Книги. октябрь, 2013. пост 17

Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия





О 26 ММКВЯ, древнегреческом неравнодушном обывателе С. и
современном приторном турке (другом С.) …


Когда я порываю с человеком политически, я порываю с ним лично! Когда я хочу стереть в порошок политического соперника, это значит, я готов растерзать и уничтожить данного конкретного человека!
Д. Драгунский, «Архитектор и монах»

Если до недавнего времени слово «говно» обозначалось в книгах отточием, происходило
это не из нравственных соображений. Мы же не станем утверждать, что говно безнравственно!
Несогласие с говном чисто метафизического свойства. Минуты выделения фекалий – каждодневное
доказательство неприемлемости Создания. Одно из двух: или говно приемлемо (и тогда мы не запираемся в уборной!), или мы созданы неприемлемым способом. Из этого следует, что эстетическим идеалом
категорического согласия с бытием есть мир, в котором говно отвергнуто и все ведут себя
так, словно его не существует вовсе. Этот эстетический идеал называется кич.
М. Кундера, «Невыносимая лёгкость бытия»


Привет! Я приветствую вас на страницах блога Неравнодушного Обывателя, что говорит, как минимум, о двух вещах – я ещё существую, и мне по-прежнему нравится развлекать вас информацией о литературных новинках. Жизнь бьёт ключом – обо всём я просто не успеваю рассказать, так в начале сентября состоялось два интереснейших события – московская книжная выставка и выборы мэра Москвы – и всё в одни и те же дни. В прошлом посте я писал про репортаж из КНДР и анализировал вклад скандинавской литературы в мировую, и не смог высказаться по животрепещущим темам, что восполняю сегодня. Мне посчастливилось оказаться посетителем и выставки и митинга в поддержку одного из кандидатов в мэры, Алексея Навального. Но по порядку.
26 ММКВЯ, как всегда, стала праздником и культурным событием. Сотни издательств с персональными стендами, медийные лица, презентации книг, выступления авторов, автограф-сессии, семинары на актуальные темы – непременные атрибуты подобных мероприятий. В этот раз с читателями общались Борис Акунин, Виктор Шендерович, Диана Арбенина, Архимандрит Тихон, Павел Басинский, Дмитрий Быков, Виктор Ерофеев, Александр Иличевский, Майя Кучерская, Леонид Парфёнов, Юрий Поляков, Ирина Прохорова, Павел Санаев, Татьяна Толстая и так далее – десятки и десятки писателей и издателей. Многие приберегли к выставке новые произведения, из которых внимания заслуживает – «Будущее» Дмитрия Глуховского, «Инферно» Дэна Брауна, «1993» Сергея Шаргунова, «Город грехов» Фрэнка Миллера и ещё несколько книг. Перечисленные новинки я обязательно скоро освещу, как и постараюсь поделиться подчерпнутыми в общении с издательствами последними тенденциями, в частности в литературе для детей (планка проблем, ставящихся перед ними, настолько высоко поднята, что многие современные взрослые предпочитают об этом не думать – это нравственные дилеммы, вопросы смерти, самопознание и даже педофилия). Но не только из-за новых книг (Озон давно победил) я люблю книжные выставки – главным событием всегда становятся разговоры с писателями – интеллектуальной элитой общества, так в этот раз в моей памяти осталась беседа с Мариэттой Чудаковой – столпом российской словесности, которая рассказала очень интересные вещи, а потом подписала свою новую книжку для школьников моему сыну Марку – аж на пол-страницы, с указанием электронки и требованием, чтобы Марк после прочтения непременно отозвался. Кроме того, традиционно-приятной была встреча с Игорем Жуковым, нашим земляком и автором прекрасных детских книжек - он передал всем читателям блога НО большой привет.
Второе мероприятие – митинг в поддержку Навального, поразило меня вот чем: я не встретил ни одного сумрачного, злого, недовольного, быдлячьего лица, ни одного пьяницы, бомжа или националиста, - все жизнерадостные, светлые, открытые; этих людей словно вырезали из репортажа про выходные в парке Горького в пригожий летний денёк и вставили в вечер дождливой мрачной сентябрьской пятницы – когда обычно горожане покидают неприветливую Москву, сидят дома или тусят по клубам. Мариэтта Чудакова, между прочим, тоже посетила митинг.
Ну а теперь к новостям и книгам.

NFN1. 19 сентября В. Путин впервые назвал А. Навального по имени. Это произошло в рамках форума «Валдай» в беседе с журналистом А. Лунном.
NFN2. 23 сентября 74 года назад в возрасте 83 лет скончался отец «теории бессознательного», которая совершила революцию среди учёных и философов, человек, чьё имя и основные постулаты давно стали именами нарицательными, Зигмунд Фрейд.
NFN3. 30 сентября 37 лет назад родился малоизвестный олбанский писатель Солон (я рассказывал про его роман «Космические хроники»). Недавно он издал первый восьмисотстраничный том из цикла «Silentis Umbrae» (на русском языке пока только на «Прозе.ру»), о чём рассказывал на 26 ММКВЯ в рамках презентации стенда олбанской литературы.


