Печник

Печник.
Отец устало воткнул топор в бревно, сел рядом и закурил. Вытащил из кармана рабочей куртки носовой платок, и вытер им влажную шею, затем, повернулся ко мне, и, показывая рукой на новый дом, произнёс:
- Ну, что сынок, сделали мы его! Я так и думал, что к осени мы в него переберёмся.

 Теперь печника нужно найти. Знаю я одного старичка в соседней деревне, не плохо печки кладёт, но боюсь, он может быть занят. Сезон подходит, все про печки вспоминают, и его нарасхват. Но ничего до заморозков, я думаю,  успеем. Завтра же схожу, навещу его.

Любил я, долгими зимними ночами, повалятся на горячей печи. Всё детство, можно сказать, прошло в этом  тёплом, тёмном и уютном уголке. Подомной старый полушубок, под  головой чей-то валенок, и все запахи кухни. Печка стояла посреди дома, и всем своим телом, обогревала весь дом. Её, ошлифованные до блеска кирпичи, говорили о ни одном поколении  согретое  этой печью.  И вот теперь, в новом доме предстояло сложить новую печь.
 
Спустя пару дней, придя с работы, я увидел на кухне нового  дома отца и старичка лет семидесяти. Старичок был не большого росточка, с острым носиком, острой бородкой, и острыми подвижными глазами. Он, слегка дрожащей рукой, наливал из чекушки водку в стакан.

- Вот сын, - обратился ко мне отец, - печник – Прокоп Иванович, еле его уговорил.
- А чо, печку будем класть « Русскую», аль « Шведку»? - заплетающим  языком произнёс Прокоп Иванович. Я могу любую.

- Нет, любую не надо, - заметил отец, - нам надо, чтобы она обогревала и пекла, как в старом доме.
- Значит «Русскую», - уже с закрытыми глазами пробормотал Прокоп Иванович. На другой день  была суббота. Я с утра замесил в корыте глину, чтобы не напрягать старика, натаскал кирпича, и стал ждать, когда он проснётся.
 Меня всегда интересовал вопрос, как устроена печь. Как при помощи дыма обогревается весь дом? И вот появилась такая возможность. За завтраком отец спросил у Прокопа Ивановича:
- А когда печка будет готова?

- Дак, за недельку управлюсь, ты это, Лёня, так звали моего отца, плесни-ка мне, да и начну. До понедельника  мы вложили печь до топки. Теперь каждый день, придя с работы, я сразу заглядывал в печь.
 Рассматривал её дымоходы, колодцы и задвижки. Прокоп Иванович, рассказывал мне, что печки бывают трёх, пяти и семиканальные, в зависимости от объёма. Работа двигалась медленно, или печник уставал, или потому, что был всё время под «мухой». Ну вот, и наступил торжественный момент. Прокоп Иванович, положил последний кирпич на трубу, и слез с крыши.
- Ну, чо Лёня, давай затопляй, только понемногу  загружай, а то дымить  будет. Пусть просохнет сперва. Я быстренько принёс берёзовых дров и растопил  печь. Дрова, было, разгорелись, но потом топка наполнилась дымом, и стала гаснуть.

- Ничего, пусть постоит, погреется, -  успокоил нас печник, - мою работу знают все, ни кто ещё не обижался. Ты давай сынок, - обратился он ко мне, - заложи дрова в под и растопи, она быстрее прогреется. Я разжёг под  русской печи. Берёзовые поленья затрещали, языки пламени вырвались в  дымоход.

- Ну, вот и порядок, - сказал печник и начал собирать инструмент. Отец расплатился с ним, и налил в стакан водки.
- Давай Прокоп Иванович на посошок, и спасибо тебе. Печник выпил, взял сумку с инструментом, и пошёл к калитке. Больше я его не видел, так как прошёл слух, что он умер.

Всю неделю мы старались растопить печь. Дым валил изо всех щелей. Мать ругалась, посылая отца за печником.
- Не надо, говорю, я сам её посмотрю, если уж не получится,  тогда схожу за ним. Отец не стал возражать, и я начал её разбирать.
 Дойдя до средины печи, там где, один канал переходит в другой, я обнаружил пустую чекушку. Она стояла, перекрывая дымоход. Собрав печь, и затопив её, мы облегченно вздохнули, печь загудела, что говорит о хорошей тяге.

