Музыка мозга

                МУЗЫКА МОЗГА

    С доктором медицинских наук, профессором, сомнологом Яковом Иосифовичем ЛЕВИНЫМ у меня было два интервью.
   Во время первого мы подробно говорили о сне – как важной части жизни человека.
   Эту беседу под названием «ЖИЗНЬ… ВО СНЕ» я уже опубликовала здесь же,  на Прозе. ру.

   А затем я услышала, что Я.И.Левин – пытливый учёный, выяснил, что  мозг человека способен «играть» и «петь»; он выдаёт музыкальную карту,  на основании которой можно создать мелодию.
   Мимо такого чуда я пройти не могла и выпросила у профессора Левина ещё одну встречу.

   Недавно я узнала, что Яков Иосифович ушёл из жизни. Пусть земля будет ему пухом!
   Но остались его оригинальные идеи по изучению медицины сна. Возможно кто-то из его последователей - сомнологов продолжает изучать и музыку мозга.
   Ниже приведённая  беседа была опубликована в журнале Президиума Российской академии наук «Человек».

                МЕЛОДИИ – КАК ЛЕКАРСТВО

    - Яков Иосифович, вы – невролог, имеете дело с такой тонкой материей, как поведение, настроение, поступки человека, определяемые состоянием его мозга. Различные расстройства нервной системы пытаются лечить и медикаментами, и гипнозом, что мне представляется грубым вмешательством в работу мозга.
   Однажды кому-то пришла мысль включить в лечебный реестр музыкальные произведения. Это было верное решение?

   - Безусловно, верное. Взаимоотношения человека с музыкой удивительные. С моей точки зрения, музыка – самый  символический метод общения. Если мы с вами произносим какие-то слова, у нас уже заданы правила игры. Когда-то стул был назван «стулом», и из поколения в поколение люди называют этот предмет так. Можно привести и другие примеры.

   А в музыке принято лишь правило, что одна нота называется «до», другая «ре» и так далее. У нот нет определённого материального, вещественного образа.
   И вот набор этих эфемерных звуков таинственным образом влияет на душевное состояние человека. Ещё более замечательно то, что у большинства людей, слушающих в концертном зале одну и ту же музыку, создаётся похожее настроение. А ведь здесь собираются  люди, различающиеся образованием, профессиями, настроением, личными проблемами.
   В этом плане музыка уникальна. Наверное, нет ничего другого, что давало бы возможность вот так воздействовать на человеческую психику некой эфемерной субстанцией.

   Такое влияние музыки было подмечено людьми давным-давно. Ещё пифагорейцы пытались достичь катарсиса – очищения с помощью какой-то своеобразной музыки. Я очень хотел бы узнать, как она звучала.
   Музыку используют и для лечения; существуют сеансы музыкотерапии. Собирается группа людей, включается магнитофон и звучит известное музыкальное произведение или шум ручья, шелест травы…
   Кто-то, слушая, засыпает, кто-то просто успокаивается, по-другому начинает смотреть на свои проблемы.

   Исследования показали, что эффективность таких сеансов музыкотерапии невысока – не более 30 процентов слушающих отмечают улучшение своего состояния или вообще какое-то воздействие. Хотя, если даже такое количество людей под действием музыки  может снять напряжение, почувствовать себя бодрее и увереннее – это прекрасно.
   
                У КАЖДОГО СВОЯ МУЗЫКА

   - Но у вас, Яков Иосифович, другая идея – воздействовать на человека, лечить его же собственной музыкой, а не чужой, созданной даже очень талантливым композитором.
   Как вы пришли к этому проекту и в чём суть замысла?
   
   - После получения диплома врача практически вся моя научная жизнь, так или иначе, затрагивала  проблему электроэнцефалографии – то есть регистрации биоэлектрической активности мозга.
   Однажды я подумал: а если попробовать озвучить электроэнцефалограмму мозга?
   Идея какое-то время вызревала. Потом я разработал алгоритм преобразования биоэлектрических сигналов мозга в музыку, с помощью которого можно создать даже своеобразную «музыкальную карту» различных функциональных состояний человека – бодрствования, гнева или радости, сна.

   Но алгоритм – лишь теория, реализовать которую можно было только с помощью компьютера. Компьютерную программу создал талантливейший программист Дмитрий Гаврилов.
   Много ценного внесла в программу «Музыка мозга» Ирина Григорьевна Даллакян – интересный исследователь, многие годы занимающаяся проблемами нарушения сна, изучением клинической энцефалографии.
   Совместными усилиями в 1992 году нам удалось впервые услышать музыку мозга одного из пациентов.

