Знакомая Незнакомка, или Я - не Я

   Много историй придумано о картине Н. Крамского «Незнакомка».
Завесой тайны покрыто происхождение образа, который вдохновил художника на создание этого шедевра…
Вглядываясь в красивые черты этой женщины, в этот величественный и высокомерный взгляд, мне стало интересно –
а смогла бы я, с таким же выражением лица, передвигаться в городском транспорте?

И вот… накинув на лицо маску величия и высокомерия, я вышла из дома и направила свои стопы к автобусной остановке.
Вчерашний снегопад нанес такие сугробы, каких и зимой то не довелось видеть! А сегодня – оттепель…
На тропинку, по которой мне предстояло пробираться до остановки, похоже, осмелились ступить до меня только двое-трое таких же, как я – отвергающих поговорку «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».

С гордым видом, полным невозмутимости, двинулась я по «нехоженой тропе». Высоко поднимая колени, словно цапля, грациозно продвигалась я по намеченному пути. Под толщей сугробов таились плотные неровности ранее утоптанной дорожки, наступая на которые, ноги разъезжались в разные стороны, превращая меня из цапли в каракатицу. Но я помнила о своем эксперименте и «держала лицо» как подобало задуманному.

Когда до заветной остановки оставалось три-четыре метра, из-за угла вынырнул автобус и я, как горная козочка, вприпрыжку, поскакала к двери, не забывая при этом сохранять величественное выражение лица!
Запрыгнув в автобус, с высокомерием царицы, прокомпостировала билет и водрузилась на свободное место у окна. Снежные заносы на дороге автомобили превратили в месиво. Созерцая неприглядный пейзаж за окном, я не забывала о горделивой осанке и туманном взоре с поволокой… Автобус, как корабль, вошел в огромную лужу… Из-под колес вырвалась гигантская волна и разлетелась на мелкие хрустальные осколки! В моих глазах сверкнули озорные искорки восхищения… но я, мысленно, одернула себя и, усилием воли, вернула невозмутимость и величие своему облику.

В свинцовом небе образовалась небольшая брешь и солнечный луч, не раздумывая, нырнул в это окошко, брызнув ярким светом, разливаясь по земле, заискрился в повеселевших лужах……
Ах, каким презрительным взглядом окинула я эту картину…
Выходя из автобуса, зацепилась каблуком за край ступеньки, в результате чего отвалилась набойка на правом сапоге… Открывшиеся пустоты каблука немедленно стали заполняться мокрым снегом.
Пройдя несколько шагов, ощутила, что этот каблук стал заметно выше…

На входе в метро, подножный кафель для злополучного каблука превратился в настоящий каток! Нарушилась амплитуда движения и правая нога резко скользнула вперед… Мои глаза чуть не выскочили из орбит… мозг, за какие-то доли секунды, успел припомнить, что раньше я никогда не умела садиться на «шпагат», скомандовал левой ноге – «вперед!»
Благополучно выполнив этот маневр, собрав все ноги на один уровень, я вернула устойчивость своему телу и…
вспомнив о своей сегодняшней миссии, окинула надменным взглядом спешащих мимо меня людей.

Опустившись на мягкое сидение, облегченно вздохнула и с горделивым видом уткнулась в книгу. Через несколько минут, мое боковое зрение улавливает какое-то слабое движение на полу … Величественно скосив глаза в нужную сторону, замечаю, как из-под моей правой ноги тонкой струйкой растекается грязный ручеек.
Ясно… мой травмированный каблук опорожнился.
Углубиться в содержание книги не удавалось… трудно удерживать на лице надменность и невозмутимость, когда читаешь Зощенко. Сидящий напротив малыш увлеченно щебетал со свой соседкой – миловидной разговорчивой старушкой.
- Маму блюблю, папу блюблю… котика Ваську сваво блюблю, - перечислял он своих любимых.
При упоминании о котейке, пухлые щечки малыша расползлись в улыбке до ушей. Мимические мышцы моего лица дрогнули, не в силах выдерживать тяжести высокомерного величия… Но… эксперимент должен продолжаться…
и я отвела в сторону холодный взгляд.

На следующей остановке вошел бомж… Его многослойная одежда красноречиво говорила о предусмотрительности ее владельца – на всеобщее обозрение были представлены вещи всех сезонов. Медленно покачиваясь, колоритный пассажир двинулся по вагону, расталкивая стоящих в проходе людей рваными пакетами, набитыми доверху пустыми жестяными банками. Окинув «пришельца» царственным взором, я предпочла закрыть глаза, желая уберечь свое тонкое эстетическое чувство от созерцания жалкой и неприглядной картины. Однако, оградив одно из шести человеческих чувств от нежелательного восприятия, я не учла, что другому чувству потребуется не меньшая защита. Тяжелый «ароматный» шлейф волочился за бомжом, и вагон заполнился плотной завесой жуткого амбре. Невозмутимость и величественность мгновенно сдулись, уступив место сморщенности и растерянности… Уткнувшись в меховой воротник (единственное, что моментально пришло в голову), мне удалось таки, спустя некоторое время, справиться с подступившей дурнотой… Поспешно напялив обратно на лицо маску «Незнакомки», с торжественным видом я продолжила свой путь и наконец доехала до станции назначения.

Ступив на эскалатор, почувствовала такую усталость… будто этот час я провела не в транспорте, а принимала участие в разгрузке вагонов… Головная боль не заставила себя ждать – возникло ощущение, что мою черепную коробку сдавило металлическим обручем.
На выходе из подземки на меня обрушился мощный поток солнечного света! Небо, затянутое тучами с утра, раскололось на части! Остатки серых лохмотьев походили на дрейфующие льдины в синем просторе! Люди жмурились и улыбались…долгожданное проявление признаков задержавшейся весны всем поднимало настроение!

Не удержалась от улыбки и я… Даже грязные лужи не казались уже таким удручающим зрелищем… в них плескались озорные солнечные зайчики! На почерневших сугробах можно разглядеть причудливые узоры и всевозможные образы, словно тут потрудился художник-график.

- До Карачарово сколько стоит билет? - пригнулась я к кассовому окошку.
- Вся информация представлена на табло, - скрипучим голосом выдала ответ немолодая кассирша. Встретившись глазами с ее высокомерным и недружелюбным взглядом, я будто проглотила шершавую пуговицу огромного размера…
Прохаживаясь по платформе, в ожидании электрички, я окончательно сбросила с себя, оказавшееся непосильным,
бремя чужого образа…
Как хорошо быть самой собой!
… Под ногами топталась стайка голубей. Взъерошенный сизый голубок, воркуя, красовался перед своей подругой,
смешно ковыляя вокруг нее…
…Ярко светило солнце, улыбаясь мне… и я улыбалась ему…


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.