Если человек пишет хорошо, только когда он пьян, я скажу ему: «Пей сколько влезет!» И если он скажет мне, что из-за этого страдает его печень, я отвечу ему: «Что есть печень? Мёртвая вещь, что
живёт, лишь пока жив ты, стихи же, написанные тобой, будут жить вечно».
Ф. Пессоа

Книга №1. Сергей Шаргунов, «1993»
Для чего. Самая новая книга очень хорошего автора, к тому же достойный повод вспомнить события двадцатилетней давности.
О том, кто. Сергей Шаргунов (1980) – российский писатель. Сын известного священника Александра Шаргунова. Очень рано осознал себя, как писатель, общественный деятель и неравнодушный человек. Так, с 19 лет он вовсю печатается (проза и критические статьи), в 1998-99 годах работает в Думской комиссии по расследованию событий осени 1993 года (собственно, о которых идёт речь в романе «1993»). В 21 год - лауреат премии «Дебют». С 2002 по 2003 – спецкор «Новой газеты» в отделе расследований, с 2003 по 2007 - обозреватель «Независимой газеты». В 2004 Сергей Шаргунов создаёт протестное движение «УРА!», и несколько раз задерживается за проведение уличных акций. С 1 июля 2012 года - главный редактор портала «Свободная пресса». Книги Шаргунова переведены на иностранные языки, имеют множество премий.
И ещё. Я впервые услышал о существовании Сергея Шаргунова на радио «Маяк», где он вёл рубрику, связанную с новыми книжками. Именно его эфиры (конечно, в том числе) вдохновили меня на идею блога Неравнодушного Обывателя.
Когда и где. С 70-80 гг. - до 1993 г. Москва.
О чём. Название романа «1993» содержит подзаголовок, указание на жанр - «семейный портрет на фоне горящего дома». Это – достаточно распространённый приём, когда некая личная или семейная история развивается параллельно с глобальными историческими катаклизмами, проблемы одного, двух человек противопоставляются общегосударственным интересам, а их судьбы складываются и ломаются под воздействием равнодушного катка истории. В этой ситуации значение личной истории словно под лупой усиливается многократно и подчас перерастает ситуацию государственного масштаба. В центре романа «1993» – семейная пара, которая подошла к некоему рубежу в развитии собственных отношений, и параллельно оказалась в гуще событий 1993 года. Нельзя сказать, какое воздействие оказало на их взаимоотношения происходящее в стране, и не оказались ли бы они в тупике независимо от него, но связь между микро- и макропростанством очевидна. Пара рухнула в эти события не внезапно – эти любящие друг друга люди – Лена и Виктор - шли к классической развязке гражданской войны – когда брат идёт на брата, а тут муж и жена оказались в разных лагерях – всю совместную жизнь. О том, что это такое, на чьей стороне правда, и может ли она быть на чьей-то стороне, этот роман.
Кто. Лена и Виктор. Дочь Таня. Внук Пётр.
Как. Когда происходили события, описанные в романе, Шаргунову было 13 лет. Мне – 17. В то время я безотрывно следил за новостями о противостоянии Ельцина и Верховного Совета, новой демократической России и контрреволюции – на стороне последней, среди достойных людей, была разная националистическая и фашистская шваль. И хотя сейчас взгляды и методы сторонников Ельцина не кажутся такими уж однозначно позитивными, тогда я был всей душой за них - и расстрел парламента и безжалостное подавление его защитников – было меньшее, чего я ждал от своего Президента. Мой друг был категорически против Ельцина, как и огромное количество, в том числе, умных, интеллигентных, честных людей – буквально среди знакомых их было скорее большинство. Страна действительно была расколота пополам, а поскольку гражданское самосознание, не в пример сегодняшнему, било через край, страсти кипели нешуточные – и то, что вполне могла начаться гражданская война – это не образ речи, не красное словцо и не шутка. Россия стояла на пороге гражданской войны. Если бы мы встретились с Шаргуновым тогда, то оказались бы по разные стороны баррикад, - несмотря на это, я уважаю его позицию, как и позицию своего друга, как и позицию большинства населения. Слава Б-гу, что обошлось без войны, однако сейчас, 20 лет спустя, понятно, что меньшинство, к которому относился и я, и мой Президент, оказалось ближе к исторической справедливости и правде. К книге мой комментарий не имеет никакого отношения – роман неплох, но для хорошего романа Шаргунов слишком молод. 
Цитата. «- Ты с ним построже, ты же слишком мягкая, а мужик это чует, вот и наглеет. Ты помучай, ревность вызови. Скажи: меня в Большой театр известный писатель звал. Но и надежду подари: отказала мол».
Что, кроме. «Ура!». «Малыш наказан». «Книга без фотографий». «Птичий грипп».
На сколько. 5 баллов.


Мы должны уважать религию ближнего, но только таким же образом и настолько же, насколько
мы уважаем его мнение о том, что его жена - красавица, а его дети – вундеркинды.
Г. Л. Менкен