   - Вы снимали энцефалограммы  у больных или здоровых людей?

   - У разных. По музыке мозга мы не можем сказать (во всяком случае – сейчас) здоров человек или болен. Мы знаем только, что у каждого из нас своя музыка мозга.

   - У человека мозг разделён на два полушария и у них разные функции. А музыка отличается?

   - И «играют» они по-своему. Внешне электроэнцефалограммы правого и левого полушария мозга могут быть очень похожи, а звучание их совершенно разное.
   Мы также поняли, что музыка существенно меняется в зависимости от того, в каком состоянии находится человек: активно бодрствует, находится в радостном возбуждении или испытывает боль.
   Совершенно иная музыка, когда люди расслаблены, как говорят врачи – релаксированы. Отличается звучание и во время сна. Сон многообразен, имеет фазы и стадии, и на каждом его этапе звучание мозга другое.

   Может быть, со временем, когда будет проведено достаточное количество исследований, мы сможем характеризовать человека не как, например, «депрессивная личность», но и как «человек до первой октавы», «человек до второй октавы»…
   Почему я в этом уверен? Потому что, наряду с записью электроэнцефалограммы, мы проводим и психологическое тестирование пациентов (ведь здоровые люди к врачу не обращаются), оцениваем уровень тревоги, депрессии, параметры личности.
   И всё это позволяет проводить (сейчас пока ещё не очень глубокие) параллели между биоэлектрической активностью мозга человека, его личностными характеристиками и музыкой мозга, тем более  что в алгоритме преобразований заложены вариации длительности и громкости нот. Мы уже можем сказать, что есть «человек громкой ноты «до» и есть «человек тихой ноты «до».
   Просматривается и ещё одна закономерность (пока это не доказательство, а ощущение, итог наблюдений) – у  каждого из нас есть характерный набор нот в определённой октаве, с определённой длительностью. И он повторяется, хотя музыка мозга этого человека, в  зависимости от его функционального состояния, принципиально разная.

                РОДНАЯ СИМФОНИЯ ЛУЧШЕ

   - А потом пришёл момент, когда вы решили применить музыкальные произведения, создаваемые мозгом, как средство лечения?

   - Да, но какие заболевания лечить? У меня немалый опыт работы с людьми, страдающими различными нарушениями сна. Их много. Достаточно сказать, что одна пятая населения Земли нуждается в консультации сомнолога; почти половина из опрошенных москвичей хотела бы улучшить свой сон.
   Но лечить инсомнию (в быту не очень точно именуемую «бессонницей») не так просто. Сложность в том, что не все люди нормально переносят медикаменты, к лекарствам привыкают.
   Учитывая это, специалисты давно пытаются использовать не медикаментозные способы для восстановления сна.

   Я знаю: когда регистрируешь сон человека, который жалуется на его расстройство, почти всегда на полиграмме можно найти кусочки сна, полностью соответствующие норме.
   Мы берём электроэнцефалограмму этих «здоровых» кусочков, преобразуем в музыку, записываем на кассету, и каждый пациент получает свой музыкальный «набор».
   Здесь музыка его мозга отражает нормальный сон со всеми стадиями и фазами.
   Человек включает магнитофон, слушает музыку мозга, благополучно засыпает и нормально спит.

   - И как оценивают ваши пациенты такое лечение?

   - Они заполняют специальные анкеты, в которых ставят баллы разным параметрам своего сна – времени засыпания, качеству сна и сновидений, состоянию после пробуждения.
   Скажем, если качество сна пациент до лечения музыкой собственного мозга оценивал на «двойку», то после 15 курсов прослушивания кассеты – на «четвёрку».
   Это субъективные показатели улучшения.

   Сначала я обрадовался, потом меня одолели сомнения: а вдруг это результат внушения? Профессор дал кассету с какой-то музыкой, сказал: «Это ваш мозг звучит», человек поверил и к нему вернулся нормальный сон. Кроме того, существует эффект плацебо.
   Развеять мои сомнения могли лишь объективные исследования. Мы стали регистрировать структуру сна до лечения музыкой мозга и после.

   Оказалось, что объективно сон улучшается по всем параметрам – человек быстрее засыпает, дольше спит, меньше бодрствует внутри сна, увеличивается коэффициент эффективности сна…
   Совпадение объективных данных и субъективных – уже достаточно прочная база. Проводились и психологические исследования. Анализируя их, мы выяснили, что у обратившихся к нам пациентов повышенные уровни тревоги, выраженная депрессия, заметно снизившиеся после 15-дневного курса прослушивания музыки мозга.

