Всё в руках человека

Сказка для автолюбителей и умных машин


     Лучшие годы М. прошли в Германии. Там он появился на свет, там протекала его юность, полная радужных надежд, энергии и желания двигаться, преодолевая расстояния и трудности. Ведь это свойственно здоровой молодости – ощущение своей силы, стремление идти вперёд и чувство радости от самого факта существования в этом мире.

      Господин N., у которого служил М., тоже был молодым и сильным. Он ставил перед собой реальные цели и шёл к ним прямыми, честными путями, поэтому Бог ему помогал, и в тридцати три года господин N. стал владельцем солидной фирмы, производящей дорогие телевизоры и музыкальные центры для людей, понимающих толк в хороших вещах.

     Перманентные изменения его статуса диктовали ему, какую девушку он должен взять в жёны, в каком районе города следует построить просторный двухэтажный дом, в каких магазинах одеваться и на каких машинах ездить.

     Серьёзный человек должен соответствовать требованиям и ожиданиям своего окружения, и владелец фирмы старался пунктуально выполнять все условия, не тратя времени на раздумья, чтобы не отвлекаться от главного дела своей правильной жизни.

     Когда пришло время выбирать новую машину, господин N. поехал в автосалон и снова купил чёрный «Мерседес» – на сей раз очень дорогой, престижный и, разумеется, более комфортабельный. Свою прежнюю машину хозяин, надо сказать, очень любил и был ею вполне доволен, но – увы! – её пришлось продать, потому что гараж у него был небольшой – всего на три машины: для его «Мерседеса», для «Фольксвагена» его супруги и для кабриолета «Ситроен», на котором они ездили оба.



     Вскоре М. расстался со своим хозяином, вернее, его хозяин был вынужден с ним расстаться. Они оба сожалели об этом, и неизвестно, кто больше, потому что у мужчин бывает особенное отношение к старым друзьям – почти такое же, как к любимым женщинам. Но ведь и с женщинами порой приходится расставаться, а М. был всего лишь любимым автомобилем. Вот именно: автомобилем марки «Мерседес».

     Но в данном случае это была не просто хорошая машина, а настоящий друг и даже компаньон делового человека. М. служил хозяину целых семь лет, не попадая в аварии и не создавая никаких проблем.

     Казалось бы, такой практичный человек, как господин N., мог решить этот вопрос иначе – например, найти место для М. в гараже своей фирмы, продать его дальнему родственнику или приятелю. Но хозяину, конечно, виднее.

     Автомобиль выставили на площадке салона, торгующего подержанными автомобилями, и через неделю его купил иностранец, приехавший погостить к своему приятелю, а заодно и подыскать хорошую машину. Так М. оказался за границей.



     Не говоря уже о странных дорогах в чужой провинции и сомнительном качестве бензина, М. пришлось испытать настоящий ужас от манеры вождения своего нового владельца. Уверенный мужчина, привыкший к суровой простоте грузовых машин, на которых он работал, считал М. обычным средством передвижения, хотя поначалу гордился своей покупкой перед менее удачливыми соседями.

     К сожалению, М. не выдержал испытания сельскими дорогами, и вскоре начались сложности с ремонтом. Хозяин злился на дороговизну деталей, на алчность автослесарей, на жену, ругавшую его за непредвиденные расходы, и, в конце концов, на саму машину. Что-то с ней не ладилось... Может, ему вообще не стоило покупать такую дорогую?

     Всё это было крайне неприятно для привыкшего к комфорту М. Мало того, что он стоял под открытым небом, так его ещё трогали руками чужие мальчишки, а один даже стащил с капота изящную серебристую эмблему, хотя зачем, спрашивается, она ему нужна?

     И вот такой – без эмблемы, неухоженный, давно не посещавший автомойку, с вечно недовольным хозяином, грубо хлопающим дверью, М. казался себе обыкновенным неудачником, к тому же бездомным. А ведь всего каких-то пару месяцев назад он жил, совершенно не подозревая о трудностях, испытываемых другими, рядовыми машинами. Но ведь он – не какая-нибудь рабочая лошадь! Такие, как он, созданы для того, чтобы быть объектом восхищения и любви. И вот как повернулась жизнь!..



