Катенька-кормилица

     – Ой, простите меня, вы, наверное, Сергей Анатольевич?
     – Да. Явился по вашему приглашению, а вы и не встречаете.
     – Господи, я звоню, пишу, бегаю… у кого я только не была. Но я и не думала, что вы придёте. Честно. Вот, даже фартук не сбросила. Только что люди ушли.
     – Я знаю. Я сам у себя отпросился со службы ради такого дела, приехал к вашему заведению примерно час тому назад и видел, как расходились люди. Сколько же человек у вас бывает в день? Простите, как вас зовут?
     – Меня Катей зовут, – поспешно снимая фартук, ответила молодая женщина. – Мы кормим 300 человек в день.  У нас всё время очередь, и если приходится кому-то отказывать, это просто стресс для меня, выношу бутерброды на улицу… Я ко многим вынуждена обращаться за помощью… Понимаете?
     – Стоп, Катенька. Я обожду вас, вы всё расскажете мне в машине по пути домой к вам, я вас подвезу, если не возражаете.
     – Я сейчас, только приведу себя в порядок.
Пока Катя переодевалась, Сергей Анатольевич осматривал квартиру-столовую. Две комнаты. В одной – шесть столов, в другой – кухня с окошечком для выдачи порций. Вскоре  позвонили в дверь. Выбежала Катенька, открыла кому-то, не спрашивая, кто пришёл. Вошли двое мужчин, они, казалось, смутились, увидев в комнате постороннего человека.
     – Не беспокойтесь, располагайтесь, как всегда. Это наш помощник. – А потом, обращаясь к гостю, – я готова.
Они сели в машину, и тут Сергей Анатольевич заметил, что глаза у Кати, как говорят, на мокром месте.
      – Рассказывайте всё. Я слушаю, хоть и слежу за дорогой. Назовите пока ваш домашний адрес.
Катя назвала улицу и номер дома.
    – Хорошо, что близко, я слушаю. Не успеете всё рассказать, посидим в машине или там, где вы захотите. Итак, отчего слёзы?
    – Не могу, сил моих нет! Понимаете, мы варим эти кости, хвосты, горох, изъеденный жучками… А если не мы, то кто?! Эти двое мужчин, которые зашли только что, – наши снабженцы. Один из них ходит каждый день в 5 часов утра к мяснику. Тот перед началом работы рынка отрезает ему от туши то, что не будет востребовано покупателями. Все хотят хорошее мясо, и нам иногда достаются довольно приличные косточки, хвосты, хрящи…
А второй мужчина ходит на овощную базу, где получает для нас подгнившие овощи на супы и гарнир, мы их обрезаем, конечно, получает он и фрукты на компот. Он тоже рано встаёт. Они у нас в столовой живут, потому что им больше негде жить, спать… В стенном шкафу у них есть два матраса, подушки, байковые одеяла. Они главные тут, а ещё две женщины, которых мы кормим, у них есть жильё, они помогают на кухне у плиты, одна повариха, а другая раздатчица, ещё одна женщина Полина Викторовна занимается бухгалтерией. Мы же отчитываемся, куда расходуем помощь спонсоров…
     – Я видел, что у вас прорублено окошечко в зал, где стоят столы, это что-то вроде самообслуживания?
     – Да, но есть старики, которые сами не могут взять поднос, пища разливается, у них руки дрожат, им относят тарелки к месту за столом.
     – Ну, ну, не надо плакать.
     – Не могу. Вы знаете, нам даже буддисты помогают. Они где-то достают банки, которые немного погнулись или просрочены, тушёнка – это всегда праздник для нас. Мы её помещаем в котёл, можем сварить роскошный мясной борщ или делаем жаркое. Нет, мир не без добрых людей, хотя нам и очень тяжело. Вот и вы пришли… Спасибо вам за добрые намерения. А вон там рядышком мой дом.
     – Скажите мне, только честно, без стеснения. Кроме денег, что вам нужно ещё в первую очередь?
     – Понимаете, Сергей Анатольевич, у нас есть такие люди, которые не опустились, они могли бы работать и зарабатывать себе на жизнь. Мне больно смотреть им в глаза. Может быть, вы сможете кого-то устроить хоть сторожем на первое время. Один мужчина образованный, Вадим, он хороший электрик. Если бы не он, то мы давно бы остались без плиты. Он всё время чинит её, она же устарела ещё в прошлом веке.
