Туманно-любовная зарисовка

Когда нашему отроку исполнилось 16, я забеспокоилась. Возраст самый влюбчивый, а он всем - друг, товарищ и брат, и ни малейшего намека на какую-то сердечную склонность. Иначе говоря – на влюбленность. Вот, помню, мы в его время... Может, он эмоционально неразвит - беспокоилась я. С одной стороны, спокойнее. Пока спокойнее. С другой – тревожно как-то. Да и книги, в которых говорилось о чувствах, у него не шли, и фильмы тоже. Не понимал он их. Ни про любовь, ни про туманы. Хоть плачь. Хоть смейся. Хоть объясняй, хоть не объясняй - на рожице застывало полное непонимание.
Особенно сложно было со стихами. Даже муж забеспокоился: мол, что за молодежь! Вот я в его годы… ну да, ну да, помню – как же. Были и мы когда-то рысаками.

К чему копаться в собственном прошлом? Надо было что-то с отроковым настоящим делать. Только как к этому подойти? И тут в школе А. Блок подоспел. Да толку-то. Там его начали изучать. Именно «изучать». По утвержденной Гор-Рай-и прочими ОНО методике. С поурочной разбивкой. И стихи наизусть учить заставили - ««Незнакомку» и «Фабрику».

«"В соседнем доме окна жолты" он выучил за 10 минут. И еще полчаса отрабатывал со мной интонацию, паузы и проч. Без смеха, естественно, не обошлось..
- "Они войдут и разберутся," - декламирует отрок.
- С чем разберутся, радость моя?
- Как с чем? с кулями. Там же дальше - "навалят на спину кули".
- Прочитай внимательно.
- Я и так внимательно прочитал. И выучил уже. Чего ты придираешься?
Тихим-претихим голосом, каким говорю только тогда, когда сильно сержусь:
- Ты все-таки прочитай, прежде чем спорить.
Берет книгу.
- "разберутся"
- Еще раз.
- "раз..."
-Стоп! Только один следующий слог читай!
-"разбе....", а-а-а-а, разбредутся.
И такая улыбка, будто выиграл миллион в Русское лото.
Еще минут 10 обсуждаем, как бы поменялся смысл стихотворения, напиши Блок "разберутся" вместо "разбредутся".

А на следующий день он учил «Незнакомку». Мучился парнишка, ох как мучился – не учился стих.
- Ну, не понимаю я, как это: "Дивичий стан, шелками схваченный\ В туманном движется окне"?
Разбираемся и с этим.
- А чего это она одна по ресторанам шастает? Ишь! " всегда без спутников, одна". Я свою подругу одну в ресторан не отпустил бы.
- А она у тебя есть?
- Ну, когда будет.
Разбираемся с "Незнакомкой", с образом, символом, мечтой и т.д.
Последняя строфа вызывает бурный протест. Впрочем, и не последняя тоже. Мало того, что стихотворение большое, целых две страницы учить приходится, так еще и по-латыни нужно запомнить.
- А может, я к иностранным языкам неспособный, - ноет ребенок.
- Способный, способный, - терпеливо убеждаю я. - У тебя просто думалка не любит работать. А так очень даже способный.

Едем дальше.
"Я звал тебя, но ты не оглянулась\Я слезы лил, но ты не снизошла".
- И зачем звал? Раз ушла - значит, разлюбила, - со знанием дела комментирует "малыш". - Кольцо выбросил, ее забыл - и вся недолга. Чего снова огород городить?
Разбираемся и с этим "огородом".
Кажется что-то понял. Что в любви не бывают только белые и черные тона. В ней масса оттенков. Что есть еще память сердца, память тела, память слов. И они долго не отпускают, хоть 10 колец выброси и 100 фотографий порви.
Примолкнувшее чадо слушало и пыталось переложить сказанное на свой (понятный ему) язык.
И делает вывод:
- И нафига тогда влюбляться? Чтобы страдать?

Мудрец ты мой золотой! Не зная Вийона, не слышав даже его имени, ты в точности повторил его слова: "Счастливец тот, кто не влюблен!" Нет уж, милый, вюбляйся, я тебе этого от души желаю. Влюбляйся в людей, в облака, в осенние листья и весеннюю траву, в хорошую книгу и умное слово... Влюбляйся! Иначе всю жизнь проживешь черствой коркой вчерашнего хлеба. Которую не хочется есть, даже если голоден.

А вы говорите - Блок, Блок... Нет получалось у нас с любовью. Да и с туманами не лучше дело обстояло.
И что было делать? А ничего. Оставили мы все, как есть. Значит, еще не пришло время.
Так оно потом и оказалось. «Всё в срок назначенный приходит: и первый крик, и первый плач…».


Рецензии