     Всё шло к тому, чтобы новый хозяин расстался с М. Это и произошло спустя год, вскоре после того, как его сын, катаясь со своими друзьями на отцовской машине, врезался в старый тополь. Такого поворота событий следовало ожидать, поскольку ключ лежал в доступном месте, а у парня давно уже чесались руки. Крепкое, метровой толщины дерево ничуть не пострадало от этого небольшого недоразумения, а вот М. пришлось испытать настоящий шок.

     Мать, защищая сына, высказала предположение: «А может, это и не он врезался в дерево, а кто-то из его приятелей?» После стольких бутылок пива юная компания была шумной и весёлой, так что всё возможно. Конечно, лучше, если бы за ремонт заплатил кто-то другой. Но сын сказал, что за рулём сидел именно он. Впрочем, какая разница, кто разбил машину! Самоуверенный мальчишка взял её без спроса, да и водительских прав у него не было.

     Не стоит рассказывать о том, как именно отреагировали родители на эту юношескую шалость, – запоздалое воспитание сына происходило на должном уровне, по стандартному сценарию. То, что сам оболтус после такого удара остался цел, – это, конечно, большое счастье, но и оно не могло смягчить неизбежного наказания.

     М. чувствовал себя отвратительно. Он ожидал самого худшего – в конце концов, он много чего повидал на своём веку и знал, куда может попасть после аварии автомобиль на его родине.

     Но ему повезло, поскольку теперь он жил за границей. Здесь восстанавливали, казалось бы, совершенно безнадёжные груды железа, а уж заменить разбитый бампер, фары, кое-какие детали и выправить помятый капот – это считалось косметическим ремонтом типа утреннего макияжа.

     Хозяин, однако, не очень-то радовался тому, что сравнительно легко отделался: ремонт ему влетел в копеечку. Так уж всё устроено: если машина изначально дорогая, то и ремонт всю дорогу дорогой, даже если машина очень старая и сама того не стоит.

     Поскольку до аварии М. был в хорошей форме, он заслуживал того, чтобы его восстановили как положено и покрасили так, чтобы никто ни о чём не догадался. Хозяин даже купил новую эмблему – казалось бы, всё в ажуре. Только ездить на этой машине ему уже расхотелось. Он решил купить другую, попроще и подешевле, чтобы рассекать на ней по просёлкам и неизбежным колдобинам, не думая о том, сколько стоит замена подвески или тормозов.

     Вскоре М. продали, причём дороже, чем он обошёлся, так что хозяин вернул деньги, затраченные на ремонт и даже на бензин. И всё равно это была невысокая, можно сказать, унизительная для М. цена.



     Новый владелец «Мерседеса» жил в большом городе, в новом доме с подземным гаражом. Гараж у него был, а купить машину как-то всё не получалось, и когда она появилась, это стало большим праздником для взрослого человека, мечтавшего именно о таком, серьёзном и сильном автомобиле.

     Он был директором школы и имел полное право ездить на настоящей машине, но раньше не мог позволить себе дорогую покупку и потому довольствовался старой отцовской «Ладой», однако это лучше, чем ничего. Всё-таки можно иногда что-то куда-то подвезти, тем более что дети были маленькие, а летом приходилось выезжать на дачу – не в руках же тащить тяжёлые сумки.

     После долгих неприятностей М. наконец успокоился. Жизнь наладилась. Как говорится, какие наши годы! Ему всего-то восемь лет! Для такой надёжной машины – это совсем немного.

     Хозяин, спокойный, интеллигентный человек, относился к М. с почтительным вниманием. Техосмотр, страховка, антикоррозийное покрытие, элегантные чехлы, новые коврики, освежитель воздуха – короче, М. получил всё, что ему полагалось по статусу.

