Родная

Родная.

Каждое утро Андрей спускался к берегу моря и долго бродил там, вспоминая о ней. Вот уже третий день над бухтой  неподвижно висели легкие перистые облака. В голубой морской дали виднелись теплоходы. Они казались такими крошечными, что хотелось протянуть руку вперед и вместе с водой зачерпнуть их в ладонь.
- Кто бы мог подумать! - думал он, вглядываясь в горизонт. - Я прожил полвека и даже не подозревал, что могу быть романтиком … Надо же было так влюбиться!  Безоглядно, как мальчишка!

Познакомились они здесь, в этой самой бухте неделю назад. Андрей сидел в прибрежном кафе за чашкой чая и читал. Но, когда на мгновение он перевел взгляд на берег, чудесная картина открылась его взору: у самого моря стояла прекрасная незнакомка! Изящные изгибы ее фигуры подчеркивала тонкая белая шаль. Длинные золотистые волосы развевались на ветру и вторили движениям волн. Глядя на нее, он боялся, что вот-вот, через секунду, ее волшебный образ растворится в лучах заката и  окажется всего лишь видением. И, спустя несколько минут, когда незнакомка легкой поступью направилась в акациевую аллею, он, чтобы не потерять ее из вида, решил догнать ее.
      Конечно, бегать за дамами и знакомиться в его возрасте считалось уже неприличным. Да и ни к чему это было, ведь он человек женатый. Но, несмотря ни на какие доводы против, он быстро расплатился за чай и побежал навстречу прекрасной незнакомке. Переведя дух и приближаясь все ближе к ней, он ощущал и юношеский задор, и страх, и неуверенность. Но, когда расстояние между ними сократилось до метра, он всё же заговорил с ней.
- У древних индейцев было принято встречать закат каждый вечер, - начал он, - Все представители племени собирались вместе и просто смотрели на заходящее солнце. Считалось, что это заряжает энергией и придаёт силы.
Незнакомка внимательно посмотрела на него. Он увидел удивление в ее глазах. Сердце замерло, он почувствовал дрожь по всему телу. И, казалось, этот миг длился вечность. Но, как только он заметил, что это удивление превратилось в доброжелательность, невероятная смелость охватила его. А когда она улыбнулась, он решительно продолжил:
- Вы тоже провожали закат?
- Да, - тонким голосом ответила она.
- Андрей… - произнес он и протянул ей руку.
- Надежда, - ответила она и в ответ вложила свою тоненькую хрупкую ручку в его большую и теплую ладонь.
Вблизи он рассмотрел ее лицо. Красивее женщины, казалось, он не видел прежде. Все в чертах ее лица было гармонично и идеально. И даже первые тоненькие морщинки у глаз   придавали непосредственную изюминку каждой улыбке, каждому взгляду.
   С этого момента начался их роман. Они встречались на берегу, разговаривали. Андрей  носил ей красивые букеты полевых цветов. Надежда радостно и с благодарностью их принимала.
- Роза распустилась, - думал он, глядя на нее.
И лучшие порывы души зарождались рядом с этой женщиной. Он хотел нарисовать ее, но не был художником, он хотел сочинить в ее честь стихи, но не имел к тому способностей, он хотел петь, но стеснялся отсутствия слуха. А ей он нравился таким, какой он был: добрым и внимательным.
    Часто Надежда приходила к нему в дом, где он жил и оставалась там до утра.
 Нежность, страсть, восторг, - все это было между ними тогда.
«Где же ты была все эти годы, где был я? – думал он в самые прекрасные минуты, - Без тебя я не любил, не был счастлив, и, кажется, не жил вовсе».
 Она смотрела на него кротко и ласково, часто молчала. И ничего не было лучше этого молчания, которое все понимало.
    Но через две недели безоблачного счастья однажды она опустила глаза и печально сказала:
- Я завтра уезжаю…
- Уже?…Так скоро?… - со страхом в голосе спросил Андрей
- Да…-  коротко подтвердила она.
«Сегодня она пришла в последний раз», - мелькнуло у него в голове.
Их прощание было долгим. Он всю ночь жадно целовал ее и крепко, как никогда, обнимал ее тело. А утром Надежда ушла.
- Не провожай,- попросила она в последний раз.
 И он послушно согласился.
