Древнее государство Чавин - продолжение

"...Вы не можете прикоснуться к ним - иначе,
они сломаются или превратятся в пыль."
Гэри Эртон.

Древнее государство Перу формационного периода,
часть V.
+
Чавин-ягуар и Куписнике-паук.
Как уже было отмечено выше, по мнению некоторых современных исследователей, культурная традиция Куписнике, для которой характерны глинобетонные строения, следы которых обнаружены на ряде прибрежных археологических сайтов, существовала на территории современного Перу в тот же период времени, когда на широких просторах высокогорья процветало Древнее государство Чавин.
Зоной влияния для традиции Куписнике, тотемным божеством которой является Паук-божество, в этом случае принимается область от берега до предгорий Анд, а тесная взаимосвязь двух культур, имеющих общих божеств, явственно проявляется при анализе построек публичных зданий из долины Ламбейк.
Кое-кто из экспертов уверен, что Чавин-культура  явилась дальнейшим развитием более древней Куписнике-культуры. Этот вывод был сделан на основании находок целого ряда артефактов, характерных для прибрежной традиции Куписнике, которые были обнаружены, среди прочих археосайтов, и высоко в Андах, на высоте 3,200 метров над уровнем мирового океана, в регионе Анкаш. Этот регион однозначно признан учеными вотчиной чавинцев.
Ответ на непростой вопрос о том, какое мнение является верным, скорее всего ждет археологов в будущем, но теперь уже, похоже, ни у кого не осталось сомнений, что обе традиции - Куписнике и Чавин, когда-то пересекшиеся друг с другом в пространственных (географических) координатах и во временном диапазоне, в истории навсегда останутся связаны вместе, словно две переплетенные нити кипу.
+
Чавин-строители.
Почему древние строители с такой легкостью выбирали для размещения своих культовых сооружений действительно сложные в инженерно-строительном аспекте высокогорные расположения, подобные тем, множество которых были обнаружены археологами в регионе Анкаш? В чём скрыта причина такой "высотности"? Ответ прост донельзя - они жили здесь и они строили здесь?
Были ли древние строители обитателями высокогорных сайтов со времени первой колонизации (-15,000 гг до нэ.), берущими своё начало в культуре Кловис, либо драматичное повышение уровня умо, вызвавшее затопление значительного количества прибрежных конгломераций, заставило их мигрировать в горы, на такие высоты, где океан точно никогда не достал бы их?
Нельзя ли было строить там, где себестоимость строительства (трудоемкость, например) вполне себе, мегалитических объектов, таких, как Древний храм Чавин-де-Уантар была бы существенно ниже? По крайней мере, это могло бы логичным, и позволило бы построить несколько храмов, за те же самые средства.
Возможно, эти вопросы так и останутся вопросами. Для загадочных строителей древности, сверхвысоты в три-четыре километра над уровнем океана, где воздух уже весьма разряжен, были вполне себе обыденными и удобными для реализации их проектов. Главным фактором при выборе строителями месторасположения для возведения того или иного архитектурного комплекса, вероятно, следует принять именно "святость" места, в котором создавался церемониальный центр.
В этом случае, им просто необходимо было наличие какой-либо технологии, позволявшей воплощать задуманное на значительной высоте в 3,200 метров над умо, так же легко, как и при строительстве на уровне океана или близких к такому. В одном можно не сомневаться - эта технология, теперь уже открывшаяся специалистам почти полностью, является пост-мегалитической.
+
Интересный расчёт.
В своём труде "Археология публичных зданий", изданном в 1996 году "Издательством Кембриджского университета", Джерри Д.Мур приводит следующие расчёты:
Общий объем конструкции Церемониального комплекса Гарагай, например, Равинес (Ravines, 1988) оценил приблизительно в 360,000 м3, что при принятой в его расчётах характеристике трудозатрат для 1 м3 такого конструктива, примерно равных 5,3 человека-дня, покажет нам цифру около 2 млн. человеко-дней.
Принимая во внимание расчет антропологов, что в агрокультурном обществе того типа, каждый мужчина работоспособного возраста мог трудится на строительстве монументального объекта с полной занятостью примерно по два 2 месяца в год, ряд нехитрых математических операций приводит нас к выводу, что популяция в сто 100 человек, могла построить подобные возвышеннные платформы за 320 лет непрерывного процесса строительства (Мур, 1996).