     Ездил хозяин спокойно, осторожно, не высказываясь в адрес неосторожных  водителей и легкомысленных блондинок за рулём. У него самого жена была блондинка – кстати, довольно приятная дама. Она всегда пристёгивалась без напоминания и дверь закрывала тихо, деликатно, не то что предыдущая женщина, хлопавшая так, будто давала пощёчину пьяному мужу.

     К новому гаражу М. привык сразу, как привыкают ко всему хорошему.  И соседи у него оказались вполне солидные: с одной стороны – «Пежо», а с другой, поодаль – «Ауди». Иностранцы, как и он, и примерно такого же возраста. Судя по скромному виду их хозяев, машины покупались далеко не новыми.



     Однажды, вернувшись на своё место, М. увидел, что между ним и «Ауди» стоит новенькая вишнёвая «Тойота». Она сияла чистотой и излучала благополучие. В её жизни ещё не случалось никаких неприятностей: ни она, ни её хозяин не успели совершить роковых ошибок на дороге. Её молодость, наивность и неопытность были очевидными и потому трогательными.

     Разумеется, М., оказавшись рядом с «Тойотой», не мог не поддаться её очарованию. Юное создание сразу покорило его сердце, то есть мотор.

     Ночью М. искоса – как получалось – смотрел на её фары, стараясь понять, что на уме у этой красавицы, а вечером, когда она возвращалась и лукаво подмигивала своим соседям, М. казалось, что её взгляд обращён именно на него. Он тоже сигналил ей, если приезжал в гараж позже, и её фары вспыхивали от удовольствия.

     Жизнь М. приобрела смысл, в ней появились новые краски и звуки, какие прежде были незаметными и незначительными. Он поймал себя на мысли, что сейчас доволен абсолютно всем: и новым хозяином, и его семьёй, и большим городом. Конечно, в прошлом у него тоже было много замечательных моментов, а главное – его неповторимая молодость, которую уже не вернуть никакой автокосметикой, однако он и сейчас выглядит очень даже неплохо, и хозяин им гордится.

     И эта юная «Тойота» непременно должна оценить его по достоинству. Если судьба распорядилась так, чтобы они оказались рядом, то можно рассчитывать на более серьёзные отношения, чем простое соседство.



     Раньше М. не задумывался о личной жизни – может, потому, что в Германии он всегда стоял в отдельном боксе, а потом, когда начались его заграничные мытарства, ему было не до сантиментов. Он даже не подозревал, что способен на глубокое романтическое чувство. Да что там говорить – он даже не надеялся на перемены в лучшую сторону.

     Любовь, вспыхнувшая в моторе М., незамедлительно пробудила ответное чувство в «Тойоте», и она почувствовала себя счастливой избранницей элегантного соседа. Ничего, что он был намного старше – это только придавало ему шарма и значительности.

     Что видела наивная «Тойота» в своей короткой жизни? Она успела проехать всего пару тысяч километров, да и то по одному городу. А М. увлекательно рассказывал ей о своей далёкой родине, о тихом, уютном  немецком городе Дюссельдорфе, где живёт его первый хозяин – успешный, богатый человек, которому он помогал делать карьеру.

     М. и «Тойоте» было хорошо вместе, и им казалось, что так будет всегда.



     Однажды вечером М. не дождался своей любимой и заснул. Ночью он спал беспокойно, просыпаясь и всматриваясь в ту сторону, откуда появлялись машины. «Тойоты» не было всю ночь. Выезжая из гаража, М. разглядывал все вишнёвые автомобили, надеясь, что увидит свою подругу, возвращающуюся домой.

     Вечером её тоже не оказалось на месте, не появилась она и на следующий день, и позже...

     М. терялся в догадках. Может, хозяин «Тойоты» куда-то уехал? Да, скорее всего, у него отпуск. Пройдёт ещё неделя-другая, и они вернутся.

