Индейцы России
С 8-го по 10-й класс я учился в сельской школе, в которой мой отец был директором. Поэтому я не увиливал от уроков физкультуры зимой, когда нужно было ходить на лыжах в сильные морозы, которые в Еврейской Автономной области, куда входит наша деревня, достигают сорока градусов по Цельсию. А очень хотелось увильнуть. Но, увы, папа был очень принципиален. Результатом еженедельных лыжных тренировок стал второй разряд по лыжным гонкам на 10 км., о чем я написал в анкете при поступлении на физмат Хабаровского педагогического института. Преподаватель физкультуры Сучилов подошел ко мне после колхоза и сказал:
-Освобожу тебя от посещения физкультуры, если будешь посещать мою лыжную секцию. Я согласился. Сучилов был мастером спорта по лыжам, и был популярен среди студентов, особенно, после того, как сказал на каком-то собрании, что лыжи –это «лошадиная работа».
В Хабаровске снег выпадает в конце октября, сразу начались тренировки в группе Сучилова. Общежитие физмата находилось в 40 мин. быстрой ходьбы от института, кроме того, в общежитии не было ни столовой , ни душа. После лыжной тренировки потный, в мокрой от снега одежде, страшно голодный, я должен был искать место, где можно помыться и покушать. Это меня не устраивало, и я перестал посещать тренировки. Сучилов пожаловался на меня в деканат, и меня вызвал декан Ярошевич. В результате беседы он стал на мою сторону, так как я связал недостаток времени для занятий по основным предметам с тренировками. Приближалось время межвузовской ежегодной зимней Спартакиады, поэтому Сучилов не успокоился. Он предложил мне вариант: я возобновляю тренировки, а он устраивает меня в общежитие рядом с институтом, где есть душ и столовая. Посоветовавщись с моими родителями, я дал согласие.
В отличие от физматовского общежития, где в комнате было 12 коек, в новом для меня общежитии все комнаты были на 6 человек. В этом общежитии размещались студенты факультета иностранных языков, физвоспитания и Отделения Народов Севера.
Помню первый момент моего появления в этом общежитии.
Навстречу мне по коридору шла девушка, как потом я узнал, чукчанка, дитя чукотской яранги с отдаленного стойбища возле Мыса Шмидта. К моему изумлению, на ее лице была нанесена синяя татуировка, уродующая лицо. Нанесли родители при рождении девочки для защиты от злых духов. Так и носила эта молодая девушка татуировку на лице. Сегодня такое не увидишь.
Я оказался в комнате с четырьмя представителями малых северных народов и одним представителем титульной российской нации. Его звали Герман Крылов, сын охотника-промысловика из села Богородское, на Амуре, столице Ульчского национального района.
Кстати, Герка Крылов был другом знаменитого Ивана Федотова, одного из четверки солдат, найденных американцами умирающими в открытом океане: Поплавский, Крючковский, Зиганшин и Федотов. Однажды, Федотов, сегодня уже покойный, приехал в гости к Гере, и они устроили грандиозную пьянку в общежитии.
Петя Самар и Гоша Удинкан были нанайцами. Гоша уже отслужил, был женат, в любой удобный момент старался уехать домой, в нанайскую рыбацкую деревню, до которой было нелегко добраться. Сначала он на пригородном поезде добирался до станции Ольгохта, затем брал спрятанную в тайге на берегу речки Ин нанайскую лодку-оморочку, сделанную из коры бархатного дерева, и на ней поднимался по реке до своего села. Зимой, когда река замерзала, Гоша ждал на льду реки попутного транспорта или подводы.
Надо сказать, что с нанайцами впервые я встретился в возрасте 15-ти лет, когда посетил нанайский рыболовецкий колхоз на реке Тунгуске, притоке Амура, куда группа школьных учителей приехала собирать голубицу. Тогда я и увидел первый и последний раз в моей жизни нанайцев всех возрастов и в большом количестве: стариков, детей, девушек, женщин в национальной одежде. Забегая вперед, скажу, что сегодня стариков-нанайцев нет в природе. Мужчины-нанайцы умирают, не дожив до 50-ти лет.
