Мой гид. Венгерский бастион

Возможно, лучшие национальные музеи рождаются на каких-то изломах истории, переворачивающих жизнь всей нации. «Эрмитаж» - в бурные годы «золотого века Екатерины», когда Россия одну за другой вела войны, расширявшие границы Империи, эпоха Наполеоновских войн и французских революций выплеснула свои шедевры, которыми гордится Франция, наши предреволюционные потрясения и рождение СССР дали великолепный фундамент современной коллекции Русского музея.
Венгерская Национальная галерея, хотя о ней говорят, что зарождалась она еще в XIX веке, уж точно обязана своим появлением знаменитому восстанию венгров против советской власти в 1956 году. Иначе как объяснить, что собрание готовили целый век, а именно Национальную галерею быстро открыли в 1957 году. Возможно, это была попытка как-то доуспокоить страну, дав ей сигнал, что все налаживается, открываются музеи мирового уровня. А может - тайный знак того, что дух Венгрии не сломлен, а наоборот, имено в самое тяжелое время открывается именно Национальная (!) галерея, в которой нет ни одного произведения иностранного автора. Только венгерские мастера! Этакая своеобразная «галерея протеста».
Мне кажется, что такой музей должен быть в каждой стране. У нас - это, например, в чем-то - Третьяковская галерея. Кстати, истории их очень похожи по духу. Точно так же, как купец и заводчик Павел Третьяков начал на свои деньги собирать домашнюю галерею, из которой потом выросла его знаменитая Третьяковка. Он мечтал о том, чтобы русское искусство и русский дух не растворились среди потока западных собраний.
И примерно в то же время, в 1839 году, было основано Пештское общество искусств. Оно проводило выставки венгерских художников, но главное - собирало пожертвования на покупку их картин, скульптурных работ. И не для себя, а для  государственного фонда (тут история несколько другая, чем с Третьяковкой - свою галерею великий собиратель подарил городу в конце жизни).
Как и у Третьякова, у венгерских меценатов однажды встала проблема - а где все это богатство хранить, и главное - выставлять? Третьяков построил первое здание специально для картин. А в Будапеште в 1896 году был создан - в специально возведенном дворце - Музей изобразительных искусств. Это не самый большой в мире, но замечательный музей, выросший из коллекции князей Эстрехази, которые в Европе известны тем, что были равными монархам по статусу, но не царствовали, а еще - знаменитым тортом, названным в честь одного из деятелей этого богатейшего рода - «Эстерхази». Здесь, в Музее, воздушный Тинторетто, сияющий Веронезе, мощный Тициан, Рафаэль, а за ними - Ван Дейк, Рембрандт, Рубенс, Хальс, Кранах, Гольбейн, Гойя, Веласкес, Эль Греко! Рисунки Да Винчи и гравюры Дюрера. Вечный мятежный Гойя.... Делакруа, Коро и Мане...
Но в Национальной галерее - только венгры!
Любопытно, но мою гипотезу «галереи протеста» косвенно подтверждает то, что к 1957 году, к моменту открытия Национальной галереи, специального архитектурного проекта для нее вообще не было. И сперва венгерские шедевры въехали в здание бывшего суда, которое по такому случаю спешно переделали, круша стены и тесные кабинеты. И только почти через двадцать лет, в 1975 году, галерея получила новый адрес. И тоже примечательный: бывший Королевский дворец в Будайской крепости, который был основан как замок еще в XIII веке королем Белой IV, мечтавший возродить свои земли после вторжения татаро-монгол в 1240–1241 годах. Какие параллели видели венгры, отдавая дворец под главный свой музей, хотя в таких исторических дворцах в соцлагере обычно селилось партийное руководство со своими ЦК!
Галерея не достигла размаха Лувра или Эрмитажа, но она действительно любопытна. Здесь есть залы работ венгерских мастеров средних веков и эпохи Возрождения («Живопись и деревянная скульптура средних веков», «Средневековая и ренессансная резьба по камню»). Великолепное собрание створчатых алтарей, живопись последних трех веков. Сохранили и открыли усыпальницу культовой королевской фамилии Европы - Габсбургов.
Все это можно увидеть, листая альбомы или съездив в Будапешт.
Но я все-таки о другом. Извините, скажу немного пафосоно, но так понятнее: могут меняться режимы, перекраиваться и возвращаться границы, прокатываться войны, подниматься и подавляться восстания. Но нация выживает и не сдается до тех пор, пока у нее есть последний духовный рубеж обороны, удерживаемый при всех потрясениях. Таким для венгров стала Национальная галерея. И поэтому ее стоит увидеть всем.


Рецензии