Нужен ли пенсионный фонд России?

В соответствие с Конституцией Россия является социальным государством, а это, в частности, предполагает, что государство должно обеспечивать достойное существование своих пожилых граждан ограниченной трудоспособности.
Такую функцию и призван осуществлять пенсионный фонд России (ПФР), созданный еще при советской власти (по сути – в другом государстве) как самостоятельное финансово-кредитное учреждение.

ПФР аккумулирует крупные финансовые ресурсы (ведь на пенсионное страхование идет 22% от зарплаты граждан), но нельзя сказать, что они целиком используются по своему прямому назначению.
Современная российская пенсионная система и противоречивые предложения очередной пенсионной реформы явно свидетельствуют о парадоксальном сочетании высоких страховых взносов и мизерных пенсий. Налицо огромные налоговые отчисления граждан, которые не доходят до пенсионных накоплений.

Государство всегда заинтересовано в источниках «длинных денег» на крупные инвестиционные проекты и латание дыр в бюджете, и одним из таких источников выбран ПФР.
По сути дела пенсионные отчисления – это дополнительные поборы с работающего населения, которые используются для покрытия бюджетного дефицита, выполнения амбициозных «распилочных» проектов, латания дыр неэффективного государственного управления. И вообще, социальные вопросы в РФ по прежнему решаются большевистскими методами - сначала отнять все у народа за счет всевозможных «рыночных» и «демократических» реформ и преобразований, а потом дозированно «повышать» уровень выживания народа с тем, чтобы обеспечить лояльность населения и не допустить социальных бунтов и революции. Правда стагнация экономики и политический застой все больше подвигают власть к одностороннему расторжению негласного общественного договора "лояльность в обмен на стабильность".

Любое бюрократическое учреждение в своем развитии доходит до стадии самодостаточности, когда основной деятельностью чиновников является решение чисто внутренних вопросов учреждения или удовлетворение своих личных интересов. Именно таким учреждением и стал ПФР, этот посредник между государством и его гражданами.
В настоящее время ПФР - фактический банкрот, хотя и продолжает жить сам по себе на широкую ногу с постоянно растущим бюджетным дефицитом (уже превышающем один триллион рублей).
На покрытие этого дефицита как раз и направлена новая пенсионная реформа.
Конечно, дефицит ПФР – чисто искусственная проблема, легко решаемая перераспределением налоговых статей или дотациями из бюджета государства (в частности, уже идут дотации ПФР из фонда национального благосостояния). Все дело в неэффективности экономики страны и государственного управления, приводящей к первоочередному сокращению социальных расходов.
Всякий посредник откусывает большой кусок пирога. ПФР, разросшийся до немыслимых пределов (133 тыс. чиновников), – огромный.
Это фискальное учреждение занимается преимущественно распределением финансовых ресурсов пенсионного страхования, не забывая при этом и себя, о чем свидетельствуют многочисленные дворцы, высокие зарплаты и элитные автомобили довольных пенсионных чиновников.

Дефицит бюджета этого учреждения вызывается скорее не экономическими и демографическими проблемами России, а его слабым контролем (ПФР даже исключен из числа организаций, проверяемых независимыми аудиторами), что создает благоприятную среду для злоупотреблений, воровства и кумовства.
В постоянно реформируемую пенсионную систему планомерно и целенаправленно напускается «туман», так что разобраться во всех нюансах начисления пенсий не могут порой даже сами чиновники, а не то что рядовые граждане. Это удобно для манипулирования и, конечно, «требует» огромного количества чиновников. В таких условиях никто не может быть уверен, что его пенсию посчитали правильно. Да и доказать что-то невозможно.
Конечно, можно не сомневаться, что пенсии «для своих» будут по максимуму и обеспеченная старость будет гарантирована только государственным чиновникам и кремлевским и думским "старцам".

Понятно, что в современных условиях существующее правительство неизбежно будет решать вопрос о пенсиях за счет самих потенциальных пенсионеров, всеми способами сокращая количество людей, получающих достойные пенсии. Важно только сделать такой процесс сравнительно безболезненным для граждан хотя бы за счет оптимизации госструктур, занимающихся социальными вопросами, и более эффективного управления пенсионными накоплениями.
Нужна внятная пенсионная реформа, при которой начисление пенсий происходит не по великому множеству всевозможных формул, правил, частных случаев и исключений, а по доступному прозрачному положению. В такой реформе не должно быть места нелегитимному посреднику – ПФР.

Конечно, государству не обойтись без структуры, которая бы занималась пенсионерами.
В стране вполне достаточно опробованных и хорошо зарекомендовавших себя кредитно-финансовых институтов (банки, управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды) и государственных исполнительных учреждений (министерство финансов, министерство труда и социальной защиты, федеральная налоговая служба), имеющих разветвленную региональную сеть и способных эффективно обеспечить задачи пенсионного страхования в рамках проводимой пенсионной реформы.

ПФР – продукт показной патерналистской политики государства, которое фактически сбрасывает с себя свои социальные обязательства, перекидывая их на своих граждан, не забывая при этом облагать их непомерными социальными налогами.
Этими налогами человек должен распоряжаться сам. Люди становятся достаточно грамотными в финансовом, экономическом и правовом отношении и разбираются в своих личных планах на будущее гораздо лучше, чем это мог бы сделать даже самый умный чиновник (у которого к тому же совсем другие интересы).
Поэтому каждому гражданину надо дать возможность осуществлять пенсионные накопления самостоятельно, минуя ПФР, осуществив для этого перераспределение пенсионных отчислений.
Безусловно, государство должно обеспечить страховую гарантированную пенсию, выплачиваемую из бюджета (вот истинный пенсионный фонд), для чего работодатель должен отчислить в бюджет определенный страховой взнос (например, 10% от ФЗП). Тогда (при сохранении общей налоговой нагрузки) оставшийся страховой взнос (12%) должен поступить в распоряжение самого работника, который может разместить эти средства в любой действующей финансовой структуре, например, на специальных пенсионных срочных вкладах крупных банков (не следует путать этот оставшийся взнос с отчислениями по программам индивидуального или корпоративного пенсионного страхования, действующим дополнительно к государственной).

Однако вопрос о структуре пенсии требует дополнительного рассмотрения…


Рецензии