Книга №2. Херман Кох, «Ужин»
Для чего. Впервые на русском – нашумевший роман безумного голландца.
О том, кто. Херман Кох - нидерландский писатель, телепродюсер, обозреватель и актёр собственного шоу. Родился в маленьком городе, учился в лицее Монтессори, из которого впоследствии его отчислили за нарушение дисциплины. Позже он изучал русский язык в течение нескольких месяцев и работал на ферме в Финляндии. Затем женился на испанке Амалии, в браке с которой родил сына Пабло. Прославился романом «Ужин», который был переведён на десятки языков, и стал бестселлером в многих странах, в том числе, в Соединённых Штатах. Никогда прежде роман голландского автора так высоко не забирался в американские книжные рейтинги. На русском языке роман публикуется впервые.
И ещё. Среди отзывов читателей на «Ужин» преобладают ругательства и мат, но тиражи от этого только растут.
Когда и где. Наше время. Нидерланды.
О чём. Вся книга – это описание одного ужина (возможно, поэтому ё и книга оформлена беспрецедентно аппетитно). Два брата – один – бывший учитель, другой – кандидат в премьер-министры Нидерландов, встретились на ужине в ресторане вместе со своими жёнами. Они хотят обсудить некую проблему, предположительно связанную с их пятнадцатилетними сыновьями, суть которой становится понятна только ко второй половине истории. Начинается повествование неторопливо и незатейливо, ничего не предвещает не только катастрофы, но и мало - мальской интриги. Однако интрига постепенно проявляется, напряжение нарастает, у интриги вырастают щупальца, она ветвится, вызревает, и, наконец, прорывается катастрофой, да не одной. Семейные и индивидуальные скелеты начинают сыпаться из всех шкафов, ранее известные факты переворачиваются с ног на голову, становится непонятным – кто истинный виновник, а кто – жертва, кто безумен, а кто нормален, и где же они – эти границы: виновности и нормальности. И есть ли они?..
Кто. Паул, бывший учитель истории, рассказчик. Серж, его брат, кандидат в премьер-министры. Их жёны – Клэр и Бебетта. Их сыновья – Мишел, Рик и Бо.
Как. Это очень камерная история – именно так я изначально её воспринял, именно такой и проглотил – за ужином (и последовавшим за ним дижестивом). Искренне рекомендую поступить также – да по-другому и не получится – книга просто приковывает к себе внимание и не отпускает. По силе воздействия я сравнил бы её с фильмом «Игры разума» или романом «Мир глазами Гарпа» (только недавно, к моему стыду, мной прочитанным) – к тому же сходство одной лишь одинаковой степенью воздействия не исчерпывается. В широком смысле «Ужин» - это роман о границах нормы, о её зыбкости и неопределённости. Она может бесконечно сдвигаться, оставляя человека в пределах нормы, но стоит взглянуть на ситуацию с другого ракурса или кому-то другому – и становится очевидным, что человек далеко за пределами той области, которая считается нормой. (Это как разграничивать эротику и порнографию – описать невозможно, но стоит посмотреть, и сразу ясно – где порнография, а где эротика). С одной стороны, отсутствие нормы это реальность, и бесполезно загонять жизнь в рамки и гетто, классифицируя повседневность на добро-зло, белое-чёрное, любовь-дружбу, мораль-эгоизм. С другой – подобное положение вещей может привести к таким нравственным тупикам, к таким адовым пропастям, что вздрогнет самый прожжённый циник. В общем, очень смешной и сентиментальный и одновременно кромешно-жуткий роман.   
Цитата. «Погладив Мишела по спине, Клэр переключилась на меня. «Что тебе известно?» - спросил её взгляд. «Всё», - ответил мой. «Почти всё», - поправился я».
Что, кроме. Ничего на русском языке.
На сколько. 8 баллов (с удовольствием, но небольшой натяжкой).


Эта жизнь моя камешек лёгкий, словно ты. Словно ты, перелётный, словно ты, попавший под ноги сирота проезжей дороги; словно ты, певучий клубочек, бубенец дорог и обочин; словно ты, что в день
непогожий затихал в грязи бездорожий, а потом принимается снова плакать искрами в лад
подковам; словно ты, пилигрим, пылинка, никогда не мостивший рынка, никогда не
венчавший замка; словно ты, неприметный камень, неприглядный для светлых
залов, непригодный для смертных камер... словно ты, искатель удачи,
вольный камешек, прах бродячий... словно ты, что рождён, быть
может, для пращи, пастухом несомой... лёгкий камешек
придорожный, неприкаянный, невесомый...
Л. Фелипе, «Словно ты...»