  Андрей видел, как она медленно уходила все дальше и дальше вглубь яблоневого сада. Он смотрел ей в след и ждал, что она остановится, оглянется, посмотрит в окно и подарит ему свою печальную улыбку. Но этого не произошло. Шаг за шагом она удалялась. И в один момент он вдруг понял, что даже если она обернется, то всё равно не увидит его: густые ветви яблонь скрывали безмолвное ожидание. Надежда его не почувствовала. Сад наполнился тоской и печалью и поплыл вниз.

    Уже неделю он пытался дозвониться до нее – она не отвечала. Писать письма было просто некуда – он не знал ее адреса.
«А может, случилось что, - думал он по дороге, - надо выяснить… я не смогу спокойно жить, если не узнаю, что с ней все в порядке!»
 Эта мысль не давала ему покоя. И вечером, набравшись смелости, он позвонил своему старому приятелю.
- Володь, привет…- спешно заговорил он,- … да, я еще в Крыму. Лариса не поехала - работа, да и свадьба у дочери. Тебя приглашаю, приезжай, четырнадцатого сентября…Да, в день рождения Ларисы, это так… Приедешь? Будем ждать… Володь, у меня к тебе просьба. В Москве живет одна девушка, в Митино. Надежда Сёмина. Ей тридцать лет.  Адрес ее мне пробьешь?.. Да…подруга дочери. Дочь ее на свадьбу пригласить хочет, они дружили давно, а потом потерялись. Приглашение есть на руках, а вот человека нет… Я Маше обещал, что, когда поеду через Москву в Псков, то обязательно передам ее подруге приглашение. Хорошо, звони…пока. Выезжаю?….завтра. Буду около десяти на Московском вокзале второго числа…Хорошо…Пока.
Он нажал кнопку телефона и сел на диван, обхватив голову руками.
- Какие приглашения на свадьбу?…Что я несу?…Это же глупо! Ну конечно, стыдно признаться лучшему другу, что влюбился в девчонку, которая по возрасту мне в дочери годится. А эта девчонка меня еще и кинула, как подростка. Да…к пятидесяти пяти годам я стал не только романтиком, но и законченным лгуном! Ладно, что сказано, то сказано…Теперь надо идти до конца.
    Сделать пригласительные оказалось проще простого. А чтобы все выглядело  правдоподобнее, и друг ничего не заподозрил, он сделал два пригласительных: Володе и его семье и Надежде. Упаковывая чемодан, он положил их в боковой карман и к шести отправился на вокзал.
В поезде он не мог уснуть. И причиной тому было нервное ожидание звонка друга. Но друг не звонил…
В окне мелькали деревья, дома, люди. Прошли сутки.
Наконец, поезд остановился. На плацкарте стоял  друг. И он, подхватив чемодан,  быстро вышел из вагона и направился к нему.
- Ну, здравствуй, Володя…- улыбнулся Андрей.
- Хе! А я высматриваю тебя где-то там, а ты вот он где! Здравствуй! – ответил Владимир, и друзья обнялись.
- Поехали в ресторан? – предложил Владимир и закурил.
- В ресторан? Дорого… – задумчиво произнес Андрей и опустил чемодан.
-  Я угощаю… поехали, - сказал Владимир и достал ключи от машины.
По дороге Андрей долго боялся спросить о самом главном, о том, что мучило его.  Но, переведя дух, он достал приглашение.
- Вот, пожалуйста…- сказал он, протянул его Владимиру.
- О-о…спасибо…буду-буду,- поблагодарил Владимир, мельком взглянув на открытку, и снова уставился в лобовое стекло, указав на бардачок,- положи туда.
Андрей положил приглашение и снова сконфузился.
- Володь, а ты адрес той девушки узнал? – промолвил он, неуверенно показывая вторую открытку?
- Ааа…Надежды? – будто припоминая, сказал Владимир, - ну, конечно.
Друг долго перебирал что-то рукой в бардачке. Потом вытащил оттуда маленькую бумажку и прочитал:
- Митино, Тюменская улица, дом 3, квартира 12 – ее адрес.
- Отвезешь меня к ее дому? – нетерпеливо спросил Андрей.
- После ресторана, - утвердительно ответил Владимир, но потом вдруг спросил, - а ты приглашение только для Нади приготовил?
