В зеркало глядеться
Вырос котеночек Муська в большую-пребольшую кошечку, с кошку. А в зеркало глядеться не умеет. Вот и решил Дедушка все-рьез помочь ей научиться этому. Раньше то он уже делал попытки, но не настойчивые: брал Муську на руки, она взбиралась ему на левое плечо, прижималась боком к его шее, а лапками держалась за его рубашку – передними на спине, а задними на груди. Потому мордочка ее была за его головой. Когда Дедушка становился спи-ной к настенному зеркалу, то мордочка оказывалась как раз перед зеркалом. Смотри, если хочется. Но Муське не хотелось, отвора-чивалась нарочно или случайно, не понять. Тогда Дедушка брал в руки другое зеркальце, круглое с металлическими ободком и руч-кой, и приближал к Муськиному носу. Сразу показалось, что ей будто бы зеркало ни к чему. Как же так, подумал Дедушка, вот внучка Даша, которая учится в одиннадцатом классе, за день много раз смотрится – и для девичьего макияжа и просто так, а кошачья девушка Муська равнодушна к этому, хотя макияжем своим кошачьим, "языковым" она занимается регулярно и подолгу. А если бы с зеркалом – насколько веселей жизнь то стала бы! Следовательно, необходимы предварительные исследования для обоснования потребности и методики обучения. И тогда стал дедушка продумывать методику и вопросы для тщательности научного эксперимента и, возможно, для будущей практики. Идея возникла простая.
Муське нужен естественный, языковый подход к обучению глядеться в зеркало.
Это направление самое перспективное потому, что в жизни все свои личные исследовательские интересы Муська удовлетворяет с помощью языка. Например, понюхав что-либо из пищи, Муська прежде лизнет ее кончиком языка, чуть-чуть, даже с уже известного кончика пальца Дедушки.
Опыты проводить наметил в кухне, вдвоем с Дашей в обе-денное для кошки время. Исходная технология опытов представилась в следующем виде. Частицы любимого Муськой лакомства нанести предварительно на три гладкие поверхности трех "сосудов": на упомянутое зеркальце, на фарфоровую тарелочку и на тарелочку пластиковую, из которой Муська ела всегда. Подготовленные сосуды поставить посреди кухни на равном удалении от входной двери, Дедушке сидеть у стола как наблюдательного пункта, Даше открывать кошке дверь в кухню, а далее совместно наблюдать ее действия с двух точек зрения до полного "оприходования" трех элементов экспериментальной пищи.
Для организации высокой чистоты намеченного эксперимен-та намечено применить: три кусочка (каждый на кончике ножа) вкусного масла сливочного натурального, произведенного по го-сударственному стандарту (ГОСТ 305 от 1975 г.); счетчик времени (часы-будильник "SLAVA", MADE IN USSR, ГОСТ -3145-57, 1 кл., на 11 камнях, №185); освещение естественное. Длительность экс-перимента зависит от оперативности животного.
Для отображения хода операторских действий управления процессами принято применить упомянутые часы, бумагу писчую высшего класса КюмЛюкс и авторучку шариковую AIHAO AH–801A. Для зачистки следов эксперимента на сосудах мочалка поролоновая, "Крем-мыло молоко и мед" и вода (Н2О) водопроводная. Начало эксперимента намечено на 12 часов.
Исполнительские действия проведены при следующих изме-нениях исходного плана. Начаты они с опозданием – проспала кошка. Проснулась она в 12-15. Даша задержалась на уроках в школе. Эксперименты производились от 12-25 до 12-29 при участии Дедушки и Муськи. Для обеспечения требуемой точности результатов в изменившихся условиях на рабочие поверхности трех сосудов рядом с кусочками масла сливочного была положена аналогичным образом иная пища: Паштет "КАЗАЧИЙ" с печенью и мясом индейки. ТУ9216-683-00419779-2001.Изготовитель ЗАО "Семяс". Сосуды на полу размещены рядком с промежутками 20 см. Зеркальце с едой размещено между двумя тарелочками.
Муська шла к тарелочкам неторопливо и, оглядывая их, по-дошла прежде к своей тарелке, "родной". Вопреки ожиданию, она слизала прежде паштет. Масло обнюхала, стала его лизать и неча-янно вышвырнула на пол. Затем подошла к зеркальцу и ела паштет. Наблюдениями замечено, что, глядя в зеркало со своим отражением, кошка видела только паштет и старалась его вылизать. Далее она пошла к следующей тарелке и повторила процесс с фаршем. Затем она здесь съела масло и вернулась к зеркальцу. Здесь масло съедала по той же схеме, т.е. не замечая своего отражения. А в конце подошла к кусочку масла на полу, слизала его тоже, и тогда сразу вышла из кухни. Умывшись лапками после жирной еды, кошка стала мяукать призывно, но не громко. Когда подошел Дедушка, то она позой попросилась ему на руки и влезла ему на шею традиционным способом, стала петь-мурлыкать свою песню. Может в благодарность за зеркало. Поднесенная к зеркалу настенному, Муська не изъявила желания посмотреться на себя со стороны, отвернулась от зеркала, не прекращая песню.
Дедушка сопоставил все и сделал вывод. У кошки нет потреб-ности глядеться в зеркало.
Дедушка предположил, что у всех кошек нет потребности гля-деться в зеркало.
Дедушка предположил далее, что у всех животных нет потреб-ностей глядеться в зеркало.
Дедушка позже подумал, вспомнил то, как Муська росла и развивалась, и тогда и расширил поле своих натурных, "поле-вых" наблюдений. И уж тогда обобщил все для рекомендаций к практике:
– не у всех людей из цивилизованного общества имеется потреб-ность и бывает способность видеть себя со стороны;
– животных, у которых нет способностей видеть себя со стороны, бессмысленно обучать нормам бытия с помощью отраже-ний в зеркале;
– для таких продуктивным процессом обучения может быть игровая тренировочно-развлекательная процедура с использованием приманки.
Свидетельство о публикации №213100101520