Сказка про кикимору

     Жил был в деревне добрый и работящий парень. Всем он был хорош, только одну слабость имел - к женской красоте. Заприметила его кикимора, живущая на болоте, и решила соблазнить и погубить. Но распознал парень кикимору и спасся. Обозлилась на него кикимора и обещала отомстить.

     Решил парень жениться. Сваха сватала ему двух девушек: одну скромную и работящую, но не красавицу, а другую очень красивую, но с ленцой. Выбрал он красавицу, только вскоре пожалел. С утра до ночи она только наряжалась и в зеркало на себя глядела. Ни есть не готовила, ни в доме не убиралась, ни пряла, ни шила. А как муж начинал ей за это выговаривать и заставлять работать, так она всё назло делала. Тогда кончилось терпение у мужика, и пригрозил он ей, что выгонит её из дому и пойдёт она жить к родителям. Испугалась жена и сказала, что будет прясть. Пусть только муж ей мотовило сделает. Обрадовался мужик и пошёл на другой день в лес мотовило делать. А жена его опередила. Затаилась она в кустах у болота и, как только муж стал осину для мотовила рубить, завыла страшным голосом: "не делай из меня мотовила! А сделаешь, твоя жена умрёт!" Испугался мужик, да и жены было жалко, побежал домой. Прибежал, а жена уже по короткой дорожке домой вернуться успела. Спрашивает: где мотовило? Муж ей другую работу предлагать стал, а она - своё: прясть хочу и всё!

     Другой раз пошёл мужик в лес мотовило делать. А жена опять его опередила и напугала. Побежал мужик домой. И жена по короткой дорожке побежала. Бежит мужик и думает: Как же это осина говорить может? Замедлил он шаг. А шёл по берегу болота. Тут вылезает из воды кикимора и говорит:
- Обманывает тебя твоя жена!
- Как так?
- А так.
И всё про жену ему открыла. И научила. Сделай мотовило и домой принеси. Посмотришь, как она работать будет. Мужик так и сделал.

     Жене делать нечего, пришлось прясть. Только не столько она напряла, сколько напутала. Да ещё собаку обвинила, что это она в дом вбежала и всю пряжу перепутала. Муж не знал верить, или не верить. Решил за её работой проследить. На следующий день в поле не пошёл, а стал в щель за ней наблюдать. Увидел, что она чуть по-пряла и работу забросила. Собаку в дом приманила и закрыла её вместе с кошкой в горнице. Мало того, что звери пряжу перепутали, они ещё и мотовило сломали.
     Грустный пошёл мужик на берег болота и, вздыхая, стал вслух на судьбу жаловаться.
Вылезла из болота кикимора и стала его учить, как от жены избавиться. Сделай, говорит, через топь два мостка. Один прочный, другой - из гнилых досок. Позови жену клюкву собирать, да скажи ей идти по крепкому мостку. Если послушает, наладится у вас жизнь. Если не послушает - в трясине свою печаль схоронишь и вновь женишься. А греха на тебе не будет.

     Долго думал мужик и решил так и поступить.

     Жена, конечно, не послушалась и в трясину упала. Утонула жена. Только мужик домой собрался, вылезает из болота кикимора и говорит:
- Тебе помогла, а себе навредила. Стала твоя жена, как я - кикиморой и меня же из дома выжила. Теперь погибну я, если ты меня с собой в деревню не возьмешь...
- Да, как же я тебя возьму?! Ведь от тебя вред один! Нельзя тебе с людьми жить!
- А я к тебе не пойду. Поселюсь у соседей. В деревне зажиточных мужиков много!
- Да, ты же безобразить начнешь!

     А ты меня выгонять приходи. Как придешь, скажешь: "Я - в дом, кикимора - вон! Я тут же и выбегу! А тебя за это наградят. Хоть... разбогатеешь!

     Поверил мужик кикиморе и взял её к людям.

     Так и повелось: поселится в доме кикимора и безобразит. Люди мужика зовут. Он кикимору выгоняет. Они ему платят.

     Но однажды кикимора, когда он её выгонял, сказала: В последний раз тебя слушаю. Смотри, не пытайся меня больше гнать, а не то я тебя съем!...

