Моё и Наше. Записки Н. К. Крупской

У одного мальчика висит портрет Ленина.
Он вырвал его из книжки.
- Ведь ты книжку испортил.
- Я не из своей!
Оказалась что книжка библиотечная.
Посмотрите, какое дело получается.
Мальчик много слышал о Ленине, считает себя Ленинцем, его портрет на стенку вешает,
 а что делает?
 «Своё имущество берегет, а общее – то которым пользуются многие, библиотечное, - портит.

Богатый крестьянин – кулак, у которого земли было много – рассуждали так:
 « Моя земля, мой скот, как хочу, так ими и распоряжаюсь»

А как рассуждал бедняк – батрак?
«Земля не моя, скот не мой, машина не моя, мне до них дела нет»

Теперь у нас колхозы.
Про колхоз не говорят уже "мой", а говорят "наш" колхоз.
Но старые привычки долго держатся.
Бывают и по сию пору такие случаи.
Стоит трактор в поле – все ходят мимо, и ни у кого заботы о них нет.

Фабрики принадлежат капиталистам.
Они рассуждали так:
 « Моя фабрика. Захочу – заведу на ней самые совершенные машины,
 захочу – оставлю старые, захочу – могу в любое время фабрику закрыть,
 выброшу рабочих на улицу»
Теперь  фабрики стали общим добром, общим имуществом. Рабочие говорят уже о фабрике как, о "нашей", заботятся о ней, берегут её.
Есть ли эта забота?
Бывают случаи и такие;на кодитерской фабрике ребята набивают карманы конфетами.
" Много ли убытку фабрике, которая ворочает миллионами, от съеденных ребятами конфет?"
Это показывает, как мало сознательны ещё некоторые ребята.

 Входишь в школу, видишь изрезанные столы, на только что выкрашенных стенах глупейшие
записи, окошко выбьет.
Сегодня я лампочку выверну, школьный учебник изувечу – что за беда? Вглядитесь в жизнь своей школы у всех вас заботливое отношение к общественному имуществу?
Н. К. Крупская писала в посланих школьникам. 1938 год.
*****
Зачем я это всё пишу?
Иметь представление о коммунистической нравственности.
*****

Как и что рассказывать о Ленине школьникам.
Н. К Крупская.
Некоторые думают, что надо рассказывать  о Ленине только яркие картины из детства, как отличника учебы, как какого-то пай – мальчика, вежливого, послушного.  Изображение  Ильича  лишь как исключительно одарённого ребёнка.
Вот как пишет сама Н. К Крупская.
Надо рассказать об отце Ильича, о том, как он вышел из бедной семьи, что он был директором начальных училищ.
 Тут надо вспомнить, что это было за время, как тяжела была тогда жизнь крестьян, какая тёмная была деревня, как вокруг дышало ещё крепостным правом.
Отец Владимира  Ильича был шестидесятником,т.е. человеком ненавидевшим крепостное право .
Он хотел, что - бы жизнь изменилась к лучшему.
Всё своё время, все силы он отдавал устройству школ для ребят крестьян.
О тяжелой  доле крестьянства Ильич много слышал от своей няни, которую очень любил.
Илья Николаевич любил  стихи Некрасова.
 Поэтов критиковавших крепостной строй в « Искре»
Илья Николаевич заботился о детях чувашей, мордвинов, об их учебе, чутко относился к детям других национальностей.
Надо рассказывать, как Владимир Ильич переживал арест старшего брата и его казнь.
Укрепило желание стать революционером.
Следует рассказать и о матери Ильича.
А её заботе о детях. Ильич рос организатором с раннего возраста: он организовывал игры, умел обращаться с малышами, помогал товарищам по гимназии.
Он с ранних лет работал над произведениями Маркса и Энгельса.
Об его участии в Казанских кружках  о студенческом движении, о кружковой работе в Самаре.
Ильич организатор Питерской социал-демократической организации.
В рассказах о ссылке надо рассказывать не столько о рыбалке и охоте и о катании на коньках, сколько о работе с крестьянами.
 За границей  важно разъяснить детям значение нелегальной общерусской газеты, говорившей до конца всю правду рабочим об Интернационале, о большевиках.
Надо сообщить ещё школьникам, по мнению Крупской.
 На развитии хозяйственной и культурной жизни страны, смычке с крестьянством, на привлечении на сторону Советской власти лучшей части интеллигенции.
Образ Ленина не следует изображать, каким – то ментором, только поучавшим ребят.
« Надо учиться, учиться и учиться»
В первую очередь  он против всякого угнетения, против всякой эксплуатации, борца за сытую, здоровую, светлую жизнь, борца за социализм.
«Как хотелось Ильичу,  чтобы дети продолжали дело отцов, и умело защищали коммунистическое дело с оружием в руках»….  Из записок Н. К. Крупской.

*****
 Ленин тиран или мыслитель революционер, умеющий
вглядываться в жизнь?


       


Рецензии