     – Катенька. Я уже записываю. Двух мужчин трудоустроить. Дальше, как я понимаю, нужны деньги на продукты.
     – Мне сказали, что если жертвуют на благотворительность, то вам снизят налоги…
     – Ладно, это не главное. Скажите мне, как вы попали в это прибыльное дело?
     – У вас замечательное чувство юмора. Как попала? Один раз подала мелочь человеку, другому помогла дотащить какой-то ящик в уголок за гаражами, где он обосновался на ночлег. Говорила с ними. А потом одна женщина сказала мне, что в двухкомнатной квартире, там, где мы сейчас были, когда-то, оказывается, и была благотворительная столовая. Тут же церковь неподалёку, вот она и устроила эту богадельню или как это называется по церковному, трапезную. Но власти её закрыли, а квартира пустует. Пошла я в церковь, потом в горсовет, потом искала спонсоров, вот так, как вас нашла, писала, звонила, просиживала часы в приёмных…
      – Всё понятно. Скажите, Катенька, а ваша жизнь как складывается? Вы учились, живёте в хорошей квартире?
     – Училась, конечно, окончила вуз. Я психолог. Но так получилось, что я – единственная штатная сотрудница благотворительной столовой. Мне выдают зарплату. Остальные трудятся за питание, двое, которые снабженцы, – получают ещё и ночлег плюс к питанию.
     – Вы мне дадите два дня на организацию всего?
     – О чём вы говорите? Я буду вам так благодарна, если хоть немного легче станет. Вы себе не представляете. Нам дают, конечно, что-то люди. Старые столы дали в конструкторском бюро, они собирались их списать, но я добилась, чтобы  передали нам. Плиту, тоже списанную, мы получили из Комбината общественного питания. Сергей Анатольевич, а представьте себе – триста человек окажутся без горячего питания один раз в день, да ещё и зимой!  Что с ними будет?
     – Я всё понял. Я обязательно приду к вам в самое ближайшее время.
Когда Сергей Анатольевич возвратился домой, он долго задумчиво стоял в прихожей у большого зеркала в красивой раме. «Что же это такое, Серый», – обратился он к самому себе, – «ты – здоровый мужик, а она просто хрупкая женщина. Ты не видел людей, которым нужна помощь, а она увидела. У тебя в подчинении тысячи людей. Неужели не найдётся места ещё для двух… Который час? Все ещё на работе. Итак!» Сергей взял телефонную трубку, он набирал номер за номером, раздавал поручения, требовал, чтобы всё было записано и исполнено в срок.
      Буквально через два дня к столовой подъехал грузовик, из которого вышел Сергей и два грузчика, они  стали выносить ящики. Ошеломлённая Катя с трудом успевала распорядиться, куда всё это богатство ставить… Чего только не было в ящиках! Полуфабрикаты, множество упаковок с какими-то консервами, бутылки с соками, лимоны, замороженные ягоды…
      Старики, которые ещё не закончили обед, перестали есть, да так и застыли с ложками в руках. Они такого не видели никогда. В одной из коробок были пакеты с сахаром, рисом, гречневой крупой. А потом грузчики занесли два мешка картошки. И тут Катя испуганно сказала:
     – У нас холодильник маленький. Как быть?
     – Холодильник вам привезут завтра, – невозмутимо сказал Сергей Анатольевич.
Катя вышла проводить его. Она была одета по форме, как положено в столовых – в белой косыночке, в фартуке, в перчатках, которые поспешно стягивала.
    – Не знаю, как вас благодарить, – начала она.
    – Это я вам благодарен за то, что вы такая, – с этими словами Сергей Анатольевич сел в кабину грузовика, и они отъехали.
    Катя возвратилась в столовую, она чувствовала, что покраснела, успела только подумать о своей маме, как она вечером расскажет об этом человеке, о том, что они получили для столовой.  Потом оторопь понемногу прошла. Мужчины, что помоложе стали помогать, расставлять ящики по местам. А Катя с добровольным бухгалтером уже записывали прибыль в соответствующую графу. Отчётность никто не отменял.
