Абай о судебной системе

30.09.2013 18:30:00.00

"Акымакпен астаспа, акылдымен кастаспа." - казахская поговорка

Кто нас рассудит? Абай в третьем слове рассуждал о судебной системе ([2], стр. 20-24). Было это в 1891 году. Более века прошло, а воз и ныне там, как говорят. Наступили советские времена, но правосудие не наступило и его нет до сих пор. Теперь Казахстан суверенная страна, государство со своим правосудием и, может быть, рецепты Абая ушли в прошлое...

Однако, мы думаем, что мыслитель прав, предлагая упростить судебную власть. Идея его была в том, чтобы судебная власть биев - не судила. Не судила множество споров, возникающих то там, то тут. Спорящие должны сами находить справедливое решение, а уж если коса на камень нашла, тогда вступать в дело должен был суд биев, суд власти.

Вы скажете, что Абай к самосуду призывал? Нет! Для этого Абай был морально значительно цельный, он не допускал кровавых решений, суд должен происходить полюбовно, как вера допускала, в вера была надёжной. В неверии человек приходит к хаосу и творит самосуд, проливает кровь. Но глубоко верующий к этому не приходит.

Какова основа, какой основной первый стимул для суда должен быть? Это - признать, в случае спора, обе стороны потерпевшими, а потом разбираться в случившемся. Так будет хорошо, потому что вина не будет заранее участвовать в споре. Когда решение спора найдено, обращайся к власти суда, чтобы объявить виновного и изыскать ущерб (или простить). Судебная власть не будет перегружена разбирательствами, не будет лишних причин для подкупов, коррупции. Вера должна нами руководить на местах. Это и есть суть третьего слова Абая. Конкретное её исполнение, возможно, надо определить по современному с учётом обстоятельств истории.

Судебная власть должна следить, чтобы народный суд, народные разбирательства не превращались в иго, которое тормозит развитие государства, чтобы справедливость торжествовала. Для этого дела у судебной власти должны быть совсем другие рычаги, институты. Институты это богословские... формирующие нравственную позицию граждан.

Опять мы приходим к тому, что цель нашего первого проекта - грандиозная по значению. Аминь.

+)))

[1] http://proza.kz/work/47687 - нет дыма без огня

[2] Абай (Ибрагим) Кунанбаев СЛОВА НАЗИДАНИЯ / Пер. С.Санбаева. - Алматы: Алматыкiтап баспасы, 2013. - 224 с.
ISBN 978-601-01-1002-1


Рецензии