Книга 3. Карл Циммер, «Паразит – царь природы»
Для чего. Эта книга способна изменить ваш взгляд на мир.
О том, кто. Карл Циммер (1966) - немецкий научный журналист и блогер, живущий в Нью-Йорке. Автор более десятка научно-популярных книг, в частности книги «Линия прибоя», «Планета вирусов» и других. Циммер - постоянный участник научно-популярных программ и изданий Discovery, National Geographic, Natural History, Nature и Science, лауреат премии Эверетта Кларка в области научной журналистики и премии для СМИ Американского института биологии.
И ещё. Это очередной том библиотеки фонда «Династия», о которой я уже писал в связи с выходом работ Вилейанура Рамачандрана, Брайана Грина и других великих учёных современности.
Когда и где. Время существования жизни на Земле. Земля.
О чём. Я заинтригую вас. Знаете ли вы такой мир, где направление эволюции задают паразиты, большинство видов ведёт паразитический образ жизни, паразиты господствуют над прочими биологическими видами и отдельными особями, контролируя их сознание и определяя их образ жизни и смерти, где паразиты применяют против хозяина и врагов химическое оружие и маскируются, прикрываясь молекулами своего хозяина, где, наконец, всё живое служит одной цели – обеспечению бессмертия паразитических форм жизни. Тогда – добро пожаловать на Землю! Именно так, оказывается, устроена наша планета – и именно такова роль паразитов на ней. Их действительно больше и они действительно многообразнее своих хозяев – причём в условиях, в которые они их поставили в процессе эволюции, сложно говорить о главенствующей роли хозяина. Если ты должен 100 рублей, ты зависишь от кредитора, если 100 миллионов – скорее, зависим кредитор. С паразитами прослеживается похожая тенденция.
Кто. Паразиты.
Как. «Паразиты» - поистине феноменальная книга, поразившая меня до глубины души. Я искренне советую её всем, кто хотя бы капельку интересуется научными новостями и тенденциями, и хоть изредка заглядывает в обзоры Nature и Science, а также тем, кто не растерял способности удивляться и восхищаться. В книге, уверяю вас, столько фактов, малейший из которых никоим образом не согласуется с нашим эмпирическим и жизненным опытом, что дочитав до конца и посмотрев иллюстрации (для полной дестабилизации нервной системы), с неизбежностью понимаешь, что упустил в жизни что-то очень важное и очень интересное. А сейчас всё встаёт на свои места. Уверяю, что даже поведение ваше изменится – настолько силён эффект, производимый  информацией, содержащейся в этой работе.
Цитата. «Ленточные черви, питаясь, растут весьма быстро: за две недели они увеличиваются в размерах в 1,8 миллиона раз. Они не могут питаться так, как это делает большинство животных, - у них нет ни рта, ни кишечника. Пищеварение протекает не внутри их тел, а скорее снаружи; можно сказать, что ленточный червь не лишён пищеварительного тракта, а скорее представляет собой вывернутую наизнанку кишку».
Что, кроме. «Эволюция. Триумф идеи». «Планета вирусов».
На сколько. 7 баллов.


Однажды Крез потерпел поражение в войне с персидским царем Киром. В присутствии царя Кира Креза возвели связанным на костёр. Удручённый Крез воскликнул: «Солон!» Удивлённый Кир
велел спросить, кто этот Солон, которого несчастный пленник призывает в предсмертные
минуты. Крез отвечал: «Это греческий мудрец, который приезжал ко мне и предостерегал
меня, говоря, что пока человек жив, он не может считать себя счастливым, так как
 не знает, что с ним случится завтра. Я не захотел слушать его и думал только о
своём богатстве, в котором видел счастье». В итоге Кир даровал жизнь Крезу.

Книга №4. Солон, «Элегии»
Для чего. Этот человек родился 2650 лет (100 поколений) назад, но его идеи справедливости актуальны, как никогда.
О том, кто. Солон (637-559 до н.э.) - афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Солон принадлежал к царской династии Кодридов, которая восходила к Меланфу, царю Мессены, и его сыну Кодру, царю Аттики. Ещё до начала политической деятельности Солон был известен согражданам как поэт, причём первый афинский поэт. Темами его творчества были человеческая мудрость и предназначение человека, а позднее – в период увлечения политикой – вопросы справедливого государственного и правового устройства. Идеи, изложенные в лирической форме, успешно проникали в сознание народа, от чего его популярность быстро росла. В определённый момент Солон монетизировал её в политическое влияние – встав во главе экспедиции на Саламин, после успешного завершения которой он инициировал т.н. Первую священную войну (Афин и Дельф – с Киррами), и к 594 г. до н.э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем. Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 г. и получил чрезвычайные полномочия. Пользуясь непререкаемой властью, он провёл ряд реформ (ограничение землевладения, введение имущественного ценза, учреждение суда присяжных и парламента), которые сыграли важнейшую роль в формировании Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие по Восточному Средиземноморью, затем вернулся в Афины, но уже не принимал активного участия в политической жизни. Умер около 559 года до н.э. в Афинах.
И ещё. В течение года у власти Солон провёл такое количество реформ, которые многие современные политические деятели не успевают совершить и за четыре срока.
И ещё-2. Сторонники Солона советовали ему продолжить реформы путём установления тирании. Однако Солон принципиально не хотел становиться тираном, выбрав более изящное решение – он законодательно запретил изменять его законы в течение 10 лет, уехав на это время из страны.
Когда и где. 7-6 вв. до н.э. Афины.
О чём. Первое появление Солона со стихами на улицах Афин было крайне оригинальным. После жестокого поражения под страхом смерти было запрещено призывать к битве за Саламин, но Солон, будучи совершенно Неравнодушным Обывателем, притворился сумасшедшим, который не может отвечать за свои слова. Всклокоченный, в рваном плаще, он выбежал на площадь, вскочил на камень, с которого выступали глашатаи, и начал изрекать: «... Лучше бы мне не в Афинах родиться, а в месте безвестном, / Чтобы не слышать укор: «Сдал он врагам Саламин!» / Если ж афиняне мы, то вперёд - и на остров желанный! / Смело на бой, чтобы смыть с родины чёрный позор!..» Услышав эти стихи, народ словно сам обезумел: люди схватили оружие, бросились в поход, одержали победу и заключили мир. А Солона избрали архонтом.
В общем-то все стихи Солона такие же эмоциональные, но более поздние проникнуты ещё и необыкновенным гражданским пафосом, основанном на нравственности и мудрости. Плутарх в «Пире семи мудрецов» рассказывает, как царь Периандр задал мудрецам три вопроса: каким должен быть дом, каким должен быть город и каким должен быть правитель? Ответы Солона крайне любопытны, поскольку в них содержится, помимо их интеллектуальной ценности, как раз тот посыл, та сверхидея, которыми пронизана его лирика. Солон ответил так: «дом, где добро приобретается без несправедливости, сохраняется без недоверчивости и тратится без раскаянья», «город, где обидчика требует к ответу не только обиженный, но и необиженный» и «правитель, который сам отречётся от своего единовластия».
Как. Перечитывая Солона, не устаёшь удивляться, насколько современным может быть человек, живший две с половиной тысячи лет назад. Пожалуйста, на злобу дня. «Кто не может указать, на какие средства он живёт, тот лишается гражданских прав» - не это ли лучшая антикоррупционная мера? «Бранить живых людей запрещается в правительственных зданиях, в суде, в храмах, в торжественных процессиях» - а это значит (в силу общеисключающего принципа), что разрешается на улице, на площади, дома – и безо всяких согласований и ограничений. Но самый мой любимый закон: «Кто во время междоусобных раздоров не примкнёт ни к одной из сторон, тот лишается гражданских прав» - казалось бы, провокационный. Однако речь здесь идёт о том, что хозяином своего государства нужно быть не только в мыслях или на кухне, но и на деле: где царит равнодушие, или где привыкли быть недовольными, но сидят, сложа руки и страшась огласить собственную позицию, там властью легко овладевает жестокий тиран. Этот закон Солон назвал «Законом Неравнодушного Обывателя». В «Лирике» Солона можно найти много других любопытных правовых новаций – легализация проституции, отмена долгового рабства, экономическая амнистия, ограничение полномочий президента одним сроком, но о них – читайте сами.
Цитата. «Много дурных богатеет, благие же в бедности страждут. / Но у дурных не возьмём их мы сокровищ в обмен / На добродетель, - она пребывает незыблемой вечно, / Деньги же вечно своих переменяют владык!»
Что, кроме. Законы.
На сколько. 6 баллов.