     Но ни через неделю, ни через месяц «Тойота» не появилась. М. страдал, хандрил, и его хозяину даже пришлось поехать на станцию техобслуживания, где, собственно, ничего серьёзного не обнаружили, однако что-то подкрутили, что-то заменили – так, по мелочам, чтобы хозяин понимал, что здесь работают мастера своего дела.

     М. мужественно переносил разлуку с «Тойотой», надеясь, что рано или поздно она вернётся. Он вздрагивал на дороге, когда ему казалось, что он видит свою любимую. Но даже если это была она, ни догнать, ни остановить машину он не мог. Всё в руках человека...

     Ночью М. снилась вишнёвая красавица, ласково подмигивающая фарами. Ах, какое это было счастье – стоять рядом с ней, а иногда и выезжать следом, и мчаться за ней по проспекту...



     Прошёл ещё один месяц. М. уже свыкся с мыслью, что он может больше никогда не увидеть свою «Тойоту». Что поделаешь! Машины не принадлежат себе. Они принадлежат своим хозяевам и полностью зависят от их непомерных амбиций, наполеоновских планов и неразумных желаний.

     Однажды вечером в гараж въехала незнакомая красная «БМВ» и стала рядом с М. Из машины вышли двое – парень и девушка. Вид у обоих был усталый, а у девушки ещё и недовольный.

     – Ну вот скажи мне, почему Максим платил за квартиру триста пятьдесят долларов, а с нас берут уже четыреста? Доллар не дешевеет, зарплаты не растут, а хозяевам надо всё больше и больше, – сердитым голосом говорила она.

     – Ты же хотела жить в этом районе, в новом доме, с лоджией и гаражом – вот и живи. Или вернёмся к моим родителям.

     – Ни за что! Я лучше буду работать без выходных и отпусков, чем жить с твоей мамашей! Она, видите ли, не о такой невестке мечтала! Можно подумать, она сама голубых кровей! Мне даже в общежитии было спокойнее и уютнее, чем в вашей замечательной квартире. Всё есть, а жизни нет! – девушка почти кричала.

     – Может, не надо начинать снова-здорово? Ты всё это уже говорила и прекрасно знаешь: я стараюсь сделать так, чтобы ты была довольна. Но дешёвые квартиры – сама знаешь, где. Ты ведь в Шабаны или в Степянку не поедешь? Так что будем жить здесь. А пока давай немного отдохнём, мне ведь сегодня пришлось целый день колесить по городу, – устало отвечал парень.

     М. ничего не понимал. Почему вместо «Тойоты» и её хозяина появились новые люди на другой машине? Это ведь не уличная стоянка, здесь у каждого своё место и чужих машин не бывает. Может, незнакомцы что-то перепутали и завтра куда-нибудь уедут?

     Но «БМВ» приехала в гараж и на следующий вечер, и после. Машина всегда выглядела усталой, пыльной и чем-то недовольной, и гордый М. решил, что ему вообще не следует смотреть в её сторону. Ему не нравился её вызывающе красный цвет, мутные, невыразительные фары, безвкусная рыжая игрушка за стеклом, тупо качающая головой, – то ли собака, то ли толстая кошка. Да и вообще – разве можно сравнить эту явно немолодую, равнодушную ко всем соседям машину с юной, впечатлительной, отзывчивой «Тойотой»?

     «Наверно, хозяевам «БМВ» разрешили жить в этом доме и пользоваться гаражом, – подумал М. – Но куда же станет «Тойота», когда она вернётся, если её место уже занято? Ведь она сможет когда-нибудь вернуться ко мне? Если судьба будет благосклонной к нам, мы обязательно встретимся снова. Разве машины не имеют права на личную жизнь? Впрочем, всё в руках человека...»

___________________________________

Фото из интернета


Рецензии
Я даже поверил, что М. живой!
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   03.04.2018 16:20     Заявить о нарушении
Думаю, что для сознательных автовладельцев машины - почти живые существа. Так уж они их любят, так переживают...

Тамара Залесская   04.04.2018 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.