо, ибо «все было и все будет», и со временем ко всему найдется ключ и все подарки или  удары судьбы будут разгаданы и верно истолкованы. А пока … Макс опять злился и психовал, очевидно, на самого себя
- у меня нет проблем.
- твой образ жизни – это уже проблема.
- я замечательно живу, мне нравится наслаждаться женщинами, мужчинами, я люблю вкусно поесть дорогие рестораны и шик. Что в этом плохого?

Признаться когда мне задают подобные вопросы – я просто пасую. Что тут можно сказать.  И я опять рисую схемы и прописываю личностные характеристики, надеясь, что хоть в момент раздумий ко мне придет верное решение. Я находил решения, но не всегда верные, и не всегда … находил. Саша был чересчур талантлив. Человек-уникум, он жил не той жизнью, что жило большинство, и в 20 лет он не знал что такое алкоголь, девочки, поцелуйчики. Он не знал множества элементарных вещей, чисто бытового характера. Он не умел постирать за собой, убраться, не знал что такое организовывать свое время, после общения с ним создавалось вполне стойкое впечатление что он прилетел с другой планеты, и сейчас должен научится жить среди обычных людей. Саше нужна была вера. В нем самом, а ему требовалось чтобы в него поверили другие. Хотя бы кто-то. И с ним абсолютно точно сработал прием самости, потому что человек этот был лишен гордыни. Нужно просто было говорить ему о том, что он – гений, и что самое немаловажное – нужно было верить в это. Способности его были велики, он был очень умен, но абсолютно халатен, не собран, растерян, не организован. Лень, вот что его убивало и было его личным дьяволом. Нужен был человек, знакомый, друг, или близкая женщина, которая бы вселяла в него уверенность и веру в свои силы. Он хотел стать обычным человеком, он банально и неуклюже пробовал сигареты и водку, пытался ругаться, и начинал неумело ухаживать за женщинами, которых он попросту боялся. Именно ему очень хотелось помочь, но вот удел работы с психотерапевтом – проблемы-то решались и дело сдвигалось в мертвой точки, но ЛИШЬ НА КОРОТКИЙ СРОК. Далее – через определенное время все возвращалось на круги своя, и моя помощь оставалась для этих людей просто приятным препровождением в прошлом, о котором можно было вспомнить и не более того. Я не помогал им. То есть фактически я так стремился помочь, что не понимал, что революционно не возможно кардинально изменить человека, нужна только эволюция – медленное но верное движение в правильном направлении. И как оказалось на практике – для того чтобы изменить человека требовалась неустанная работа различных направлений его деятельности. Ко мне приходили люди, которые хотели что-то изменить, которые знали, что проблемы существуют и сами они не в силах их решить, но сами же они оказывались просто НЕ В СОСТОЯНИИ продолжить начатое дело изменения личности. Рывок под силу почти всем, а вот удержание на этой точке – это просто из раздела мистики и фантастики. Все так или иначе оказывались на той точке от которой они и начали движение у меня. И это меня угнетало более всего.

Удачных экспериментов было по пальцам перечесть. Я назначал сеанс спустя время, пол года, год, разовый - бесплатный, мне было важно, чтобы человек пришел и снова рассказал мне о своей жизни. Самое страшное заключалось в том, что люди приходили, и после теплых «здравствуйте, как я вам рад, здравствуйте», начиналась не очень умелая игра в улыбки. Оказывалось, что за прошедший год, их жизнь либо совсем не изменилась, либо изменилась самую малость и еще не известно в каком направлении. С течением времени я просто сделал вывод что для того чтобы помочь человеку, изменить его, найти его самого для него самого, требовалось усилия почти всех сторон его жизни, тут и поддержка друзей, и родителей или детей, супруга или супруги, коллег…. И у каждого свое. Лишь единицы способны изменить себя и стать лучше без поддержки окружающих. Люди слабы. Этот вывод я сделал давно и все более с течением времени это подтверждалось.

Как много представьте себе усилий нужно сделать для того чтобы спасти человека – от его демонов или от него самого. «Как много представьте себе доброты в молчании, молчании»…. Слишком мало умелых слов требовалось, чтобы воскреснуть. Только добротой, лаской и любовью врачуются души людские. Только так и не иначе. Это – основное, плюс к этому еще много всего и у каждого свое. Но все же - цементирующий фактор лечения – любовь, ласка, забота, доброта. 

Я заметил, что у людей множество мотивирующих факторов, и у всех всё разное. Кому-то нужно было очень разозлиться, чтобы добиться чего-то в жизни, кому-то нужна была вера, кому-то любовь, кому-то только деньги имели первостепенное значение.
 
Большинство было невозможно вызвать на разговор, на монолог, диалог, поток сознания. Но это большинство, как правило, и никогда не приходило ко мне. Мы тянемся только  к тем людям, которые нам близки, которые могут помочь, или которым мы можем помочь, не бывает случайных встреч. Я видел много людей, которым я не мог помочь даже при моем желании сделать это. Они находились словно в коконе не воспринимая и не понимая что происходит, и что видимый ими мир лишь создание их разума. Есть определенная реальность, все остальное человек в нее привносит сам. И знаете, человек готов поверить всему, что сказано более менее уважаемыми людьми и задушевным тоном. Чем старше я становлюсь, тем больше нахожу людей которые хотят чтобы ими манипулировали. Ты только скажи им что-нибудь, что-то ради чего они будут носить тебя на руках…. ПОХВАЛИ их. Скажи что они молодцы, они расцелуют тебя за это. Лично я считаю похвалу самым серьезным этапом манипулирования, ничто так не расслабляет человека, ни что так не показывает все его темные стороны – как похвала.
Похвали и увидишь кто перед тобой.
Я снова вспоминал, что Главное - это отстраненность.


- Учитель, ведь равнодушие – это грех.
- Будь неравнодушен – внешне, внутри – всегда сохраняй спокойствие.
- Это лицемерие.
- Нет, это жизнь. Если хочешь чтобы она у тебя была, никогда и никого не подпускай слишком близко, не доверяй. Ты ведь уже совершил ошибку… тот Максим, студент из первомайского. Ты решил помочь ему лично. Ты не советовал, не предлагал, не искал его для него же самого, ты просто решил помочь – сделать За Него. И что было. Он умер. А ты еще жив?
- Конечно, я жив, учитель.
- Чем докажешь?
- Да нечего тут доказывать. Я жив! Вот тело, и даже внутри ну где душа что-то все время рвется.. и живет … и чувствует.
- Рвется…. Рвется… - задумчиво говорит Учитель. – А зачем рвется?
- А как иначе помочь, если не встать рядом и не поддержать, не ободрить, не успокоить, не взять часть боли на себя?! Ну как иначе??
- не бери боль, ничего не бери. Позволяй им жить так как они того хотят. Показывай, подводи, предлагай, и отходи в сторону, чтобы посмотреть, куда пойдет человек.
- А помощь? Я хочу помочь.
- Помогай, если сможешь. Но будь готов заплатить, чаще – их же отношением к тебе. Всех не обогреешь. Ты можешь помочь единицам. Так помогай. Не можешь – уйди. Живи, если можешь, мой мальчик. Мы, люди, слабые существа, постарайся же избавляться от своей слабости.



Очередной социальный эксперимент закончен. Закрываю папку. Закуриваю сигарету и улыбаясь смотрю в ночное небо. Обнуляем счет. Теперь – всё сначала.


Рецензии