     Мужик конечно испугался и решил больше кикимору не выгонять. Его звали, а он отказывался. Тогда односельчане на него рассердились, что он не хочет помочь, когда это в его силах, и пригрозили, что выгонят его из деревни, если он не поможет. Делать нечего, пошел мужик в дом, где кикимора сидела. Как вошел в дом, кикимора к нему бросилась, злющая - презлющая:
- А, ты опять пришёл?! Я разве тебе не говорила, чтоб ты не ходил?! Теперь я тебя съем!
Тут осенило мужика:
- Да, что ты, матушка, я тебя не гнать пришел, а замуж звать! Иди ко мне жить. Будешь кудель прясть, а я тебя кормить поить буду и обижать не стану.
- Хорошо. Иди домой, я к тебе приду скоро.

     Пошел мужик домой. Пришел, а кикимора уже в его доме сидит и кудель прядет. Облик приняла человеческий. Красивая...

     Вздохнул мужик и стал с кикиморой жить.
     Только стал примечать мужик, что с каждым днём сил у него становится все меньше и меньше. Работа стала казаться непосильной, спать все время хотелось. А кикимора все одно: полежи, муженёк, отдохни. Работа - не волк, в лес не убежит. Так и повелось. Все в хозяйстве у мужика встало. Куры стали дохнуть, собака и кошка сбежали, да и есть стало нечего.
     Ослабел совсем мужик. Одолела совсем мужика кикимора.
    
     Но, однажды ночью, проснулся мужик и увидел кикимору в истинном её облике. Сидела она в углу у печки и кудель пряла. У мужика, аж, волосы от страха на голове дыбом встали. Выбрался он из постели и потихоньку, так, чтобы кикимора не заметила, из дому вышел.

Стоит мужик на дворе и слышит, как мотовило крутится. Вот затихло мотовило. Испугался мужик и спрятался. Выглядывает из двери кикимора в человеческом облике и говорит:
- Прячься, прячься, муженёк, все равно от меня не спрячешься.
И опять в доме скрылась.

     Опрометью бросился мужик бежать. Бежал, бежал и прибежал к одинокому домику в лесу. Вошел он в домик, а в домике сидит ведьма и кудель прядет. Говорит ведьма: - знаю, что ты жену свою погубил и теперь с кикиморой живешь.
- Помоги, бабушка избавиться от кикиморы!
- Помогу. Если не забоишься, избавишься от кикиморы.
- А что надо делать?
- Кикимора не успокоится, пока тебя в могилу ни сведет. Если ты её на берег болота заманишь, в топь столкнешь и скажешь: - дедко Водяной, мою жену отдай, а свою забирай, то твоя жена к тебе вернется, а кикимора от тебя отстанет.
- Да, как же она вернется?! Ведь утонула она!
- Не утонула. Это - колдовство кикиморы.
- А, как же я её на берег болота заманю?
Тогда ведьма дала мужику волшебную кудель и сказала: - Кикимора по ночам прядет. Наделай побольше мотовил и расставь их на тропинке к болоту. На каждое повесь немного кудели. Кикимора не успокоится, пока всю кудель не спрядет. Последнее мотовило поставь на берегу топи. Понял?
- Понял.
Так мужик и сделал.

     Кикимора начала прясть волшебную кудель, но она быстро закончилась. Тогда она услышала, как на дворе крутится мотовило. Пошла на двор. Там тоже кудель быстро кончилась. Услышала она работу следующего мотовила. Пошла. И так дошла до болота. Села она прясть на берегу. Мужик из кустов выскочил и столкнул её в топь. Заверещала кикимора, приняла свой истинный облик, грозить мужику стала, что если он её из болота тотчас не вынет, то к утру умрет. Не испугался мужик и сказал:
- Дедко Водяной, мою жену отдай, а свою - забирай!
Кикимора в трясине и пропала.

     Стоит мужик на берегу топи и смотрит на лунные блики, играющие на поверхности воды. Тут выныривает их воды его жена и кричит:
- Муж, помоги!

        Мужик из воды жену вытащил, а она вдруг и говорит:
- Прости меня муженёк! Я тебя не послушалась и в трясину из-за этого упала! Если б ты меня не спас, приняла бы я страшную смерть! Теперь всегда и во всем тебя слушаться буду!

     Понял мужик, что все время жизни с кикиморой ему привиделось, а жена его только что, за несколько мгновений до этого в трясину упала. И понял он, что настоящий выбор между откровением любви и откровением нелюбви сделал только сейчас! И испугался, что мог ошибиться...

     Пошли они домой. И с тех пор жена изменилась. Стала доброй и работящей и ни в чём мужу не перечила. А мужик ни о ком, кроме жены своей не помышлял.
    
     Жили они в любви до самой старости, и умерли они в один день.


Рецензии