Небольшой экскурс в историю.
Есть две ветви нанайцев: Амурская и Кур-Урмийская, по названиям рек, где они проживают. Есть нанайцы и в Китае, тысяч пять, их называют там «хечже», живут на притоке Амура Сунгари, Сун –Ква- Чьян по-китайски. Как и китайцы, не пьют, поэтому старики, очевидно, есть. Многие нанайцы уплыли по Сунгари в Китай после революции, боясь раскулачивания. По –нанайски, река Амур называетсв Манг-Му, что означает Черная вода. По- китайски – Хей-Лу-Дзян, - Река Черного Дракона. Действительно, Амур не назовешь светлоструйным, как например, Биру, реку моего детства, приток Амура.
Нанайцы жили родами, по названиям родов и их фамилии, которых немного. Самар, Пассар, Киле, Бельды, Оненко, Ходжер- это у амурских нанайцев. У Кур-Урмийских – и того меньше: Удинкан, Узала, Хозов, Гаер. Почему мало имен? Вымирали нанайцы и при царе от оспы целыми родами. Спасли их от исчезновения лишь большие расстояния между местами проживания родов. Вообще, талантливый народ. Много талантливых художников от природы, музыкантов, они искренни в дружбе, я это испытал на себе. Писатель Григорий Ходжер, певец Кола Бельды, проводник Арсеньева Дерсу Узала, снайпер Максим Пассар – Герой Советского Союза. В нашем общежитии жила Дуся Гаер, маленького роста нанайка. В танцевальном коллективе института она была моей партнершей, так как я тоже небольшого роста. Очень упорная, стала кандидатом наук, а затем делегатом на 1-м Сьезде народных депутатов. Вся страна видела и слышала, как эта маленькая нанайка защищала Андрея Сахарова, когда его «захлопывали» депутаты, отстаивающие свои привилегии. Ельцин перевел ее в Москву. Сегодня она – доктор наук, Президент Ассоциации Народов Севера.
Но вернемся к моим соседям по комнате:
Вася Суляндзига был удегейцем, знал свой родной язык, сходный с китайским языком «мандарин». Учился он на физмате в одной группе со мной, но был меня старше на 3 года. Закончив институт, уехал работать в родное село в уссурийской тайге, стал директором школы, имеет четверых детей. Я его встретил в Хабаровске на какой-то конференции, он был в подавленном настроении. В это время Куба получила право на вырубку леса в уссурийской тайге, и уже приехали кубинские рабочие с техникой. Традиционная жизнь удэгейцев, связанная с тайгой, с охотой, нарушалась, жизнь народа, численностью в 4 тысячи человек вступила в последний смертельный круг. Брат Васи, Петр Суляндзига, младше меня на два года, стал кандидатом физико-математических наук, членом Общественной Палаты России и вице -президентом Ассоциации Малочисленных Народов Севера. Пытается защитить малые народы. Пока безуспешно. В отсутствие национальной автономии эти народы стали жертвой дикого грабежа, как со стороны государства, так и со стороны алчного российского бизнеса. Кстати, несколько лет назад были упразднены Эвенкийский национальный округ, примыкающий к Амурской области и Корякский национальный округ на Камчатке.
Еще один мой сосед по койке в общежитии был ульч Павел Куйсали из амурского ульчского поселка Булава, отец троих детей. Вместо колхоза, его всегда отпускали домой на путину. Заготовленная на путине красная рыба - кета была основной пищей ульчей в течение всего года. В общежитии у Павла под кроватью находился чемодан, заполненный копченой кетой. Это был его пищевой резерв, и не только для него. Мы, его соседи по комнате, часто пользовались его запасами, которыми Павел не особенно дорожил. Его копченая рыба была незаменимой закуской во время студенческих застолий.
