Золотой город

                «…Познали смерть Свидетели Христовы,
                И сплетницы-старухи, и солдаты,
                И Прокуратор Рима — все прошли.
                Там, где когда-то возвышалась арка,
                Где море билось, где чернел утес,
                Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
                И с запахом бессмертных роз.
                Ржавеет золото и истлевает сталь,
                Крошится мрамор — к смерти все готово.
                Всего прочнее на земле печаль
                И долговечней — царственное слово»
                Анна Ахматова


Давным-давно, когда я училась в школе, меня завораживали слова «Золотая Орда». Мелодия их – древняя, могучая, грозная. Где, в каком месте Земли была эта Орда – я тогда не задумывалась. Спросил бы кто, наверное, ответила – где-то в Азии.
Школьные годы остались в далеком прошлом, наступил век Интернета, и я узнала, что столица Золотой Орды – город Сарай-Бату находилась не в Монголии, не в казахских степях, а вполне себе в Европе, в Астраханской области. И появилась мечта – добраться до того, что осталось от Золотого города. И вот мы – в Астрахани. Знойный август, нам рассказывают страшилки о жаре в  пустыне, но разве можно отказаться от мечты?
С утра небо покрыто легкими перистыми облачками,  пока не жарко, дует ветерок. Мы направляемся за сто двадцать километров  от Астрахани в поселок Селитренный.  Сначала у дороги - достаточно много зелени, небольшие населенные пункты,  многочисленные речки -  притоки Волги и ерики — её рукава. Веселят названия: реки Болда и Кривая Болда, Бузан, Рыча, ерики Болтайка, Бобёр, Большой и Малый Кал, Широкий Есаул, Кривой Бузан. Проносимся мимо озерков, где лениво охотятся на лягушек десятки белых, серых и черных цапель. На наш автобус поглядывают чудные желтые коровы, лохматые темнокоричневые овцы, веселые белые козы.
Но постепенно пейзаж меняется, мы попадаем в полупустыню. Здесь практически нет населенных пунктов, но издалека видны мусульманские кладбища, встречаются на дороге тушки сбитых машинами зайцев и других неопознанных зверьков. Часа через два мы добираемся до убогого вида поселения Селитренный, тут нам предстоит «взять на борт» археолога. Выходим из автобуса и чувствуем, что попали в раскаленную печку, где дует из сопла горячий ветер с песком. «Взяв на борт» археолога, отправляемся дальше.
Впрочем, от Селитренного ехать до столицы Золотой Орды – всего ничего. Метров через 500 за поселком, неподалеку от соляного озера, на холме стоит памятный знак, свидетельствующий, что это место раскопок бывшей столицы Золотой Орды, охраняется государством. Пейзаж – космический. Песочно-золотые пологие холмы, внизу – озеро, белое, поблескивает на солнце. Сразу, даже издали, понятно, что в таком озере – не освежишься.
Карабкаемся на холм.  Тут можно найти осколки глиняных горшков, изразцов, керамики, а если повезет — и золотоордынские монетки. Мы  подбираем все, что плохо лежит на пыльной растрескавшейся земле. Из-под ног в разные стороны разбегаются юркие ящерицы и отскакивают, взлетая вверх, огромные кузнечики.
Самые красивые черепки на поверку (её проводит археолог) оказываются кусками древних, но бракованных, а именно - пережженных посудин. Но мы нашли и куски хороших посудин, и разноцветные кусочки керамики и изразцов (даже с узорами), и кости людей и животных.
Снова садимся в автобус. Еле загнали нас! Несмотря на жару, азарт собирательства возобладал над инстинктом самосохранения. Едем по весьма условной дороге до раскопок. Тут трудятся полтора десятка молодых ребятишек (студенты)  с двумя преподавателями. Мы рассматриваем остатки домов древнего города. Как, как они жили в этих крошечных каморках? Насколько далеко то, что мы видим, от моего детского представления о великой и могучей Золотой Орде! Сколько воистину адского труда должны еще приложить археологи, чтобы прошлое открылось, чтобы очертания древнего города стали «открытой книгой» даже для непросвещенного взгляда.
Мы, праздные зрители, покидаем место раскопок, а ребята работают, словно не замечая раскаленного добела солнца, горячего ветра, песка и пыли…
После посещения раскопок мы заехали в другой «Сарай-Бату» - созданный нашими современниками, киношниками. Здесь, в построенных в натуральную величину декорациях, снимали фильм «Золотая Орда». Издали – настоящий город. Но внутри, конечно, видна «невсамделищность». Двери, которые никуда не ведут, лестницы, кончающиеся тупиком. Впрочем, возможно, и в истории тоже так: победы приводят победителя к бесславной гибели, великие империи оставляют потомкам осколки керамики и засыпанные песком жалкие развалины.
Мы возвращались в Астрахань. От долгого пребывания на жаре голова просто раскалывалась. Я задремала и во сне увидела Золотой город. Он был одинаково не похож ни на то, что я могла нафантазировать, дорисовать из виденного на раскопе, ни на киношные декорации. Он был велик и красив, он подавлял и вызывал восхищение. И теперь, когда дома я перебираю найденные на холме у солёного озера обломки, я одновременно вижу и раскоп, и декорации, и прекрасный город из своего сна…


Рецензии