О культуре своими словами-1
Вересаев.
Преамбула.
В больничной палате тон задавал неугомонный любитель жарких споров на любую тему. «Эти пидеры – импрессионисты, кубисты и эти,… как их там… передвижники…!!!». Для него это всё – одно и то же. Затем,- голос еще тверже: «Кому и зачем она нужна, эта гребанная культура?». Я сразу представил себе министерство культуры и, отчасти, с ним согласился. Лучшим ответом ему были бы ему слова Шекспира: «Когда б природу ограничить тем, что нужно – мы до скотов спустились бы». Но я тогда этих слов не знал. Или не помнил. Если бы и знал и помнил, да процитировал ему – получилось бы метание бисера.
В Ессентуках, часов в пять утра, я вышел в город на наброски к заранее выбранному месту. Начал свое «черное дело» (рисовал углем) и был уверен, что ни одна сволочь мне не помешает. Вдруг, как из-под асфальта, возник мужичок в шляпе с пятнами проступавшего пота, зеленой клетчатой рубашке с желтым пестрым галстуком и уселся рядом. Видно было, что он мучился, желая высказаться хоть по какой-нибудь теме. И, наконец: «А вам не кажется, что Врубель аляповатый»? «Нет. Это у вас галстук аляповатый». Тот мгновенно исчез. Я огляделся. Вокруг – никого. Видать, туда же провалился, откуда пришел – под асфальт.
Пускаясь в дилетантские рассуждения о культуре вообще и «о том о сём», в частности, рискую попасть в положение того мужичка «из-под асфальта» или, неизвестно что хуже – того соседа по палате. Но мне уже не впервой бросаться, куда ни попадя, очертя голову и ничего – голова не болит. Хотя бы, как тогда, когда я в тридцать семь лет впервые встал к мольберту, а еще через несколько лет бросил диплом инженера под двуспальную кровать, чтобы подольше постоять перед этим самым мольбертом, наверстывая упущенное.
****
О необходимости культуры есть смысл говорить с теми, кому она нужна.
****
Один из каналов ТВ: «Прошло время Рембрандта и Матисса…» и дальше, там же, что-то об искусстве не визуальном, а для мыслей и чувств и, вообще – на хер всё, что на холстах.
Кстати, судя по красным подчеркиваниям, мой культурный нот-бук не знает, что такое «хер» и кто такие Брэдбери с Матиссом.
****
У Брэдбери есть рассказ, может быть, о недалеком будущем, где по команде сверху уничтожается искусство прошлого – книги, картины и т.д. На площади, в куче «мусора» догорает «Джоконда».
Возможно, что так оно и будет. Уже сейчас в библиотеку редко кто забредет и не далек тот час, когда чиновники решат, что не по-хозяйски используются помещения со стеллажами, заполненными черти чем. Хватит того, что закинуто на диски. И это «черти что» исчезнет в огне и дыму.
****
Виктора Некрасова, автора «В окопах Сталинграда» вышвырнули за границу и во все библиотеки СССР поступила директива уничтожить его книги. В библиотеках Таджикистана сожгли дедов мазаев с их зайцами и тех, кому на Руси было жить хорошо.
****
Вл. Кириллов. (начало ХХ в.) «Сожжем Рафаэля. Растопчем искусства цветы».
*
Кандидат в депутаты, продюсер поп-группы (конец ХХ в.). «То, что нам не нужно – не имеет право на существование».
****
В 50-х годах приехали в Москву шахиншах Ирана с супругой. Их тут же потащили на концерт в Большой театр, где они узнали, как Стенька Разин поступил с персидской княжной.
В те же годы, та же участь постигла, польскую правительственную делегацию. А там, конечно же – «Иван Сусанин».
****
Собираясь к нам, французский балетмейстер Лефарь, в письме министру культуры СССР, обещал подарить нашей стране миниатюры 19 века, на которых изображены Пушкин и родители Наталии Гончаровой.
Однако, не получил визы. Нечего, мол, по пустякам далеко ездить. Если тебе угодно – отправляйся к нашему посольству и передай через охранника все, что хочешь.