- Да…а что? – растерянно ответил Андрей.
- Так ведь она замужем, и ребенок у нее есть, - сказал Владимир и пристально посмотрел на него.
 «Она никогда не говорила, что замужем, что у нее есть ребенок», - подумал Андрей и, преодолевая ужас, спросил:
- Как замужем?
- Как все приличные женщины в ее возрасте, - будто ничего не замечая, ответил Владимир.
- Может, это ошибка какая? – с дрожью в голосе снова спросил Андрей и расстегнул верхнюю пуговицу рубашки.
- Тебе нехорошо? – с беспокойством спросил Владимир, приоткрыл окно и продолжил,- никаких ошибок тут нет…и быть не может. Мои источники меня никогда не подводят.
- Замужем…ребенок, - медленно повторял он, бессмысленно глядя перед собой.
- А что тебя так удивляет?
- Ничего…просто приглашение, действительно, на одно лицо…неудобно как-то.
- Так мы поедем потом к ней? Может, дома застанем, пригласишь всю семью на словах,- предложил Владимир.
- Нет - нет… - поспешно ответил Андрей, - я Маше передам этот адрес, пусть сама решает, что делать.
- Ты прав…А  мы сейчас с тобой коньячку дернем за встречу. А то я, как в Москву переехал, тебя за два года второй раз только вижу. И то первый раз сам приезжал в Псков.
- Да? И правда.
Когда они подъехали к кафе, Владимир сказал:
- Вот оно, мое любимое место. Здесь и готовят вкусно, и недорого, что в наше время немаловажно.
 Андрей вышел из машины, смял второе приглашение и выбросил его. В кафе он старался вести себя естественно, но чувствовал, что это ему плохо удается. Но Владимир на удивление ничего этого не замечал, и после обеда отвез друга обратно на вокзал.
- Ну, брат, до встречи…- объявил Владимир у вагона.
- Да…до шестнадцатого,- задумчиво и с гримасой улыбки на лице ответил Андрей.
- До четырнадцатого, ты что это?… дезинформируешь меня?…или это коньячок? – весело спросил Владимир.
- Коньячок…славный, - ответил Андрей и пожал его руку.
- Счастливо доехать…позвони как приедешь в Псков,-  крикнул Владимир ему вслед.
- Конечно, - махнул он и скрылся в вагоне.
После приезда Андрея домой прошел месяц. Жизнь шла своим обычным ходом: дом -  работа - дом. Жена была очень рада долгожданному приезду мужа. Она  вслух заметила, как он похудел, и что южный загар ему к лицу. Но, видя, что муж немногословен и угрюм, уже через несколько дней отстранилась и замкнулась. Он спал теперь в бывшей комнате дочери, которая жила у своего жениха. Отношения между супругами стали напряженными. И это напряжение требовало скорейшей разрядки. Но… его больше всего мучил другой вопрос: как Надежда могла так поступить и как дальше жить без нее?
День свадьбы дочери приближался, все уже было спланировано, закуплено. Гости  были приглашены. Только Андрей чувствовал, что на свадьбе он единственный будет мрачнее тучи.
«Опять делать вид, что всё хорошо,- думал он, - улыбаться и говорить комплименты, пить и веселиться».
Но за всю свою жизнь рисоваться он так и не научился. И поэтому свадьбы ждал, как конца света.
А однажды он вспомнил, что так и не позвонил другу.
«Ведь он тоже приглашён, - подумал он и взял телефон, - и приглашён мною».
 Он набрал номер  Владимира и неожиданно для себя услышал тонкий женский голос:
- Алло, я вас слушаю.
Он почувствовал, что пульс болью бьет в виски.
- Здравствуйте, а Владимир…- не помня себя, произнес он.
- Теперь это мой номер, а у Владимира восемь девятьсот…- уверенно продолжала она, - Вы записываете? Алло…
Но Андрей молчал, потому что не мог вымолвить ни слова. Не было ни малейшего сомнения: это была она.
  Андрей нажал на кнопку, и телефон выпал из его рук.
- Надя, - в ужасе прошептал он и опустился по стене на пол,- это ты... Но как?… Как он мог? … Мой лучший друг со школьной скамьи?... Как я мог доверить ему самое сокровенное, мою любовь… мою Надежду?
