Теория транснационализации товара

ТЕОРИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ТОВАРА. THE THEORY OF TRANS-NATIONALIZATION OF THE GOODS.

Elan Avturkhanov

Сделаем предварительный экскурс по известным теоретическим воззрениям.
Теория международной фирмы Хаймера, написанная в 1960 г. и опубликованная в 1976 году освещает вопросы организации работы, взаимодействия между международной фирмой и государством, отношений международной фирмы и развитыми и развивающимися странами. Главными доктринами теории является концепция контроля, являющейся ключевой для разграничения между портфельными и прямыми инвестициями, а также исследования мотивации международной фирмы, осуществляющей прямые инвестиции вместо моделей интернационализации, таких как лицензирование. Хаймер выделяет также рыночные несоответствия и рыночные возможности фирм, действующих на олигополистических рынках, как ответ на вопрос почему фирмы делают зарубежные инвестиции.
Известно, что причина международных портфельных инвестиций отождествляется с желанием инвестора получить больший размер процентной ставки. Однако Хаймер правильно замечает, что делаются такие шаги инвестором несмотря на значительные риски в зарубежных странах, особенно развивающихся. Ярким примером служит Россия, где большая часть портфельных инвесторов – это не нерезиденты при том, что инвестиционные риски на российском финансовом рынке очень высокие. Для России эта ситуация является весьма дестабилизирующим фактором так, как при наступлении каких-либо признаков кризиса иностранные вкладчики в спешном порядке выводят свои средства с российского фондового рынка и происходит резкое падение.
Даже если предпочтения риска в странах одинаковые, зарубежные портфельные инвестиции будут осуществляться из-за желания инвестора диверсифицировать свои инвестиции.
Отсутствие мотивации для осуществления портфельных инвестиций не обосновывается наличием равновесия в двух странах по предпочтениям риска и доходам на вложенный капитал. Инвестор в каждой стране, например, может рассматривать 4% дохода от вложений за рубежом равнозначным 3% дохода от вложений внутри страны по причине обменного курса.
Прямые иностранные инвестиции осуществляются именно для получение контроля над зарубежной фирмой. Желание получить контроль является движущим фактором интернационализации фирмы. 
Существует 2 главных типа причин почему инвестор хочет получить контроль над. Тип 1 связан с предусмотрительным использованием активов. Инвестор хочет получить контроль над зарубежным предприятием для того чтобы обеспечить безопасность своих инвестиций. Эта причина относится и к внутренним инвестициям.
Существует другой тип инвестиций, так называемый тип международных операций. В этом типе мотивацией для контроля зарубежного предприятия служит желание избавиться от конкуренции зарубежной фирмы путём его приобретения. В этом случает действует горизонтальная, двусторонняя монополия или олигополия, когда определённая форма сговора приносит дополнительных доход. Одна из форм сговора, это когда различными предприятиями владеет и их контролирует одна фирма. 
Другой главный мотивирующий фактор происходит из того факта, что фирмы очень различны в своих возможностях развития в определённой отрасли. Фирма с преимуществами в производстве определённого продукта перед другой фирмой может посчитать прибыльным наладить производство этого продукта в зарубежной стране.
Теория жизненного цикла продукта Вернона от 1966 года. Вернон занимался теми же проблемами, но его подход к поиску их решения был иной. Отправной точкой у Вернона служит не фирма в целом, а продукт. Он использует две главные существующие теоретические разработки для развития своей теории. Первая связана с различными стадиями жизни продукта (Кузнец, 1953г.), а другая проистекает из теорий торговли, основанной на технологическом разрыве (Познер, 1961г.)
Вернон считает, что нововведения в производстве продукции дают инновационной фирме монополистические преимущества, которые вначале используются фирмой у себя в стране, а затем за рубежом. Зарубежная деятельность фирмы развивается постепенно от модели экспорта к прямым инвестициям. По мере того, как продукт переходит из стадии инновационной разработки к стадии зрелости на рынке и стандартизации уровень конкуренции возрастает. Это вынуждает фирму искать новые рынки сбыта продукции и дешёвые места её производства. Данная теория связывает международную торгово-производственную экспансию фирмы в разных странах с жизненным циклом продукта.
Практические вывод из данной теории следующий. Так в развитых странах с высокими жизненными стандартами имеет место высокая оплата труда, эти страны смогут поддерживать высокий уровень развития при условии сосредоточения у себя монополистических преимуществ в разработке нового продукта и постоянного стремления к инновациям.
Эклектическая теория Даннинга.  В данной теории Даннинг пытается ответить на вопросы причин предпочтений ТНК в выборе видов деятельности, таких как торговля, лицензирование или прямые иностранные инвестиции. Решение видится в изучении трёх факторов или видов преимуществ, так называемых OLI – факторов:
- Преимуществ владения, к которым относятся: торговая марка, технология, предпринимательские способности, доходы от эффекта масштаба. Эти преимущества обосновывают принятие инвестиционного решения компанией по отношению к конкуренту.
- Преимущества размещения, включающие: наличие сырья, низкой оплаты труда, льготное налогообложение и положение по тарифам. Преимущества объясняют причину выбора компанией места инвестирования.
- Преимущества интернализации. Это преимущества собственного производства по сравнению с производством посредством организации партнёрства, такого как лицензирование или совместное предприятие. Эти преимущества объясняют почему компания предпочитает прямое производство лицензированию.