****
В России всегда идеализировали Францию. И до Наполеона и, наверное, в его времена («Кого люблю, того и бью») и после. Чуть ли не первым кумиром, выглянувшим к нам из-за железного занавеса, был Ив Монтан, в которого сразу же влюбились все «от Москвы до самых до окраин». И я, в том числе.
****
5 марта 1953г. В один день умерли Сергей Прокофьев и Сталин. Смерть великого композитора осталась незамеченной.
*
1960г. Ни семидесятилетие величайшего поэта ХХ века Пастернака, ни его смерть не задели страниц советской прессы, не всколыхнули эфир. Шло обсуждение очень важного для нашей истории выступления Генерального Секретаря ЦК КПСС товарища Никиты Сергеевича Хрущева.
*
!970 год. Страна вступает в канун столетия Ленина. Чтобы не омрачать настроение советских людей и не отвлекать их от главного, запрещена гражданская панихида по актеру Павлу Луспекаеву. Тому самому, которому «За державу обидно».
*
1980г. «Вечерку» покупал у входа в метро и сразу же сворачивал так, что оставался только кроссворд. Порой, успевал заглянуть в объявления о защите диссертаций – может там кто из знакомых. На одной только странице увидел несколько фамилий, которые напрашивались на то, чтобы их расположить в таком порядке: Черномордик, Расположенский, Бокий, Падалко, Набок. Случалось, что совал нос в некролог. Обычно, в маленькой черной
рамочке, местные партийные, профсоюзные и комсомольские организации, иногда и райкомы, скорбят о члене партии с такого-то года. А уж когда горком или, чего доброго ЦК КПСС, то вверху биография с фотографией.
И вдруг, в конце июля – маленькая черная рамочка, где скорбят не о члене партии с такого-то года, а об актере театра на Таганке Владимире Высоцком. Маленький некролог и только в одной из московских газет. Через пару дней там же – маленькая заметка, посвященная памяти Высоцкого. Тут же уволен главный редактор. При этом, СМИ всего остального мира говорили и писали о Высоцком. Несколько дней километры пути до Таганки запружены людским морем. На лицах – искреннее горе.
А в эти самые дни, уже было, что почитать в газетах и посмотреть на экране телевизора. Отовсюду улыбался симпатяга - Олимпийский Мишка. Наши ставили один рекорд за другим, не имея равных. Равные и почти равные бойкотировали московскую олимпиаду из-за войны в Афганистане. Вот, минут десять, крупным планом показывают, как кто-то готовится к прыжку. Выслушивает долгие наставления, помахивает полотенцем, сплевывает. Разбег, прыжок. Долго недоуменно смотрит – куда это он так неудачно сиганул. И, опять же – сплевывает. По другой программе, еще более крупным планом, сплевывает в поднесенную посудину боксер. Страна оплакивает кумира. А на всех каналах – слезы людей на закрытии олимпиады. Конечно же, умиляет уплывающий в небо надутый символ. «До свидания, наш ласковый Мишка!»
****
Каждые 21 июня, во дворе у метро «Сухаревская», где жил Юрий Визбор, собираются с 5-6 часов вечера и расходятся после 11 любители авторской песни. Под гитары негромко поют песни Визбора. Уговор – не аплодировать, чтобы не беспокоить жильцов. Но приходят много новичков и с удовольствием хлопают в ладошки. Сразу после одиннадцати, кто-то из аборигенов позвонил в полицию. Ту же – менты с инструментами – автоматами и дубинками.. «Что это такое?! Почему так поздно и почему сборище не санкционировано с властями?!»
*
Лето в Орехово-Борисово. Открытое окно. Хочешь–не хочешь, но до 2-3 ночи слушаешь дикие вопли и гоготание. То и дело их приветствуют бибикалки подъезжающих иномарок. Милиция на вызовы не реагирует.
