Украденная книга

Есть у меня подруга детства, с которой наша дружба началась здесь, в Ростове, в наш первый «заезд» на Дон, когда нам с ней было по 3 года, причем началось это родство (иначе не назовешь) совершенно случайно. Как-то в магазине, глядя на красивую черноволосую молодую женщину у прилавка, мама сказала мне: "Как она удивительно похожа на Сашу". Саша был когда-то папиным курсантом, потом он обогнал своего учителя, выйдя в генералы, и осел в Москве. Слово за слово, и оказалoсь, что эта женщина - двоюродная сестра того самого Саши. Вот с того дня и началась дружба наших родителей и наша с Лорой.

Жили мы в разных районах, учились в разных школах, но всегда были в курсе дел друг друга до мельчайших подробностей. Подруга моя была очень хороша и удивительно похожа на юную Самойлову.
После окончания школы Лорка поступала в мединститут на лечфак, но, недобрав полбалла, оказалась на сангиге. А я собиралась поступать в университет на биофак, но, узнав, что там "режут лягушек", отказалась от этой мечты и поступила на факультет филологии и журналистики.

Не секрет, что среди медиков попадаются люди очень циничные, и в этом преуспевают, пожалуй, женщины-медики, а уж о студентках-медичках и говорить не приходится.
Как-то Лорка пришла ко мне со своей однокурсницей. Я ее и раньше знала - Таня была творческой личностью: хорошо рисовала, пела в институтском ансамбле "Пульс", отлично танцевала различные национальные танцы. Но была она девицей ... (как бы сейчас сказали) безбашенной.
Да... так вот пришли они ко мне с Лорой и с порога сообщили, что принесли к чаю что-то вкусненькое и свеженькое. И начали долго копаться в Танькином дипломате, а потом также долго и таинственно разворачивать многочисленные бумажки. Я с любопытством наблюдала. Наконец они что-то протянули мне на салфетке, сказав, чтобы я немедленно это порезала на красивой тарелочке. Когда я глянула, что они мне протянули, я опрометью бросилась в туалет, едва удерживая бурно подступавшую тошноту, потому что на танькиной ладони, на розовой салфетке, лежал.... отрезанный у трупа пенис.
Понадобилось немало времени, чтобы я справилась с собой и вышла к ним, разлохмаченная, зеленая и злая.
А они, преспокойно рассматривая книги в книжном шкафу, взглянули на меня совершенно невинными, чистыми девичьими глазами, как бы вопрошая: эй, подруга, что это с тобой? а где чай? В общем, я их стала выгонять, причем довольно-таки грубо, и так хотела, чтобы они поскорее ушли, что даже не глянула, какую книгу Танька взяла почитать взамен принесенной.
Но это все присказка. Сказка впереди.

У меня к книгам очень трепетное отношение. Я их люблю не только как источник духовный, но люблю и их чисто материальную оболочку - обложку, бумагу, шрифт, иллюстрации и т.п. И поэтому свои ли, чужие ли, или библиотечные - они всегда могут рассчитывать на предельно внимательное отношение к себе. О том, чтобы не вернуть чужую книгу, не могло мне присниться даже в страшном сне.
На следующий после визита подруг день я обнаружила, что Танька уволокла библиотечную книгу, которую мне после многочисленных просьб дали в музейной библиотеке на 3 дня. Это был Ираклий Андронников. Я тут же позвонила ей и попросила вернуть книгу, т.к. это не моя, а библиотечная. Она обещала зайти на следующий день, но проходили дни, а книга все еще оставалась у нее. Наконец прибежала Лора и сказала, что Татьяна от безответной любви к одному из музыкантов порезала себе вены, ее спасли, но родители увезли ее к бабушке куда-то то ли на Кавказ, то ли в Крым, но обо всем этом никто не знает. Позднее она перевелась в мединститут, кажется, в Пятигорск, или в Краснодар - уже не помню.

В музее я, как партизанка, молчала, надеясь, что наша библиотекарь забыла о книге. Да не тут-то было. Она помнила, но ждала, когда "вспомню об этом я". Наконец она не выдержала и сухим официальным тоном попросила меня вернуть книгу. Боже, какие душевные муки я вытерпела: рассказать про Таню я не могла. Во-первых, дала обещание, во-вторых, стыдно было признаться, что, невзирая на предупреждение, дала книгу чужому человеку. Не пересказывать же ситуацию, в которой это было сделано. И я соврала. Сказала, что потеряла книгу. Конечно, мне всыпали по первое число - вначале библиотекарь, потом директриса при всех сотрудниках. Денежную компенсацию за утерянную книгу в 5-10-50-ти кратном размере, как я предлагала, взять отказались, сказав:" Пусть это всегда будет на твоей совести".
Но это еще не окончание истории.

Мы встретились с Таней лет через 8 или 10. Совершенно случайно. В молочном отделе гастронома. Поговорили наспех, вспомнили былое время, пока продвигалась очередь. И тут она говорит: "Ой, а у меня ведь твоя книга до сих пор лежит. Я передам тебе ее с Лоркой". И передала. Дня через 3.
К тому времени я о музее, можно сказать, уже забыла, там давно сменилось руководство и библиотекарь, а библиотеку расформировали. Нести книгу было некуда. И она осталась у меня. Так и стоит в книжном шкафу. В матерчатой грязно-розовой обложке, с черной полосой посередине и названием, сделанным крупными белыми буквами "Я хочу рассказать вам...".
И я рассказала....


Рецензии