Основываясь на теоретических выкладках известных экономистов, таких как Коуз, Бакли, Кассона и др., Даннинг отмечает, что преимущества владения возникают не только от эксклюзивного обладания определёнными активами, но и от способности фирмы интернализировать эти активы для собственной защиты от рыночных неудач (включая последствия неудач от конкурентного поведения) и правительственного указа. 
Таким образом, фирма распространяет свою деятельность за рубежом когда преимущества размещения благоприятствуют налаживанию производства в иностранном государстве. Происходит это в форме прямых иностранных инвестиций или в форме лицензирования если преимущества интернализации недостаточны.
Теоретическому обоснованию транснационализации компаний уделяли различные известные экономисты. К примеру, Кругман в так называемой новой торговой теории уделял внимание преимуществам агломерации. В деятельности ТНК рассматривается комбинация структуры затрат, а также внешних и внутренних издержек формирующих преимущества агломерации. Алибер в 1993 году уделял внимание финансовым потокам и темпам роста в различных странах с целью объяснения процессов интернационализации. Национальные государства испытывают высокие темпы роста в разное историческое время ввиду различных этапов индустриализации. Страны с высокими темпами роста имеют более новый акционерный капитал и молодую рабочую силу. Вместе эти два элемента ведут к высокой производительности и низким затратам на единицу продукции. Таким образом быстро развивающиеся страны испытывают больший спрос на продовольствие (вследствие увеличения доходов на душу населения) и падения стоимости единицы продукции. Согласно Алиберу прямые иностранные инвеситиции будут направляться в страны и районы с быстрыми темпами роста.
Теория транснационализации товара. По моему мнению, в наше время теоретическое обоснование причин побуждающих компании вести деятельность международного масштаба следует искать и анализировать их адекватно современным условиям развития мировой экономики и международных экономических отношений. Ведь современные ТНК – это системы формирования, накопления и перераспределения разнообразных видов международных потоков капитала. Поэтому, рассматривая торгово-производственную активность фирмы, целесообразно применить комплексный подход оценки ситуации и взаимосвязи воздействующих факторов.
Итак, по порядку. На сегодняшний день большинство транснациональных компаний существуют в форме открытого акционерного общества. Т.е., ценные бумаги ТНК - акции торгуются на фондовых рынках стран. Специфика фондового рынка такова, что ежедневное установление цен акций компании часто не отражает реального положения дел в ней. На цены акций нередко более всего влияют всякие слухи и рынок их незамедлительно отыгрывает, формирую завышенную или заниженную искажённую цену долевых ценных бумаг. Соответственно происходят колебания совокупной акционерной стоимости компании. Исходя из сказанного для современного инвестора, желающего вложить денежные средства в транснациональную компанию очень важен вопрос стабильности финансовых показателей компаний. Инвестор предпочтёт вложить средства в более стабильную компанию, а не в ту чья стоимость подвержена существенным изменениям.
Показатель капитализации – общей рыночной стоимости котирующихся акций компании, а по сути стоимости компании, привлекает существенное внимание инвестора. Ведь компания, преобразованная в открытое акционерное общество становится более уязвимой. Через акционерный капитал можно решать вопрос контроля в компании.
Что может сделать компания в вышеописанной проблемной ситуации? Присмотреться к стадиям жизненного цикла товар, проходящим в несколько этапов:
1) введение на рынок,
2) рост продаж, при условии успешного принятия рынков,
3) стабилизации или зрелость, когда рынок уже насыщается товаром
4) спад, т.е. постепенное сокращение объёмов реализации и уход с рынка.
Так вот, компания может это использовать. Вопрос стабилизации финансовых показателей компания может решить через транснационализацию своей деятельности. Товар транснациональной компании будет продаваться в разных странах на разных этапах жизненного цикла. Сокращение доходов в одной стране будет покрываться за счёт доходов в других регионах. Соответственно будет поддерживаться общая стабильность в финансовых показателях прибыльности компании.
Этот подход можно назвать теорией транснационализации товара. Для успешного обеспечения транснационализации товара потребуется создание зарубежных торгово-производственных филиалов ТНК. Так как конкуренция на международном товарном рынке высока, эффективность будет зависеть от своевременной продажи товара на рынка стран в оптимальный для потребителя срок. Продавать товар нужно в то время, когда покупатель хочет и готов его купить.
Подтверждением сказанному является существующая реальность. Многие транснациональные компании сами искусственно создают такую ситуацию, вводя новый товар на рынки стран в разное время. Таким образом последовательно формируется ситуация когда товар продаётся транснациональными компаниями в странах мира в разных стадиях жизненного цикла товара.
Изложенную автором теорию транснационализации товара можно эффективно использовать в сфере международной торговли ценными бумагами. Торговлю ценными бумагами международных компаний следует осуществлять в различных фондовых ранках странах-импортёрах продукции транснациональных фирм. При этом, стоимостное выражение ценных бумаг в зарубежной стране увязать с конкурентной долей товарного рынка у компании на иностранной территории.


Рецензии