Эти ребята готовились стать учителями в своих родных местах, нести знания своему народу, они мне рассказывали о реальной жизни там, вдали от городских огней. Больше всего они боялись привыкнуть к спиртному. Организм этих народов, как и у американских индейцев, быстро привыкает к спиртному на генетическом уровне. Отсутствие в традиционной пище овощей, фруктов, другой растительной пищи сделало организм этих народов уязвимым для алкоголя. Привыкание происходит сразу после нескольких приемов. «Огненная вода», завезенная русскими на территории малых народов, быстро погасила всякий вид сопротивления алчным купцам.
Надо сказать, по этим же причинам чукчи, нанайцы, алеуты, ительмены и другие северные народы не болеют цынгой. Это использовал, например, русский штурман Гаврила Прибылов. Алеутский шаман рассказал ему, что его сын на алеутской байдарке достиг островов, где видел видимо-невидимо котиков. Прибылов ему поверил и снарядил экспедицию для поисков этих островов. Его команда безуспещно искала острова, выходя на поиск с Камчатки. Члены команды вымирали от цынги. Тогда он нанял алеутов, стойких к этой болезни и на 18-й раз, выйдя из Петропавловска- Камчатского, наткнулся на острова, которые получили название на карте мира , как острова Прибылова.
Эти два острова были проданы Россией вместе с Аляской. Сегодня они -территория США. Здесь заповедник, к которому запрещено приближаться. Так наши власти пытаются восстановить популяцию котиков, которые были почти поголовно истреблены сначала русскими, затем американцами. Ремень швейной машины, сделанный из кожи котика, служил 100 лет, Спохватились довольно поздно, к сожалению. Стадо котиков почти не увеличивается, несмотря на все старания ученых.
В общежитии, иногда, в комнате отдыха устраивали танцы под баян. Играл на баяне всегда Яша Жарков, талантливый баянист. Нот он не знал, но, к моему удивлению, однажды исполнил абсолютно точно «Турецкий марш» Моцарта, подобранный им «на слух». Я приехал поступать в институт из деревни, где играл на гармошке на деревенских танцах. На почве «народных» музыкантов, играющих «на слух», мы с Яшей подружились. Он был ительменом с Камчатки. Об ительменах я читал в книге о путешествии Витуса Беринга. Его спутник, голландский ученый Стеллер, приглашенный на службу Екатериной Второй, описал камчатских ительменов, сделал рисунки, собрал коллекцию одежды и утвари. Он писал, что ительмены живут независимо, в тяжелых климатических условиях, без какой-либо помощи других народов, в гармонии с природой, мирно и достойно. Сравним этот народ с палестинскими арабами. Могут ли они, палестинцы, прожить без помощи других народов? Мирно и достойно?
Но вернемся к Яше. Однажды он попросил меня аккомпанировать танцу, который приготовил он и еще двое ительменов: парень и девушка. Напел мне мелодию, и я, уже осваивающий баян, подобрал мелодию «на слух».Танец назывался «Норгели»(Соперники) и произвел фуррор на краевом смотре самодеятельности. Танец прошел отборочный конкурс и вошел в программу Московского Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Так ительмены побывали в Москве.
Прожил Яша недолго, как и многие его соплеменники.Он умер в 42 года в Палане (Камчатка) во время запоя.
Петя Самар умер еще до моего отьезда в Америку от туберкулеза, который существует среди нанайцев, живущих в болотистой местности без элементарных удобств.
Судьба этих малых народов плачевна. Государство и алчные российские бизнесмены-чиновники выдавливают этих людей с их исконных территорий, без переселения в пригодные для обитания места. Пустые разговоры в Думе и правительстве ничего не меняют в реальной жизни. Но есть луч надежды. Сегодня на Отделении народов Севера Дальневосточного Университета учатся 110 студентов. 110 высоко образованных людей - это большая сила. Они могут многое изменить. Возрождение впереди, и на них НАДЕЖДА!
Владимир Бердичевский. Сан- Франциско.
vova1937@sbcglobal.net
Свидетельство о публикации №213093000305
Владимир Кокшаров 30.09.2013 12:32 Заявить о нарушении