     Вскоре в столовой всё изменилось. Привезли большой холодильник, новую плиту и бойлер для кипячения воды. А потом двух катиных кандидатов вызвали к Сергею Анатольевичу на беседу по поводу устройства на работу. Между тем приближалась зима. Бездомные, или как их называют бомжи, не могли больше спать на улицах, в парках. Нужен был ночной приют для этих людей. Катя не собиралась обращаться к щедрому спонсору Сергею Анатольевичу, она пыталась найти выход, но Сергей Анатольевич позвонил ей сам. В доме, подлежащем сносу, как по мановению волшебной палочки, появились кровати, гардероб с одеждой и постельным бельём со специальных складов. Заработал приют всего в двух кварталах от катиной столовой.
      – Пока готовят спальни для бездомных, можно будет пожить в этом доме, его будут сносить только летом, разрешение получено.
      – У меня нет слов. Мы теперь такие богатые и счастливые, к нам идут люди из всех районов города. Зима у нас суровая. Если бы я могла сделать что-то хорошее для вас!
      – А вы пригласите меня к себе домой на чай, – неожиданно сказал Сергей.
      – С удовольствием. У меня только мама не совсем здорова...
      – А вы сегодня свободны?
      – Да. Скажу пару слов нашему охраннику, мы уже и охранником обзавелись, и поедем.
Катя вышла, а через несколько минут, они подъехали к её дому.
      – И я хочу быть вашим подопечным, – сказал вдруг Сергей не то в шутку, не то всерьёз.
     Поднялись на четвёртый этаж старого дома без лифта. Катина мама всплеснула руками.
     – Неужели это ваш спонсор Сергей Анатольевич?! Какая честь и радость быть с вами знакомой! Мне столько о вас Катя рассказывала. Я вам низко кланяюсь.
     – Что вы, что вы, – смутился Серей. – У вас замечательная дочь.
     – А знаете, как её называют в столовой? Катенька-кормилица!
     – Ну, мам, зачем ты секреты выдаёшь!
     – А чем нас будет угощать кормилица?
   Катя засуетилась на кухне, а Сергей присел рядом с мамой Кати Евдокией Васильевной.
     – Можно, пока Катя на кухне, я задам вам один вопрос?
     – Конечно. Это секрет?
     – Пока да. Я хотел бы предложить вашей дочке руку и сердце, если она свободна.
     – Да вы что!
     В это время появилась Катя. Она посмотрела на маму, потом на Сергея.
     – Что-то я замечаю, что у вас уже от меня секреты.
     – Похоже на то, – сказал Сергей.
     – Садитесь. – Катя быстро расставила тарелки, разлила горячий борщ, принесла хлеб в глубокой тарелке и присела  с краешка. Стол был мал.
     – Какой вкусный борщ! Хочу быть вашим нахлебником, Катенька-кормилица. 
     – С радостью, – ответила на шутку Катя, – где будете питаться, в столовой или тут?
– Вы думаете, что я шучу? Нет, мне просто надоело жить одному – только работа и работа, суета, нервы. А вы так хорошо на меня действуете… Ох, Катенька. Подумайте, милая. Сделайте меня счастливым.
     Катя переглянулась с мамой, не зная, что ответить. Тогда вступила в разговор Евдокия Васильевна.
     – Конечно, я люблю свою дочку, мне не хочется её отпускать, но я знаю, что у неё должна быть своя семья.
     – Мама, неужели ты не понимаешь, что Сергей Анатольевич шутит. Он меня совсем не знает, и вообще, может быть, у него есть жена и дети, – Катя отвернулась и вышла из комнаты. Потом она быстро возвратилась и сказала: – ради бога, извините меня, Сергей Анатольевич.
     – Ни за что! – рассмеялся Сергей. Какая жена, какие дети? Я не тороплю вас, Катенька, но я имею право любить вас и надеюсь на помощь Евдокии Васильевны, которую вы никогда не оставите, и ваш избранник – тоже.
     Поверить во всё это было нелегко. Катя была в растерянности. Когда гость ушёл, она раскрыла шкаф, осмотрела свой скудный гардероб, покачала головой, какая-то странная мысль вдруг возникла: а ведь люди скажут, что я собралась  замуж из-за его денег…
Но какая мне разница, кто и что скажет? Катя посмотрела на себя в зеркало. Бледненькая, причёска никакая. Разве ему такая жена нужна… и она горько заплакала. Потом побежала на кухню, помыла посуду и приказала себе выбросить из головы пустые бредни.
