Введение в тему

      В XX веке в Российской Империи и ее преемнике – СССР произошло несколько эпохальных событий, имеющих поистине всемирно-историческое значение и колоссальные последствия для населяющих Россию народов. Была свергнута правившая 300 лет страной династия Романовых,  свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция, почти из ничего была построена Советская супердержава, которая сумела избавить мир от фашистской чумы и несколько десятилетий активно влияла на жизнь минимум  половины мира, а затем и эта держава подверглась уничтожению – без войны, без прямой агрессии иностранных государств. Сейчас делаются попытки уничтожить и остатки Великой Цивилизации.

      Имеется много научных и публицистических работ, в которых анализируются причины, ход и следствия всех этих событий, исследуются инициаторы и действующие лица микрособытий, которые привели к таким макропоследствиям. Многие отечественные и зарубежные авторы главным виновником революций 1917 и 1991 годов считают русскую интеллигенцию. Конечно, не интеллигенция делала и первую, и вторую революции, Просто она очень постаралась, чтобы подготовить российское общество к свершению этих событий.
 
     Мне давно хотелось попытаться понять – в чем тут дело, почему раз за разом наиболее образованная и активная часть российского общества, плененная очередным новомодным западным учением, очередной модной теорией ввергает страну в катастрофу, из которой ей потом крайне трудно выбираться. Почему уже не в первый раз, как говаривал незабвенный В.С.Черномырдин,   наша многомыслящая элита хочет как лучше, а получается как всегда?

     Вопрос о русской интеллигенции - один из главных "проклятых вопросов" России последних двух веков. Спорить, не соглашаться,  игнорировать  интеллигенцию недопустимо.  Такой порядок на Руси завела сама русская интеллигенция. Последние два века власть в России постоянно пребывает в страхе перед "судом интеллигенции" и оттого не делает многое из того, что надо бы и что та же самая интеллигенция от нее требует.

     Интеллигенция как социальная группа - всего лишь часть общества, но с большой охотой себя из него выделяющая. Выделяла до Октября 17-го года, но еще активнее стала выделять после него, в советские времена. В Советском Союзе в середине ХХ века интеллигенция была почти канонизирована и, кажется, сама поверила в свое божественное происхождение.

     Тема эта огромна, для неспециалиста практически непостигаема. Я хочу попробовать, опираясь на работы классиков и публицистов, прояснить некоторые ее аспекты.

     В основу излагаемого положены работы крупнейших русских философов   предреволюционной поры: Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, М.О.Гершензона, П.Б.Струве, С.Л.Франка и некоторых других. Произведения очень интересные и очень актуальные сегодня. Хочу, однако, сделать оговорку – работы писались авторами-интеллигентами в разные годы первой трети XX века, содержат внутриинтеллигентские разборки о выборе путей освобождения русского народа от гнета самодержавия, о том, какие бы пути были лучшей альтернативой сделанному самим народом выбору в пользу большевиков. В них много объективной и необъективной критики Ленина, марксистов-большевиков, поиска в их действиях сокрушительных ударов по Русской Цивилизации, предложений о возврате народа к прежней вере в Бога и основам старой Государственности.

       Авторы, когда писали свои работы, не знали итогов Второй мировой войны, не знали того, что СССР с честью продолжил историю Русской Цивилизации, добился таких успехов, каких никогда до этого не добивалась Российская Империя, спас мир от фашизма. Но речь не об этом. Я хочу, используя труды перечисленных выше авторов, рассказать о становлении русской интеллигенции, о том, как формировалось ее мировоззрение и отношения с властью, какие идеи она исповедовала в конце XIX - начале XX веков.

      Работы перечисленных мной авторов, ставшие сегодня настольными книгами не только либерал-демократов, но и руководителей нашей страны, интересны тем, что убедительно раскрывают последствия, к которым приводит неразумная борьба интеллигенции с властью.

       Использованы также великолепные работы С.Кара-Мурзы о Советском проекте и роли интеллигенции в его разрушении.


Рецензии