****
С экрана TV и в интернете – суесловия, размышлизмы о безумии Европы в начале ХХ века. Даже взлет искусства, оказывается – признак вырождения. Попытались, кивая на Европу, процитировать Гойю (Что? И это начало ХХ века?!), вернее, название его известной серии рисунков. Прозвучало это так: «Смерть разума рождает чудовищ». У Гойи – «Сон разума…». Сон, а не смерть. Так что, с Европой не всё уж так и безнадёжно.
****
Два заблуждения:
1. У нас была идея – коммунизм. Особенно, надо полагать – у бывших идеологических работников. Например, у Шамиля Басаева;
2. Советский народ читал книги, смотрел фильмы, пел и слушал песни только идейно выдержанные – о партии, о Родине, а в более ранние годы и о Сталине. Но «И все биндюжники вставали, когда в пивную он входил» - это не о товарище Сталине. «И кто его
знает, чего он моргает» – тоже не о нем.
Выбора не было только для тех, кто не выбирал. Особенно – в 60-80 годы. Для авторов, кроме всего прочего, была альтернатива – расценки творческих союзов, по которым дороже оплачивались политические темы. Воспел на холсте трудовой подвиг советского человека – одна цена, изобразил его с Машей у самовара – цена другая. Даже если шедевр получится.
****
Некто, оказавшись перед телекамерой, заявил, что раньше, в приличные дома, дальше кухни, не пустили бы предков Никиты Михалкова. Не знаю, кем были предки того, кто это сказал, но представьте себе художников Василия Сурикова и Петра Кончаловского, пытающихся проникнуть в «приличный» дом (да еще через кухню). Их не пускают, а они – пытаются, пытаются…
****
Реклама на ТВ: «Ущипни меня! Ущипни меня!». На других каналах – баба орет: «Убей меня! Убей меня!», красавицы поют: «Виновата ли я, виновата ли я…?», Катюша Маслова кричит: «Не виновата я! Не виновата я!».
****
Платон (500лет до нашей эры). « Письменность лишает человека памяти».
*
Виктюк, театральный режиссер (ХХ1 век н.э.). «Интернет лишает человека памяти».
****
В 2010 году в подмосковном Жуковском затеяли балет…танков и БТРов. Руководить этим маразмом поручили, конечно же, балетмейстеру Большого театра.
Большой театр России отныне можно сокращенно называть БТРом.
****
Талант измеряется мэтрами.
****
Актер мечтал умереть на сцене или на женщине. Однажды сбылось и то и другое.
.
****
Кто-то ждёт новую культуру, никак не связанную со старой. Не дождётся. Она, культура – вечна. Меняются, лишь, представления о красоте. Конец 18-го века – поздний Моцарт и начало 19-го – Бетховен, как бы вдруг, нашедшие новую красоту в музыке. Уильям Тёрнер, конец 18-начало и первая половина 19 в.в. – иная живопись, опередившая импрессионистов, экспрессионистов и авангардистов. Его работы и даты их создания говорят о том, как он вырывался из академической живописи, где он, безусловно – гений, во что-то свое, новое, невиданное. Казалось бы, вот небольшая работа, очень напоминающая то, к чему позже придет Сезанн. Вслед за этим – опять романтизм 18 века. И опять, гигантскими шагами к чему-то своему, небывалому, мощному, к чему мало кто пришел из художников 19 и 20 веков – к солнцу, прорывающемуся и сквозь несущиеся облака, и океанские волны до этих самых облаков, и пылающую топку одного из первых паровозов.
О том, что сделало начало 20-го века с искусством и культурой, можно, бесконечно много говорить, спорить, писать. При этом, гораздо чаще – восхищаться. Матисс, Пикассо, Ларионов, Лентулов, , Рахманинов, выпестовавший новый балет Дягилев, Пастернак и Мандельштам (выделяю немногих по своей лени), а это - лишь несколько ярких мазков огромного полотна называемого «Новое искусство и культура начала и первой половины 20-го века».
Возможно, что появятся, если уже не появились гении 21-го века и нового тысячелетия и с ними – новая красота. Поживем – может и увидим.
****
Припадки творчества.