      Но Евдокия Васильевна как-то странно посмотрела на дочь и сказала, что ей осталось жать совсем недолго. И так хотелось бы видеть её счастливой.
     – Не бойся, – сказала она, – как будет, так будет. Нужно решиться. Он хороший человек. Ты сама знаешь.
     – Мама. Я просто не верю, что он это серьёзно сказал. Не торопи меня. Посмотрим.
Потом были цветы, кольцо, встречи и расставания. Катя всё время была задумчива и, как казалось окружающим её людям, немного испуганна. А однажды вечером, перед тем, как уходить с работы, Катя выглянула в окно и увидела на улице бывшего посетителя столовой, а впоследствии работника на комбинате Сергея Анатольевича. Катя часто о нём вспоминала. Это был один из тех, кто всегда готов был прийти на помощь, тот самый электрик, человек с осмысленным взглядом, тихий, вежливый, опрятный.
     – Ой, Вадим, а я часто вас вспоминаю. Как вы устроились? – Затормошила Катя старого знакомого, открывая ему двери.
     – Спасибо вам, Катенька, я и не думал, что мне так повезёт. У меня место в малосемейном доме- общежитии, моя личная комнатка, работа хорошая, платят вполне прилично. Я знаю, кому обязан всем. Но как ни странно, я скучаю по вас, по столовой, по нашим бедным обедам…
    – Всё изменилось, Вадим. У нас такой спонсор, тот, кто устроил вас на работу. Он для нас так много сделал, что трудно оценить меру нашей благодарности. На дворе зима, а он позаботился, чтобы люди ночевали в старом доме, недалеко от столовой, пока дом не снесли. Там оборудован временный приют, но уже строится новый дом для тех, у кого нет жилья… Вы не можете себе представить, сколько всего доброго сделал этот человек.
    – Уже представил, – опустив голову, сказал Вадим, – а я вот принёс вам, Катенька, – он расстегнул верхнюю пуговицу пальто и достал небольшой букетик живых нарциссов.
    – Не может быть! Где вы достали такое чудо? Зима, сугробы на улице, а тут живые, душистые нарциссы. Где? Как вы их смогли донести?
    – Достал в теплице, – улыбаясь, сказал Вадим. – Там всё есть. А донёс на груди, там тепло. У меня горячее сердце…
    В это время раздался сигнал машины, приехал Сергей Анатольевич, чтобы отвезти Катеньку домой. Растерявшись, Катя прижала к груди цветы… и глаза её наполнились слезами.
     – Простите, – сказал Вадим. – Я явился без предупреждения. Счастья вам, Катенька, вы всем нам очень дороги.
Зашёл Сергей Анатольевич, поздоровался с Вадимом, который уже выходил за дверь, в морозную метельную улицу, потом посмотрел на Катю, прижимающую к груди душистые цветы.
     – Нет, Катенька, это я вас люблю, нет, нет. Этот парень хороший человек, я вижу, но я вас люблю. Будут цветы, будет всё. Умоляю вас! Будьте моей женой. – Он протянул Кате руку, и они вместе вышли из столовой. Катя заперла двери, повесила замок, повернула голову в сторону снежного вихря…
     На её ресницы упали холодные звёздочки, лицо раскраснелось вмиг. Она стала такой красивой, неземной, лёгкой. Сергей Анатольевич на руках донёс её к машине.
    – Одно слово и мы поедем, иначе простоим тут всю ночь. Только коротенькое «да».
И Катенька выдохнула это слово: «Да».


Рецензии
Так мало в жизни таких счастливых встреч, добрых и великодушных людей. Жесткие времена настали, что ли?! Вот и ищешь это светлое, отогревая душу. Спасибо, дорогая!

Татьяна Алейникова   17.10.2013 08:57     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Танечка! Как всегда вы меня поддерживаете. Некоторые полагаю, что последние мои рассказики - идиллия, что так не бывает. БЫВАЕТ! И волонтёры есть, и милые молодые люди, которые стараются подставить руку. Бывают, но ...редко.

Любовь Розенфельд   17.10.2013 09:46   Заявить о нарушении
Знаю, что есть такие люди, святое дело писать о добром, Люба, Спасибо, что выбираете именно такие темы, а грязь, кажется, перекрывает все допустимые нормы: в жизни, в литературе, на экране.

Татьяна Алейникова   17.10.2013 10:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.