   - Принимали ли ваши пациенты лекарства в то время, когда вы лечили их музыкой мозга?

      - Нет. Более того, у нас есть договорённость, что за две недели до начала исследований пациенты прекращают принимать всякие препараты.
   Но всё не так просто. Попадаются больные, у которых никак не удаётся найти кусочек сна, полностью соответствующий норме. В таком случае мы даём человеку лекарство, которое как-то улучшает сон.
   Мы знаем, что после 2-3 дней приёма препарата на энцефалограмме его мозга можно найти кусочки нормального сна. Человеку не важно, какой метод будет применён – он хочет нормально спать.

   - Яков Иосифович, пытались ли вы лечить ещё какие-то заболевания, кроме расстройства сна?

   - Да, окрылённые первыми результатами, мы пошли дальше. Взяли две группы больных с тревожными и депрессивными состояниями. Отмечу: мы не брали пациентов с депрессией, сопровождающейся суицидальными попытками – таких лечат психиатры.
   Проводилось психологическое тестирование, затем записывалась энцефалограмма в том тревожном или депрессивном состоянии, которое привело пациентов к врачу.
 
   Следующий этап – уменьшение уровней тревоги и депрессии. Это достигалось разными способами – лекарствами, психотерапией.
   На фоне сниженного уровня тревоги и депрессии снова записывалась электроэнцефалограмма мозга, которая преобразовывалась в музыку.
   Пациенты получали кассету и несколько раз в день слушали её. И через 20 дней такого лечения состояние больных заметно улучшалось.

   - Вы предлагали не просто музыку мозга, а строго индивидуальную для каждого пациента?

   - Вы сказали важное слово «индивидуальную».
   Когда люди слушают произведения Чайковского, Рахманинова, Баха и других композиторов – они слушают замечательную музыку, но… чужую.
   У человека всё индивидуально. Известно, что, в случае необходимости, лучше всего больному перелить его же кровь или пересадить его же ткани – они не отторгаются организмом.
   С музыкой мозга происходит то же самое – мы предлагаем человеку его родное, а не чужеродное.

   - И никакой аллергии? Собственную музыку организм не отторгает?

   - Наш метод лечения музыкой мозга не имеет побочных действий. Насчёт аллергии – сложный вопрос. В принципе я допускаю, что могут быть люди, которым не понравится музыка их мозга; есть же люди, недовольные своим лицом, фигурой.
   Если не нравится внешность, может не нравиться и музыка мозга. Пока мы таких пациентов не встречали, но всё может быть.

                И ДАЖЕ… АЛКОГОЛИЗМ

   - Как ещё можно использовать музыку мозга?

   - Однажды было решено провести исследование среди студентов. Как известно, им вечно не хватает времени на подготовку к экзаменам и самое ударное время для этого – последняя ночь.
   Была зарегистрирована их энцефалограмма в период активного бодрствования, преобразована в музыку и записана на кассету. Слушая её, студенты готовились к экзаменам в течение всей ночи, и все получили оценки на балл выше, чем обычно.

   - И какой же вы, профессор, сделали вывод после этого исследования?

   - Мы решили, что музыку мозга можно использовать для регуляции функциональных состояний человека, повышения его адаптивных возможностей.
   Многие люди заняты операторской деятельностью, то есть  обязаны в короткий промежуток времени оценивать ситуацию, анализировать поступающую информацию и выдавать результаты.

   Подобная деятельность требует поддержания определённого уровня бодрствования, независимо от времени суток, настроения человека и обстановки, в которой он находится.
   Теперь уже можно сказать, что музыка собственного мозга, соответствующая активному бодрствованию человека, может служить своеобразным допингом – снимать усталость, сонливость, придавать силы.
   На эту музыку нет аллергии (в прямом смысле этого слова), привыкания и зависимости, поэтому я считаю этот метод регуляции безопасным.

   - В каких ещё случаях музыка мозга может быть применена для здоровых людей?

   - Как я уже сказал – для повышения работоспособности и внимания лиц,  занятых операторской деятельностью;
   снижения усталости после умственного и физического труда;
   повышения адаптивных возможностей человека в неблагоприятных и непривычных климатических и временных условиях (изменение часовых поясов, работа ночью, жара или холод);
   повышения творческого потенциала при обучении и профессиональной подготовке, а также у спортсменов -  для достижения наивысших результатов;
   для экспресс-оценки функционального состояния человека (в соответствии с индивидуальной «музыкальной картой» мозга).

   - При каких ещё заболеваниях, кроме тех, которые вы назвали, музыка мозга может облегчить состояние человека?