Прошло много лет. Волей судьбы я оказался на строительстве Байкало-Амурской  магистрали. В домах посёлка строителей, нужны были печи. Это потом построили котельные, а поначалу нужны были печи. Профессиональных печников не оказалось, и я предложил свои услуги.

 Печки были простые обогревательные  «шведки».
 Потом, когда вернулся в свою деревню, продолжил класть печи. А когда, в 90х полгода не платили пенсию, то печки спасли меня от голода, а точнее, та  первая печь, с  чекушкой в дымоходе.


Рецензии
Да, мимо не пройдешь!))Все из жизни один в один, но только надо поправить тот момент, что не на одной глине кладется печь, а на растворе песка и глины, из расчета 1/3(одна часть глины и три части песка)а то вот так захочет городской человек исделать печку себе, да и сложит на одной глине и все треснет.

Еще, уверен, что оставленная бутылка, это не причина того, что печка дымила, просто она не просохла, ее, матушку, семь дней сушить надо, медленно и терпеливо протапливая.

Спасибо Вам, Виктор!Спасибо за то, что не прошли мимо этого живого дела, создавали печи и тут об них помянули, спасибо!

Юрий Пономарев 2   18.08.2014 00:58     Заявить о нарушении
Спасибо Вам Юрий, что заглянули на мою страничку. И всё таки причиной дымления печи, была бутылка, она перекрывала дымоход. С уважением.

Виктор Свист   18.08.2014 07:46   Заявить о нарушении
Виктор, сечение дымохода минимум 12 на 25 см, бутылка, тем более чекушка как Вы пишите совсем маленькая, точно не помню, но пространство дымохода она полностью перекрыть не может, значит на процесс работы самой печки повлиять не может.

Тут скорее всего два варианта, или старик ее просто забыл(по причине рассеянности), или решил пошутить так.Знаю две такие известные"шутки", одна вот так с бутылкой(при этом когда печка топится, в доме стоит свист несусветный), а вторая с перышком, которое привязывается к ниточке, ниточка к гвоздику, гвоздик закрепляют в дымоходе и все, печка будет дымить.Месть это, подлость, мудрость этого я не знаю, сам ни в коем случае так делать не хочу, просто знаю об этом и все.

А в Вашем случае, печка просохла за то время пока вы разбирались с причиной, да и от погоды многое зависит, ведь мало того что печка и так массивная(а такие печи и в прекрасном состоянии в некоторые дни не горят) так ее еще и недавно сложили.

Вот мои маленькие соображения на эту тему, извините, но пройти мимо не мог ибо тема интересная.Спасибо!

Юрий Пономарев 2   18.08.2014 10:04   Заявить о нарушении
Юра, чекушка стояа в том месте, где дым переходит из одного канала в другой. А после разборки и сборки её, она перестала дымить.

Виктор Свист   18.08.2014 14:59   Заявить о нарушении
Да все я понимаю, Виктор, но и там сечение такое же.Забыл ее дед, вот и все.Это не причина, я сто раз экспериментировал с такими вещами, вот например сложил печку, а она слишком шустро горит, вот и бросаю кирпичи ей, чтобы малость сбавила скорость)) и два, и три бросишь, а она все горит, хотя чуть медленнее.

Юрий Пономарев 2   18.08.2014 22:44   Заявить о нарушении
Ну как не ввязатся! Извините, уважаемый Юрий Понамарёв, но в разных местах и глины разные. Помогая печнику, по его команде, делал 1/5, потому как "жирна" была глина. А ещё новая печка часто дымит, потому что летом тепло, давление, обычно, высокое и новая печка это "чувствует". Может и ошибаюсь, не примите за обиду. А вам, уважаемый Виктор, спасибо за хороший и такой "уютный" рассказ. Ремесло не в котомке таскать, не тянет, а вовремя поможет. В 96-ом, после закрытия моего предприятия, умение что-то делать прокормило и меня и бликих в лихие и подлые годы. С уважением.

Валерий Слюньков   08.12.2014 21:49   Заявить о нарушении
Виктор, не вижу противоречий в сказанном Вами и моими словами.Перечитайте.А насчет раствора, то и пески бывают очень глинистые и вполне пригодны для кладки даже и без добавления самой глины.Насчет бутылки, это старая шутка.

Юрий Пономарев 2   08.12.2014 22:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.