Фашизм, сколь бы странно это ни звучало, благотворен в нравственном отношении, как всякая абсолютная чернота: он не просто позволяет, а требует определиться по отношению к нему. В стороне не останешься.
Т. Манн

Книга №5. Роальд Даль, «Джеймс и чудо-персик»
Для чего. Прекрасная добрая история.
О том, кто. Роальд Даль (1916) – норвежско-валлийский писатель. Родился в Кардиффе в семье норвежцев, и если бы его отец, который умер в 1920 году, не завещал жене дать мальчику образование в Британии, Роальд вернулся бы в Норвегию, и его жизнь, возможно, сложилась бы иначе. Но она и так была необычной. Началось всё с того, что Роальд был назван в честь полярника Руаля Амундсена, героя Норвегии. При рождении он был крещён в Норвежской Церкви Кардиффа. Учился в пансионе для мальчиков. После окончания пансиона совершил путешествие на остров Ньюфаундленд, в университет решил не поступать и уехал в Танзанию. Во время Второй Мировой служил лётчиком-истребителем в Кении, и окончил её полковником. В эти годы он опубликовал свою первую повесть «Гремлины», что повлияло на род его занятий в будущем. Книгу «Джеймс и чудо-персик» Даль писал для своих детей и не собирался публиковать её, пока семья не уговорила его отнести рукопись в редакцию.
И ещё. 13 сентября Далю исполнилось бы 97 лет.
И ещё-2. Большую часть произведений Роальд Даль написал в своей «хижине», которую он называл своим «гнёздышком». В кабинете до сих пор находятся любимые предметы писателя - большой шар из конфетных обёрток, изогнутое кресло и разлинованные жёлтые блокноты, привозимые из США. Интересно то, что Даль всегда писал карандашом, положив блокнот на колени и подложив под него стопку картона.
Когда и где. Наше время. Британия.
О чём. Мальчик Джеймс счастливо жил в домике у моря, пока из лондонского зоопарка не сбежал носорог и съел родителей Джеймса. Малыша забрали тётки, которые без конца издевались над ним. Странный человечек пообещал вернуть счастье. Для этого в кипящую воду надо было опустить зелёные горошинки, но прежде проникнуть на кухню, а ещё до этого суметь донести туда  эти горошинки. Конечно, по дороге они рассыпались – причём около неплодоносящего персика и исчезли под землёй. Так на дереве вырос гигантский персик. Оказавшись в косточке персика, Джеймс встретил там насекомых с себя ростом (им всем тоже досталось по зелёному камушку). Так началось долгое путешествие Джеймса – с постепенным его взрослением и превращением из забитого несмышлёныша в человека, умеющего принимать решения.
Кто. Джеймс. Злые тётки. Божья коровка, кузнечик, паук, червяк, сороконожка, шелкопряд и светляк.
Как. Даль – потрясающий рассказчик. Он умеет из простой истории (ну подумаешь, персик стал огромным) с обычными персонажами (гигантские насекомые – вот ещё новость!) сплести такое сюжетное кружево, такое волшебство, что невозможно оторваться. Что отличает «Джеймса…» от других сказок? Во-первых, внутренняя логичность и правдоподобность. Во-вторых, отсутствие морализаторства и приставаний к читателю – и одновременно наличие воспитательной составляющей – как быть самостоятельным и отвечать за происходящее вокруг. В-третьих, отношение к маленькому читателю с уважением и тактичностью – никакого сюсюканья, никакого сознательного упрощения и уплощения – если тётки устраивают для Джеймса ад, то этот ад – настоящий – с унижениями и розгами, и если торжествует справедливость, то эта справедливость – не кукольно-игривая, а высшая – с раскатыванием тёток гигантским персиком. Я прочитал своему младшему эксперту «Джеймса…» - ему понравилось, но года через три – лет в шесть, я думаю, стоит повторить.
Цитата. «Ах, не знаю, что ждёт нас, повторяю опять: / Катастрофы, крушения, войны, / И – ужасней всего – нам придётся решать, / Что достойно, а что недостойно».
Что, кроме. «Чарли и шоколадная фабрика». «Бесподобный мистер Фокс». «Огромный крокодил». «Матильда». Рассказы.
На сколько. 7 баллов.