Второй вариант расчёта выглядит вообще фантастическим,  так как при условии, что материал для платформ собирался и постепенно накапливался на этом месте предыдущие 900 лет, то построить сооружение, подобное центру Гарагай, могла построить значительно меньшая популяция, численностью всего около тридцати пяти 35 человек (Равинес, 1988, Мур, 1996).
В целом, прослеживается разница в технике строительства для древнейших и "новых" храмов, причём отнюдь не в пользу последних. То есть, заметен упадок со временем, а не прогресс. Такую же тенденцию в изменении техники строительства, Протцен обнаружил в постройках более поздней, инкской эпохи.
Технология со временем может прогрессировать или, в определенных условиях, стагнировать. Стагнировать может, даже если общество использует "свою собственную" изобретенную, а не "принесенную" извне технологию. Особенно вероятен процесс стагнации, когда теряется технология, приобретенная целиком и одномоментно (захваченная), слишком сложная (или необходимость в которой потеряна) для того момента времени, а может быть, даже и нынешнего. Во всяком случае, остаётся фактом то наблюдение, что никто в Перу теперь не видит смысла строить столь колоссальных сооружений, расположенных на таких, иногда значительных, высотах.
Согласно датировкам различных источников, культура Чавин просуществовала от 9-ти до15-ти столетий, или около того, во временном периоде от -1,500?(-1,100) до  -100 (-200) гг. до н.э*, здесь указаны предположительные датировки по различным источникам - примечание автора.
.
источник - the archaeology of public buildings, Jerry D.Moore, Cambrige University press, 1996,
перевод и редакция - Вольный.
+
Культ ягуара (кошки) в Чавинской культуре.
"Мы имеем свидетельства распространения чавинской культуры по широкой области на северном нагорье, северном и центральном побережье, но пока ни в каком другом месте в Перу она не была найдена. Эту культуру определяет наличие схожих типов глиняной посуды, религия с поклонением животным, где основные позиции удерживал культ Ягуара (кошки, пумы или льва).
Есть множество церемониальных центров, среди которых можно увидеть значительные отличия, и каждый, кажется, представлял ядро группы рассеянных поселений, но нет свидетельств того, что центры были объединены какой бы то ни было политической организацией. Остается один важный вопрос: откуда же пришли люди, принесшие с собой кукурузу, церемониальную глиняную посуду и культ кошек?
Тельо, например, когда-то поддержал существующее мнение, что чавинская культура, изначально зародившись в амазонских лесах, прибыла на побережье с гор, но недавние исследования показали, что вряд ли какая-то высокоразвитая культура могла когда-либо пребывать в этих лесах.
Другие исследователи предположили, что художественный стиль получил свое развитие на самом побережье, но свидетельства, предъявленные Бердом, о том, что чавинская глиняная посуда появилась в долине Чикама (Chikama) одновременно с кукурузой, содержит убедительные аргументы, указывающие на то, что весь комплекс был, вероятно, привнесен из некоего заграничного источника.
Указания на то, где же искать его корни, возможно, были недавно найдены вдали от Перу. В Тлатилко, близ Мехико, есть участок, относящийся к Формационному периоду, который демонстрирует много черт, присущих Чавинской культуре, особенно это наглядно видно на примере глиняной посуды".
.
источник - "Перу от ранних охотников до империи инков", Джеффри Бушнелл, издательство Центрполиграф, М., 2001
+
Южно-Американские наследники неолитической культуры Азии?
Исследователями (ссылка) различаются ярко выраженные различные уровни развития культуры Чавин:
• начальная;
• урабарриу;
• чакинани;
• харабарриу.
.
0) -4,000-2,000 гг до нэ, Начальный период, нулевая стадия культуры.
Экспертами пока мало расшифровано, что происходило в этот период времени; с большой долей вероятности, этот период был также насыщен событиями цивилизационной значимости, как и все последующие. Здесь возможно отметить, что технологии селекции животных и выращивания растений, так же, как технологии мегалитического строительства, в данное географическое расположение были привнесены уже тогда, а технологии изготовления =керамических изделий= - нет, так же, как не была привнесена =письменность=, в классическом понимании этого определения, характерная для некой информационной системы, служащей передаче фонетических звуков.
