***
«Встать!!!» громовым голосом заорала учительница. Класс от неожиданности вздрогнул.
Испуганные дети, втянув голову в плечи, рассеянно глядя по сторонам, медленно поднимались со своих мест.
-«Кто это сделал? Я вас спрашиваю. Отвечайте»- билась в истерике учительница.
Кто это сделал, в классе, похоже, знал только один человек, который это и сделал, но он молчал. Остальные сначала вообще не понимали, что произошло, и даже не догадывались, потому что писали диктант и были заняты. Среди десятилетних детей обязательно нашелся бы такой ученик, который, желая угодить учительнице и получить ее похвалу, выдал бы с потрохами нарушителя спокойствия. Ябедничество культивировалось и приветствовалось. Но дети, недоумённо переглядываясь, молчали.
Учительница не унималась:
– «Будете стоять, пока не скажите или пока за вами не придут родители».
За кем не придут родители никогда, так это за мной, подумала Варя. Мама улетела в командировку, а отец после работы должен забрать сестру из яслей, накормить и спать уложить. Валентина Георгиевна прекрасно знала за кем приходят родители, а за кем нет и почему. Надо сказать, что пол класса были дети военных и жили в военном городке, их мамы, как привило, не работали и всегда приходили встречать детей к школе. Вторая половина класса не относилась к привилегированной касте, это были дети работяг, которые жили не в благоустроенных квартирах , а ютились в бараках и общежитиях, где за водой ходили на колонку, а мыться в баню. Отметки прямо с первого класса красноречиво показывали происхождение – « на балл ниже». Этот принцип аттестации ученика соблюдался нашей учительницей неукоснительно и у многих даже очень способных детей напрочь отбил охоту к учебе. Дети простояли возле своих парт до конца урока и перемену, отстояли весь следующий урок и тут стали приходить родители. Сначала ушли дети военных, затем где-то после 4 часов стали появляться встревоженные мамы и папы остальных детей, а к шести часам вечера в классе осталась только Варя и еще одна девочка Надя.
Валентина Георгиевна сидела за столом и проверяла тетради. Семьи у нее не было, спешить некуда. От многочасового стояния болели ноги, гудело все тело, хотелось пить и есть, было обидно и унизительно, но девочки не плакали, а просто тихо стояли. Где-то полседьмого их мучительница, видимо, проверила все тетради, собралась идти домой и отпустила невинных пленниц.
Отец долго не мог успокоить Варю и, сколько ни спрашивал, не мог понять, где она была до вечера и, что случилось. Выйдя из школы, Варя и Надя шли по тёмной, заснеженной улице и плакали, плакали навзрыд в два голоса, не понимая своими детскими мозгами, за что с ними так жестоко обошлись, и в чем они были виноваты?
Прошло 17 лет. Варя вышла замуж. Они с сыном, которому тогда было лет 9-10 пошли в театр Советской Армии на Новогоднее представление. В гардеробе после спектакля Варя вздрогнула от громоподобного окрика -«Стоять. Построились». Она оглянулась. Валентина Георгиевна собирала и строила парами первоклашек. Ничего не изменилось. Та же Валентина Георгиевна, тот же голос. Они встретились взглядами, и, учительница узнала Варю. Она взяла за руку коренастого, белобрысого мальчика, вывела из строя и подошла к Варе. Они поздоровались. -«Это мой сын» - гордо сказала Валентина Георгиевна. Варя тоже представила ей своего сына, приблизительно такого же возраста. «Я вышла замуж»- сказала учительница. «Я тоже»- ответила Варя. Поговорить им не удалось, т.к. первоклашки начали рассыпаться по театру, и Валентина Георгиевна побежала их собирать, а Варя с сыном поехали домой.
Свидетельство о публикации №213100200880