Люди, у которых отцы, мужья, дети сидят в лагерях, - они не могут и не должны быть патриотами.
Тут такой случай, когда патриотизм превращается в подлость.
Д. Драгунский, «Архитектор и монах»

Время «TOPSHIT-октябрь». Книжные прилавки, как правило, завалены разнообразной макулатурой, которая этой рубрике неинтересна, пусть это и shit в квадрате – не нужно быть эстетом, чтобы распознать серость или пошлость. Эльчин Сафарли внешне совсем иной – он располагает, и комментарии о его творчестве довольно противоречивы. Некоторое критики (это меня удивляет, но так и есть) даже видят в нём определённый талант – не говоря уже о читателях, а чаще читательницах, буквально «писающих кипятком» (по меткому выражению одного из героев «Пикника на обочине» братьев Стругацких) от восторгов в связи с историями, рассказанными Сафарли. «Если бы ты знал…» - последняя от нашего героя, и именно её я выбрал в качестве иллюстрации к пороку под названием «приторность». Приторность – это ведь не только сладость (разве плох мёд или финик?), это, по результатам моих мозговых штурмов, сладость, связанная с вкрадчивостью и лестью, доводящая концентрацию слащавости до противности и отвращения – пусть не порок в общепринятом смысле, но смертный приговор любому писателю или человеку, возомнившему себя таковым.
«Если бы ты знал…» - история девушки, внезапно узнавшей о своей смертельной болезни и решившей прожить остаток своих дней так, как ей хотелось всю жизнь. Продав квартиру в своём городе, она уезжает подальше от всего, от прошлой жизни и её призраков, от несчастной любви и несбывшихся надежд, чтобы никогда не вернуться. Сюжет, просто созданный для того, чтобы вчитываясь в текст, истекать концентратом умиления и дешёвой сентиментальности – приторной патокой ощущения собственной неполноценности и банальности. Всё, что говорит или думает главная героиня, с первого появления книги в продаже разобрано на цитаты и «статусы» в соцсетях – порой задаёшься вопросом – стоило ли городить огород и придумывать, додумывать и шлифовать историю с финалом вместо того, чтобы просто выпустить «сборник глубокомысленных выражений и мудрёных фраз для экзальтированных девиц пубертатного и постпубертатного возраста» - возможно, тогда автор поймал бы и ту аудиторию, которая вообще не признаёт книг, а вот на меткое словечко падко. Любой желающий проверить правоту моих слов может нырнуть в интернет и найти кучу цитат, часто приписываемых даже не Эльчину Сафарли, а обычным пользователям – любителям выразиться по-книжному трогательно.
Хотите примеров? Да пожалуйста!
«Я сейчас понимаю, что давно люблю тебя. Мне хватало того, что ты был рядом. Не в двух шагах от меня, не на соседнем кресле. Ты был в моей жизни - и этого было достаточно».
«Мы способны стремительно распрощаться с любой из вредных привычек - бросить курить, отказаться от спиртного, перестать объедаться сладким перед сном. Но есть такие вещи, не поддающиеся силе воли. Забыть или разлюбить, к примеру. Все, что рождается в сердце, навсегда в нем остаётся».
«Я, наверное, была плохим другом, раз обо мне не вспоминают те, с кем когда-то я держалась за руки».
Ещё? Хватит. А то заболеете сахарным диабетом (как мне говорила в детстве мама). Хватит. Приведённого вполне достаточно, чтобы понять – что никакую книгу Эльчина Сафарли - молодого (1984 г.р.) полуазербайджанца- полутурка, черноволосого, жгучего красавчика – не стоит покупать, не взирая ни на какие восторженные отзывы. И, конечно, ни на какую внешность. Тоже, хотя это очень некрасиво с моей стороны, очень приторную – до противности и отвращения.
Таким образом, Эльчин Сафарли становится первым претендентом на победу в конкурсе «Topshit-октябрь» в номинации «приторность». Ну а теперь – рейтинги.