Голова кружилась, все было как в страшном сне. Из глаз текли слезы. Это были слезы обиды и бессилия. Он чувствовал себя раздавленным, убитым, никем, ничем.  Но при этом Андрей почувствовал, как где-то глубоко внутри  уже начинало  разгораться  пламя мести.
 - Убить, уничтожить предателя…и вора… Иуда…Иуда, - твердил он.
Заподозрив неладное, в комнату вошла жена. Увидев мужа сидящим на полу, она быстро подбежала к нему и схватила его за плечи.  Андрей поднял голову и посмотрел на нее. Она вопросительно глядела на него,  в ее глазах застыл испуг.
- Андрюша, дорогой, что с тобой,- с беспокойством спросила она, вглядываясь в его лицо.
- Оставь меня! - резко кинул он и вырвал руки.
Женщина отошла от мужа, не сводя с него глаз. Тень обиды закрыла ее увядающее лицо.
- Выйди и закрой дверь! - продолжал он приказным тоном.
Она вышла, и ручка двери медленно опустилась. В этот момент зазвонил телефон. От неожиданности Андрей вздрогнул. Он взял его и увидел незнакомый номер.
- Да…- ответил он.
- Здравствуй, друг…- смеясь, начал Владимир.
- Что надо? - с деланным спокойствием спросил Андрей.
- Мне Наденька сказала, что ты звонил. Я подумал, может, по поводу свадьбы что?…ведь приглашение остается в силе? Ты Надино приглашение зря  выкинул тогда в Москве, а то мы бы вместе приехали…- с издевкой в голосе сказал Владимир и засмеялся.
- Подлец…- презрительно произнес Андрей.
- Да ладно…не горячись…ну вышло так, что ж тут поделаешь?…любовь.
- Она меня любила, а ты влез …
- Любила…ну а теперь любит меня! – нагло продолжал Владимир.
- Какой ты подлый … как же я за столько лет не сумел разглядеть тебя?
- Я вот тоже так думал двадцать лет назад…хорошо, что ты меня понимаешь теперь.
- Что ты имеешь в виду?
- Ну конечно! В своем глазу бревна не видно…а вспомни-ка, не ты ли у меня Лариску увел.
- Что?…- с недоумением спросил Андрей.
И тут он услышал, как где-то в дальней комнате всхлипывает его жена. Он медленно опустил трубку.
- Лариса…- подумал он, - а ведь он правду говорит…ради нее мы даже дрались с ним когда-то. Подумать только, сколько лет прошло! А я уже и забыл, ведь я же любил эту женщину. Лариска, из-за которой я с синяками ходил, по ночам не спал, писал любовные письма, караулил у института, чтобы проводить домой. А чтобы сделать предложение, голодал и копил стипендию на огромный букет цветов. И как я мог это всё забыть в одночасье и увлечься легкомысленной девчонкой?! Это не он, это я – подлец! Как я мог предать нашу с ней любовь? А ведь она родила мне дочь. Именно она ухаживала за мной тогда, в больнице, когда у меня был инфаркт. Ночами от кровати не отходила - сидела рядом. Измучилась вся, бедная, а сейчас … плачет?
- Лариса! - закричал он и выбежал из комнаты.
Он подошел к ней. Жена  плакала, пряча лицо в платок. Он крепко обнял ее и прошептал, опустив голову:
- Дорогая, не плачь, прости меня…ради Бога, прости.
 Она убрала платок от лица и сердце его сжалось. Вдруг он увидел, как она постарела за эти годы.
- Ты странный какой-то. Как из Крыма вернулся, ходишь будто тень, - начала она, - то угрюмый как медведь, то прогоняешь из комнаты, то вот набрасываешься с жалостью своей! Что случилось там, в Севастополе? Скажи прямо, не играй со мной в прятки. Я всё приму, как бы там ни было…ты встретил женщину? Да?
 «Этот человек подарил мне самое ценное, - думал он, глядя на нее, - красоту, молодость, любовь и …дочь! А я? Как я мог допустить эти слезы?»
Андрей взял ее за руку, поцеловал и улыбнулся.
- Да …- уверенно сказал он,- я встретил женщину и полюбил ее … двадцать лет назад и люблю по сей день... и эта женщина - ты…родная.


Рецензии