Почему мы просим Бога о благодеяниях?

 
   Может быть, этот вопрос покажется кому-то странным. – Просим, потому что желаем получить спасительное благо от Бога, потому что верим Ему и надеемся на это. Однако же, вдумайтесь, дорогой читатель, так ли это очевидно? – Разве же Бог не всеблаг, разве Он не всеведущ? Разве же может Он не знать или забыть о каком-то добром деянии и не помочь Своим чадам?
   Нуждается ли Бог в наших напоминаниях просьбах и указаниях? – Очевидно, что нет! – Зачем же мы тогда непрестанно Его о чём-то просим? Неужели мы надеемся изменить Его всемудрые и благие намерения? – По-моему, такое предположение выглядит просто абсурдно!
   И, тем не менее, нас не оставляет ощущение, что молитвы наши нужны нам и тем, о ком мы молимся, нужны для укрепления блага в мире, для утверждения Божьей благодати. И сама святая Церковь поддерживает в нас это ощущение. Необходимость нашей молитвы подчёркивается во многих священных текстах и песнопениях.
   Так как же это понять – как недоразумение? Может быть, это недомыслие наше, основанное на древних архаичных представлениях о Боге и всяких предрассудках? – Нет! Представления о необходимости постоянной молитвы органично вырастают из самой сути Христовой веры. Всё это основано, на богоданном Священном Писании и Святоотеческом Предании. В чём же тут дело?
   Не стану более мучить читателя вопросами, а попытаюсь ответить на них, опираясь на мудрость Святых Отцов Церкви. – Христианство это религия, утверждающая ДУХОВНУЮ СВОБОДУ. Свобода – вот неотъемлемый дар Создателя Своим любимым чадам! И потому Господь никогда и никому не навязывает Своих благодеяний. Дары Его должны быть желанны для человека, мало того, они должны восприниматься, как высшее благо в жизни!
   Как учили Святые Отцы, Божий Промысел воплощается в человечестве через синергию Божьей и человеческой воли. Синергия это не просто совпадение, а свободное сотрудничество, «соработничество» человека Богу. Синергия – это результат непревзойдённой любви Бога к человеку и человеческого ответа Богу. И в то же время, это воплощение свободного выбора человеком своей судьбы.
   От этих общих рассуждений позволю себе перейти к близким мне, но, наверное, не для всех очевидным моделям понимания. – По-моему, мир, созданный Богом, включает в себя всю возможную полноту бытия. Это значит, что Бог создал все возможные варианты всех событий, а мы, своей волей, выбираем то, что близко нам по духу и соответствует нашей вере. Человек – это его вера! То есть, жизнь наша определяется состоянием нашей души, и события, происходящие с нами – это форма, в которой воплощается наше духовное содержание.
   Именно так понимаю я неоднократно высказанную Спасителем истину: «ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ВОЗДАСТСЯ ВАМ». Эта вера открывает нам дорогу к исцелениям и прочим спасительным чудесам. А неверие и греховные помыслы как стена отгораживают нас от Божьей благодати. – Таков непреложный закон жизни, основной закон человеческого существования. Поэтому и молитва для нас является выбором нашей реальности, т.е. варианта нашей жизни. Мы молимся для того, чтобы именно в нашей жизни произошло то, о чём мы просим. Чтобы чудо вошло в нашу актуальную, сознаваемую нами действительность. И оно приходит!
   Бог ВСЕГДА ВСЕХ СПАСАЕТ и совершает все возможные благодеяния в той всеобъемлющей и совершенной действительности, которую Он создал. А наша жизнь – это крошечный кусочек созданного Богом мира, освещаемый огоньком нашего разума. И для нас важно, чтобы именно наша жизнь оказалась причастна к этим Его благодеяниям! Мы хотим, чтобы благодать Божья вошла в нашу жизнь, чтобы исцелились дорогие нам люди, чтобы любовь восторжествовала в мире, который мы сознаём. И мы выбираем своей верой благую реальность, вот в чём суть нашей молитвы. А милосердный Бог приобщает нас по этой молитве к той действительности, где просимое нами становится явью…


Рецензии