   - Этот метод может быть применён для лечения неврологических, психических и различных психосоматических болезней. Положительные результаты возможны при лечении сексуальных расстройств, алкоголизма и наркомании.
   «Музыкальную карту» мозга можно использовать и для диагностики некоторых заболеваний.
   Но наибольший опыт мы наработали при лечении инсомний, тревожных и депрессивных состояний, панических атак.

- Влияет ли болезнь на музыку мозга?

   - Пока я этого не знаю. Если бы мы взяли новорожденного ребёнка, записали бы музыку его мозга (и через определённое время, записывая снова, создали бы банк музыки мозга этого человека), возможно, мы могли бы увидеть, как повлияла на неё болезнь.
   Пока мы не можем сказать, что такое музыка болезни и музыка здоровья. Ответ на этот вопрос – дело будущего.

   - Если бы вам предложили прослушать две «музыкальные карты», смогли бы вы определить, кому они принадлежат – мужчине или женщине?

   - По музыке мозга, впрочем, как и по электроэнцефалограмме, пока невозможно узнать половую принадлежность пациента.

   - Просто ещё не пришло время для такого дифференцированного изучения энцефалограммы мозга?

   - Наоборот, изучали очень много; на эту тему написано немало научных работ. Пока различия не выявляются.
   Чтобы сказать точно, что эта музыка мозга принадлежит мужчине, а эта – женщине, нужно собрать очень много материала, провести, может, не одну тысячу исследований. Пока примерно 300 пациентов уже пролечились музыкой своего мозга.
   Возможно, придёт время, когда музыка мозга будет своеобразной мозговой дактилоскопией. Включив магнитофон и поставив кассету, можно будет сказать: «А это звучит Юрий Иванов!».

   В 1968 году группа американских исследователей доказала, что, в общем, человек может управлять своей электроэнцефалограммой.
   А раз это так, то потенциально он может управлять и музыкой своего мозга. Нужна лишь система научения.
   
   - Насколько доступно лечение музыкой своего мозга?

   - Наверное, недалеко время, когда каждый сможет получить желанную кассету (сейчас – диск или другой воспроизводитель музыки). Но пока наши возможности ограничены. Условно говоря, сейчас мы рассматриваем индивидуально «каждую заявку». Ведь эта работа находится в стадии становления.
   Программа запатентована в Германии; в патенте зафиксирован приоритет на  преобразование в музыку всех видов биоэлектрической активности (электроэнцефалограмма, электромиограмма и т.д.). Программа была представлена на международных салонах и конгрессах во Франции, в Израиле, Италии, Германии, Норвегии…

                *************   *************   *************
   Конечно, мне очень хотелось послушать такую музыку. Профессор Левин «поиграл» на компьютере, использовав электроэнцефалограммы своих пациентов.
   Что я ожидала услышать? Честно скажу: просто какофонию, набор звуков. А услышала организованную мелодию. Не знаю, в какой жанр поместил бы её музыкальный критик.
   Но я вдруг вспомнила своё впечатление от музыки, услышанной возле памятника композитору Сибелиусу в Финляндии.
   Большие металлические лопасти вздрагивали от ветра и издавали звуки, которые, сливаясь, образовывались в мелодию. И каждый в ней мог услышать то, что хотел.
   Так и в музыке мозга. В одной мелодии мне слышалась тревога, в другой – меланхолия, томность тех людей, музыка мозга которых уже звучит отдельно от них.         


Рецензии
Лариса, спасибо за очень интересный материал! Само понятие "музыка мозга" завораживает. Сколько ещё непознанного в человеке!

Светлана Шаляпина   21.11.2023 23:51     Заявить о нарушении
Светлана, разделяю Ваше удивление. Хоть и прошло много времени, но я слышу ту музыку, которую "пел", как утверждал доктор, мозг.
О мозге очень интересно рассуждает профессор, доктор биологических наук Татьяна Черниговская (надеюсь, что правильно запомнила фамилию). Она говорит, что учёные так до сих пор и не знают, что такое мозг. Кто-то говорит: компьютер, связанный с Кем-то из Вселенной и получающий оттуда указания. Но все сходятся на одном: мозг должен всё время трудиться. Огромная пока загадка!
Успехов Вам!

Лариса Прошина   23.11.2023 21:45   Заявить о нарушении
Да, Лариса, хорошо знаю (нет, не лично) по лекциям и высказываниям Татьяну Черниговскую. Я ее слушаю в Ютубе.

Светлана Шаляпина   04.12.2023 00:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.