РЕЙТИНГ «THEBEST2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите… !»/ 2012 (1985)/ США/ 8/ 8,6
2. Исаак Башевис-Зингер, «Шоша»/ 2012 (1978)/ Израиль/ 8/ 8,3
3. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
4. Юкио Мисима, «Моряк, которого разлюбило море»/ 2011 (1963)/ Япония/ 8/ 7,8
5. Херман Кох, «Ужин»/ 2013/ Нидерланды/ 8/ 7,8
6. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»/ 2009 (1991)/ Португалия/ 8/ 7,1
7. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,9
8. Вилейанур Рамачандран, «Мозг рассказывает»/ 2012/ Индия/ 7/ 9,5
9. П. Авен, А. Кох, «Революция Гайдара»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,0
10. Зоран Чирич, «Хобо»/ 2012/ Сербия/ 7/ 9,0
11. Карл Циммер, «Паразиты»/ 2013/ Германия/ 7/ 8,7
12. Павел Санаев, «Хроники раздолбая»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
13. Максим Кантор, «Красный свет»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
14. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
15. Марек Эдельман, «Бог спит»/ 2013/ Израиль/ 7/ 8,0
16. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
17. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
18. Амос Оз, «Мой Михаэль»/ 2012 (1967)/ Израиль/ 7/ 6,8
19. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»/ 2013/ Дания/ 7/ -
20. Арто Паасилинна, «Лес повешенных лисиц»/ 2013/ Финляндия/ 7/ -
21. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
22. Вера Полозкова, «Осточерчение»/ 2013/ Россия/ 6/ 9
23. Б. Грин, «Параллельные миры и глубинные законы космоса»/ 2013/ США/ 6/ 8,7
24. Виктор Франкл, «Сказать жизни «Да!»/ 2013(1946)/ Австрия/ 6/ 8,7
25. Михай Чиксентмихайи, «Поток»/ 2013/ Венгрия/ 6/ 8,7
26. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
27. Максим Кронгауз, «Самоучитель олбанского»/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
28. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
29. Флинн Гиллиан, «Исчезнувшая»/ 2013/ США/ 6/ 8,4
30. Шолом-Алейхем, «Менахем Мендл. Новые письма»/ 2013/ Израиль/ 6/ 8,4
31. Солон, «Элегии»/ -594/ Греция/ 6/ 8,1
32. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
33. Марина Степнова, «Женщины Лазаря»/ 2011/ Россия/ 6/ 8,0
34. Блейн Харден, «Побег из лагеря смерти»/ 2013/ Сев. Корея/ 6/ 7,7
35. Павел Басинский, «Святой против Льва»/ 2013/ Россия/ 6/ 6,0
36. А. Терехов, «Натренированный на победу боец»/ 2012 (1995)/ Россия/ 6/ 4,5
37. Милан Кундера, «Встреча»/ 2013/ Чехия/ 6/ -
38. Альберт Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»/ 2013 (1931)/ США/ 6/ -
39. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
40 Юхани Паласмаа, «Мыслящая рука»/ 2013/ Финляндия/ 6/ -
41. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
42. Ирвин Ялом, «Пробемы Спинозы»/ 2012/ США/ 5/ 9
43. Ян Зендкер, «Искусство слышать стук сердца»/ 2013/ Германия/ 5/ 8,8
44. Артур Клинов, «Шалом»/ 2013/ Белоруссия/ 5/ 8,7
45. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
46. Маржан Сатрапи, «Персеполис»/ 2013/ Иран/ 5/ 7,8
47. Заза Бурчуладзе, «Adibas»/ 2011/ Грузия/ 5/ 7,5
48. Дж. Ллойд, Дж. Митчинсон, «1227 фактов…»/ 2013/ Британия/ 5/ 7,3
49. Джесси Келлерман, «Гений»/ 2012/ США/ 5/ 6,5
50. Сергей Шаргунов, «1993»/ 2013/ Россия/ 5/ -
51. Мэри Блюм, «Баленсиага»/ 2013/ Франция/ 5/ -
52. Мигель Сихуко, «Просвещённые»/ 2013/ Филиппины/ 5/ -
53. Борис Гребенщиков, «Трамонтана»/ 2013/ Россия/ 5/ -
54. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
55. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
56. Солон, «Космические хроники»/ 2013/ Албания/ 5/ -
57. Бенджамин Лакомб, «Ундина»/ 2013/ Франция/ 5/ -
58. Уголовный кодекс в картинках (А. Меринов)/ 2013/ Россия/ 5/ -
59. Капка Кассабова, «12 минут любви»/ 2013/ Болгария/ 4/ 8,8
60. Чинуа Ачебе, «И пришло разрушение»/ Нигерия/ 4/ 8,3
61. Франческо Фьоретти, «Тайная книга Данте»/ 2013/ Италия/ 4/ 8
62. Пол Янг, «Хижина»/ 2013/ Канада/ 4/ 7,6
63. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
64. Мартин Сутер, «Кулинар»/ 2013/ Швейцария/ 4/ 6,5
65. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
66. Януш Вишневский, «На фейсбуке с сыном»/ 2013/ Польша/ 4/ 5,7
67. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -
68. Бернар Вербер, «Третье человечество»/ 2013/ Франция/ 2/ 9,1



РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Джон Бойн, «С Барнаби Бракетом…»/ 2013/ Ирландия/ 8/ 8,0
2. Масаси Кисимото, «Наруто», книга 20/ 2013/ Япония/ 7/ 8,2
3. Роальд Даль, «Джеймс и чудо-персик»/ 2013 (1961) Норвегия 7/ 8,1
4. Ллойд Джонс, «Мистер Пип»/ 2013/ Новая Зеландия/ 7/ 7,0
5. Эрик Карл, «Очень голодная гусеница»/ 2013 (1969)/ США/ 6/ 10
6. Ю. Гиппенрейтер, «Общаться с ребёнком. Как?»/ 2012 (1994)/ Россия/ 6/ 8,3
7. Ю. Дружков, «Прикл. Карандаша и Самоделкина»/ 2013 (1964) Россия/ 6/ 7,9
8. М. Ибука, «После трёх уже поздно»/ 2011 (1971)/ Япония/ 6/ 7,7
9. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
10. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
11. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»/ 2012/ Швеция/ 6/ -
12. Дж. Дональдсон, «Что услышала Божья Коровка»/ 2013/ Шотландия/ 6/ -
13. Таро Гоми, «Животные»/ 2013/ Япония/ 6/ -
14. Бредли Тревор Грив, «Друзья навеки»/ 2011(2003)/ Австралия/ 5/ 7,6
15. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
16. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -
17. Лина Жутауте, «Каникулы Тоси-Боси»/ 2013/ Литва/ 5/ -


РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография/ Россия
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив/ Россия
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл./ Россия
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман/ Россия
Апрель/ Никита Джигурда, «Вертикаль русского мата»/ глупость/ поэзия/ Россия
Апрель/ Э.Л.Джеймс, «Пятьдесят оттенков свободы»/ безвкусие/ эротика/ Британия
Май/ Николай Стариков, «Сталин. Вспоминаем вместе»/ лицемерие/ история/ Россия
Май/ Паоло Коэльо, «Манускрипт из Акко»/ беспомощность/ притча/ Бразилия
Июнь/ Михаил Задорнов, «По родной России»/ мракобесие/ фотоальбом/ Россия
Июнь/ Конституция РФ в иллюстрациях/ лубочность/ комиксы/ Россия
Июль/ М. Леонтьев, «Большая игра…»/ подозрительность/ науч.-поп./ Россия
Июль/ Эва Хансен, «Цвет боли: красный»/ воровство/ БДСМ-детектив/ Норвегия
Август/ Амели Нотомб, «Синяя борода»/ вульгарность/ роман/ Бельгия
Август/ Виола Сюткина, «Фантазии и поэзии»/ самолюбование/ детская книга/ Россия
Сентябрь/ Йозеф Геббельс, «Михаэль…»/ ненависть/ псевдодневник/ Германия
Сентябрь/ Луис Ривера, «Змеелов»/ банальность/ эзотерика/ Мексика
Октябрь/ Э. Сафарли, «Если бы ты знал…»/ приторность/ сентиментальный роман/ Турция


РЕЙТИНГ «TOPCOUNTRIES»

№/ Происхождение автора
1 Россия - 30
2 США - 9
3 Британия - 5
4 Япония - 5
5 Израиль - 5
6 Франция - 4
7 Швеция – 3
8 Германия - 3
9 Норвегия - 3
10 Италия – 2
11 Финляндия – 2
12 Испания - 1
13 Китай - 1
14 Албания - 1
15 Дания - 1
16 Чехия - 1
17 Португалия – 1
18 Бразилия – 1
19 Канада – 1
20 Индия – 1
21 Шотландия – 1
22 Польша – 1
23 Австрия – 1
24 Швейцария – 1
25 Филиппины – 1
26 Сев. Корея (США) – 1
27 Иран – 1
28 Австралия – 1
29 Бельгия – 1
30 Венгрия – 1
31 Грузия – 1
32 Новая Зеландия – 1
33 Болгария - 1
34 Белоруссия – 1
35 Литва – 1
36 Сербия – 1
37 Нигерия – 1
38 Ирландия – 1
39 Мексика – 1
40 Нидерланды – 1
41 Греция – 1
42 Турция - 1
ИТОГО 102


PS: Как-то раз Б.Франклина попросили опубликовать в его газете заказной материал. Прочитав его, он не согласился с написанным. «Чтобы определиться, публиковать её или нет, я пошёл домой, купил по пути булку за два пенни и поужинал ею, запивая водой, набранной из колонки. Затем я завернулся в шерстяное пальто, лёг на пол и проспал до утра. Утром я позавтракал той же булкой и кружкой воды. Из всех этих неудобств я не ощутил никакого дискомфорта. Убедившись, что я вполне могу жить в таком суровом режиме, я поклялся себе никогда не продаваться ни за какие блага и не проституицировать моей прессой в угоду коррупции», - написал он в своём дневнике. С этого момента прошло не так много времени – и слегка-демократическая Россия не так далека от «царства зла» - США, но о подобном примере гражданского достоинства я почему-то от отечественных журналистов и издателей не слышал.
PPS: Налоговый департамент штата Колорадо (США) опубликовал новые правила рекламы марихуаны (136 страниц, кстати) – в частности, торговцы травкой смогут покупать рекламные места в газетах, на радио и ТВ только в том случае, если у них будут надёжные доказательства того, что читатели младше 21 года составляют не более 30% от общего числа аудитории. Правила были сформулированы во время затяжных дебатов в законодательных органах Колорадо о том, каким налогом следует всё-таки обложить розничную продажу марихуаны. Была предложена ставка в 15%, Денвер выдвинул инициативу, согласно которой город может добавить еще 3,5% местного налога к этим 15%. Предложение вызвало бурное негодование среди поклонников марихуаны – налог, по их мнению, слишком велик. В Денвере в понедельник прошла акция протеста, на которой противники инициативы раздавали всем бесплатные смеси. Это, конечно, звучит дико в наших суровых северных широтах, но никто при этом арестован не был. 

;; ;;;; ;;;;, как говорят греки (но о Греции в следующий раз – здесь очень хорошо – я как раз нежусь в ионическом море под пелопонесским солнцем).


Рецензии
спасибо
особенно понраввилась шкала оценок
в этом много правды

с уважением Олег

Олег Устинов   15.10.2013 11:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег. Мне приятно

Неравнодушный Обыватель   16.10.2013 13:48   Заявить о нарушении