Письменность современная, таким образом, с легкой руки древних арахнийцев, вавилонян и шумеров, помноженная на множество последующих тысячелетий своего развития - представляет собой, при детальном рассмотрении, застывшие во времени звуковые волны.
Передача информации с помощью паутины, теперь, в эпоху и-нет, повсеместно распространенная на Земле, исторически находит своё применение впервые именно в плетёных образчиках кельку или кипу, и характерна для Южно-Американского цивилизационного центра. Значительным отличием такого представления, в отличие от принятого в других образцах письменности, является отсутствие непосредственной привязки кельку (кипу) к Слову, как к набору звуков.
Кельку, а позже, кипу, в своей основе указывают на привязку подобного, информационно-насыщенного вязания, напрямую к Смыслу понятия. Действительно, "письменность" кипу явила миру поистине мульти-лингвальную систему, вполне сформированную минимально уже за пять 5 тысяч лет до настоящего времени.
Вероятнее всего, загадочная древняя кельку, по ряду причин трансформировалась затем, сквозь призму времен, в кипу (Локк, 1923), которая уже имелась к периоду -3,000 гг до нэ. (Рут Шейди Солис, 1997), а позже, и в токапу. Впрочем, следов механизма этого цивилизационного мероприятия, археологами пока не было обнаружено.
1) -1,100-500 гг до нэ, стадия УРАбарриу: всего несколько сот человек, избранных, проживавших вдали от храмового центра.
В то время, в сельском хозяйстве приоритет имели картофель  и киноа, позже и кукуруза, значительно менее морозоустойчивая, чем киноа и картофель;
велась охота на верблюжьих (ламы, предками которых, согласно исследованиям ДНК являются гуанако и другой вид, альпаки, предками которых являются викуньи, были одомашнены в этом регионе предположительно в периоде от -4,000 до -1,000 гг. до н.э., поздняя Лаурикоча, Норте-Чико) и грызунов (куи, Quwi; Saka icha Haka - на языке кечуа), одомашненных на несколько столетий позже, и вполне себе, по совокупности потребительских свойств, являющихся эквивалентными европейскому кролику.
Точно, как и в Индии, где Бык (Корова) является священным животным (до настоящего времени), у Андских цивилизаций, вплоть до поздних горизонтов Империи инков (некоторые районы до настоящего времени), действовало табу на забой самок Ламы.
__________________________
*) датировки одомашнивания верблюжьих у современных исследователей значительно разнятся; в случае, если верна более ранняя, это происходило почти одновременно с одомашниванием других животных, согласно ареалу расселения диких прародителей оных.
напрашивается вопрос - как-то очень централизованно подготовились все эти раннеисторические скотоводы, по всему миру:)
.
2) -500-400 гг до нэ, стадия Чакинани - успешно завершается приручение ламы, которое велось на протяжении почти трех 3 тысяч лет?
Жилища теперь стали располагаться ближе к древнему храмовому центру, сама миссия, верно, была уже оставлена (покинута "верховными жрецами" просветителями того времени);
3) -400-200 гг до нэ, стадия ХАРАбарриу - значительный рост населения, поселения превращаются в прото-города, социальное расслоение, специализация, керамика.
Сегодня наука явно указывает, что тотемным животным этой культуры являлся Ягуар, и влияние этого культа, и его последовательных, распространилось на весьма значительные территории. При этом, технология выращивания лам всё ещё недоступна жителям низин, им поставлялось мясо лам, но не живые ламы. Те, кому досталась технология, долгое время старались сохранить ноу-хау в своих руках. Возможно, люди с малой ману, уже прочно забрали себе власть.
Начиная с момента завершения этой стадии, экспертами отмечается значительное снижение влияния самобытной чавинской цивилизации в Андском регионе. Следует признать, что чавинцы не растворились бесследно в эфире времени, их наследие живо до сих пор.
+
Достижения Чавин-людей.
Чавинская цивилизация высоких стадий имела прогрессивные для своего времени достижения в таких сферах, как металлургия, пайка, температурный контроль и т. д. Чавинцы довольно рано начали использовать технологии создания великолепных ювелирных произведений из золота. В то время, они уже научились плавить металлы, и использовали золото в качестве припоя.
.
источник - сайт википедия.ру.орг, 13012, на основании Lothrop, S. K., 1951, Gold Artifacts of Chavin Style. American Antiquity.
+
Москва, 13013
.
продолжение следует...


Рецензии