Легенда

Эту легенду я слышала давно – во 2-й половине 80-х.

В то лето мы с сыном гостили в О. у родителей девочки, которую я готовила по двум предметам к поступлению в университет. Она оказалась очень способной и усидчивой ученицей, но ее знания были в таком беспорядке, что пришлось заниматься гораздо больше, чем предполагалось.
Плату за дополнительные занятия я не брала. И вот почему.

Лали была приемной дочерью очень немолодой абхазской четы. Плод курортного романа, трехмесячную девочку подбросили им завернутой в тоненькое одеяльце, к которому пришпилили записку: "Этот вы....док мне не нужен. Ее зовут Елена". Почему "мать" выбрала именно этот небогатый по абхазским меркам дом - неизвестно. Может быть, знала, что у них уже есть приемный ребенок - племянник Нодари, оставшийся сиротой после страшного пожара. Его родной дом сгорел во время "сухой" грозы. Погибли и мать с отцом, и сестренка. Мальчик остался жив лишь потому, что в ту жуткую ночь его, сладко спящего на дядиной кровати, родители не понесли домой, боясь, что ливень застанет их в дороге. А может быть, потому, что на этой же улице жил отец Лали, о чем знал весь городок, и только он, похоже, не догадывался.
Как бы то ни было, у девчушки появились приемные родители, которых люди, не знавшие этой истории, принимали за дедушку с бабушкой, так как обоим было уже далеко за 50.

После того, как Лали была зачислена в университет, наше семейство и пригласили погостить в О. Но поехали только мы с сыном, т.к. муж свой отпуск уже отгулял.

В семье моих знакомцев была старенькая "Волга", и Нодари часто возил нас по побережью, рассказывая местные легенды, которых знал великое множество. Поездки эти были очень шумными и веселыми. Нас всегда сопровождали трое нодариных детей - Левон, Каха и Анжела. Легко представить, что такое четверо подростков от 8 до 16 на заднем сидении машины!
В одну из поездок мы добрались до Нового Афона, издали посмотрели на Ново-Афонский монастырь. Нодари рассказал, что напротив монастыря, киломерах в двух-трех от берега, в приснопамятные 30-е годы была затоплена баржа с монахами, которых везли из Сухуми в Новороссийск. Монастырь тогда закрыли, а монахов уничтожали всеми доступными способами: кого в горах расстреливали, кого со скал сбрасывали, а кого в море топили. Местные жители уверяли, что барж было две и что в полный штиль со дна моря раздается пение, а рыбаки утверждали, что на ТОМ самом месте у них часто рвутся сети.

Продолжение легенды я услышала через несколько лет. Нодари и Нани (его жена) приезжали в Ростов по каким-то своим делам. Они позвонили с вокзала и вскоре уже были у меня. И вот мы сидим на балконе, пьем привезенное ими домашнее вино, закусываем сулугуни и местным виноградом. Вспоминаем то давнее лето, наши посиделки в саду, покер, песни, море, веселые поездки. Вспоминаем, как Нани учила меня готовить мамалыгу и ткемали, и огромные мохнатые персики в саду вспоминаем (ешь, сколько влезет!), и как я впервые попробовала чачу и так напробовалась, что.... ну, это не очень интересно.... она мне не понравилась.
Мы вспоминаем то лето, когда все были еще живы.

Я смотрела на своих приятелей, узнавая и не узнавая их. Как они изменились! Голоса были те же, только не такие громкие и оживленные, и глаза были те же, только немного потухшие. И волосы все такие же густые, но Нодари, которому было слегка за 40, весь седой, и у Нани, которая моложе мужа, в длинных темных волосах вились серебристые змейки.
За эти годы они похоронили родителей и одного из сыновей, пережили надругательство над дочерью (боже мой! рыжеволосая заводная Анжела, совсем еще дитя!).
У них угнали старенькую "Волгу" и сожгли флигель (в котором в мирные лета с мая по октябрь жили «курортники»), вырубили почти все мандариновые деревья.

Их жизнь разделилась на два периода: до ЭТОГО и после ЭТОГО.
ЭТО - война, которую политкорректно называют грузино-абхазским конфликтом.

- Ты помнишь Новый Афон?
- Конечно, помню. Ты еще легенду нам рассказывал.
- Да, легенду. Так вот, когда ЭТО началось, в бухту упал сбитый самолет. Его стали искать и наткнулись на баржу, а на ней - монахи, как живые. А один отец стоял у борта с поднятыми руками. А волосы его и одежда развевались, вот так.

И Нодари руками изобразил, как развевались волосы священника и его ряса.

- Старики говорят, что у нас не будет покоя и мира, пока всех монахов не поднимут со дна и не похоронят в монастыре. Они ведь мученики, святые.

Больше я не встречалась со своими приятелями из О. Телефона у них не было. Несколько моих писем остались без ответа. Война то затухала, то разгоралась с новой силой: за 1992-93-м последовали 1998, 2001, 2006, 2008 и 2009 годы… Кто знает, как сложилась их жизнь, да и живы ли они вообще…

Еще через несколько лет после последней встречи я снова встретилась с легендой. Забежала в редакцию нашей газеты на перекур. А там вечно торчит какая-нибудь интересная личность. В тот день такой личностью был водолаз. Настоящий. Профессионал. Из группы подводников, которые ищут затонувшие корабли и клады. Оказывается, такая группа есть и у нас, и она должна была вскоре ехать в Сухуми, чтобы искать затопленные баржи с новоафонскими монахами.

А потом по местному ТВ промелькнул двухминутный сюжет - интервью с руководителем группы подводников. Он сказал, что они погружались на 40-метровую глубину, прочесывали дно с помощью эхолота, но ничего не нашли. И уже перед самым отъездом кто-то из старых рыбаков показал им то место, где часто рвутся рыбацкие сети и где вместо рыбы в сети нередко попадаются фрагменты какого-то деревянного судна. Но, поскольку срок их командировки уже истекал, возобновить поиски они не могли. Однако они обязательно еще раз поедут в Новый Афон. Как только появится возможность.

Больше я ничего об этой легенде не слышала.
В конце прошлого года послала поздравление с НГ  в О., но ответа опять не получила. Через месяц снова повторила попытку. Опять молчание.

© «Мисюсь, где ты?»


Рецензии