****
Собачки писали под окнами драматурга, а он их хозяев изображал в пьесах отпетыми негодяями
****
Потрясающая пьеса. Её автор давно этим занимается – пьесопотрясением.
****
«Теперь можно каждый день ходить по-большому. Так… минуточку…в смысле по Большому театру с экскурсиями».
****
Cпектакль в Театре ЮНОГО зрителя, где герой убивает маму, папу, детишек и полицейского. Рецензенты говорят, что здесь что-то раскрывается.
****
На сцене ругаются МХАТом.
****
МХАТ переименован в МАТ.
****
Главное бездействующее лицо спектакля.
****
В одном из крупнейших залов Москвы – выступление колдуна. Два ветерана подрались из-за последнего билета. Колдун « в России – больше, чем поэт».
****
Дружное, хорошо организованное «Браво!»
****
То, что было частью тела, стало частью культуры.
****
То и дело спорят – является ли стриптиз театром, искусством. Думаю, что если знатоки этого называют себя искусствоведами, тогда, никуда не попрешь – искусство. Является ли ню высоким искусством? Все зависит от роста действующих лиц. Нюхи и нюшки высокие – значит их искусство высокое. Если действие сопровождается актами (первый акт, второй, третий, четвертый, пятый и т.д.), то это, несомненно – театр, а исполнителей можно считать актерами и актрисами.
****
Долгое время я считал, что в искусстве важно не «что», а «как». Засомневался в этом, увидев мастерски снятые идиотские телерекламы.
****
В Париже и Монте-Карло есть площади Дягилева. В Марбурге – улица Бориса Пастернака. А у нас? «А у нас в квартире газ» - улицы Хо-Ше-Мина, Мориса Тореза, Кадырова и т.д.
****
В Питер пришла пора других скульптур. Инициативная группа граждан призывает воздвигнуть в городе памятник собаке Путина. Лизали бы, как все лижут. Так нет! Надо причмокивать громче всех.
****
Теперь московские Дома культуры стали Центрами. В одном из них был вернисаж. На входе заставляют надеть голубые бахилы. Как в процедурный кабинет районной поликлиники. В актовом зале художники и гости, не снимая бахил, по очереди выходят на сцену. Кто споет песенку, кто стишок собственный прочтет. И я выходил, мягко ступая.
*
Единственному в Орехово-Борисово, на юге Москвы, Центру культуры « Новый Акрополь» (там не заставляли одевать бахилы) не продлили срок аренды . В итоге – выкинули, разбросав по маленьким филиалам, вместе с детскими и взрослыми студиями, лекциями, семинарами, концертами, выставками и фестивалями искусств в прекрасном, заботливо ухоженном небольшом парке на его территории.
«Чо?! Какая еще там культура?! Туда…туда! Дальше…еще дальше…ниже…еще ниже!».
P.S.
В 1932 г. нацисты, еще не придя к власти, добились закрытия Баухауза – центра мировой и европейской культуры того времени. Рассказав об этом, канал ТВ, показал что-то вроде мовимэйкера – горят все окна Баухауза и затем быстро, один за другим гаснут. Результат – мертвый дом с темными окнами.
Ну, как сейчас «Новый Акрополь», в котором, кроме всего прочего – выбиты стекла.
****
На языке фарси (тадж.-перс.) «декханин» - крестьянин с кетменем (мотыгой) в поле с утра до ночи. На ТВ «Культура» уверены, что это «аристократ от земледелия» (в передаче о поэте Фирдоуси).
****
Кавалер золотой поп-звезды.
****
На Тверском бульваре, недалеко от нового МХАТа, на доме висит табличка «Памятник истории и архитектуры первой половины 19 века. 1901-03г.г…»
****
Не только я люблю поговорить, как умею, об искусстве. Только что скопировал в интернете: « Всё интересно. Но больше всего за лувр обидно. Истиное искуство мерктнет перед дисней лендом! Вот что не правильно».
****
«Над вымыслом слезами изольюсь». Над чужим вымыслом. Своими слезами.
Свидетельство о публикации №213100101807