Исключение из мореходки

Пять лет я был курсантом Мурманского мореходного училища имени Месяцева. В 1968 году, однажды нас созвали в актовый зал – случился беспрецедентный случай в Триполи. Нашего курсанта N, с третьего курса, судомеханика, вызывают на Суд Чести.
С парнем случилась беда – он напился аптечного спирта. Тогда на «рыбаках» это было устоявшейся практикой, валюты платили в гулькин нос, а моряки привыкли отмечать свой первый заход за границу. Да и в Ливии алкогольных напитков  не купишь.Отметили ребята, а дело было в тропиках, курсанта и развезло. Пока суть, да дело, он отстает от группы родного парохода. И засыпает на пляже, под пальмами.
Судно его стояло на внутреннем рейде, знакомого многим морякам - Триполи.
Просыпается курсант – родимый корабль стоит рядом, светятся иллюминаторы, это типичная иллюзия в море. А локоток не укусишь. Вплавь добраться?!.. Однако акулы там – восьмиметровые!..
У причала пришвартован танкер под Аргентинским флагом. За кормой болтается аргентинская весельная шлюпка. А-а!.. Была, не была. Курсант N спускается в чужую шлюпку, вставляет весла в уключины и что есть мочи, плывет к своему ТР (транспортный рефрижератор).
Вахтенный штурман иностранного танкера замечает пропажу шлюпки и плывущего на ней незнакомого парня. На танкере объявляется тревога, на воду спускается катер, шлюпку быстро догоняют. Избитого курсанта закрывают в изолятор медсанчасти аргентинского танкера.
Иллюминаторы боцман (мачо) задраивает штормовым ключом… Курсанта склоняют к измене Родине – жить на Западе!.. Уже наш пароход начинает сниматься с якоря. Лихорадочно шарит по водной глади судовой прожектор – слабый, надо сказать. Как мог наш курсант отдраить барашки иллюминатора, задраенные по-штормовому?!.. Одному Богу и Николаю – Чудотворцу только известно. Кожу на ладонях он сдирает в кровь. Да и силушка морская у вологодского парня была.
Выбрасывается он в иллюминатор за борт аргентинского танкера. Акул огромных  уже не боится. И плывет, что есть мочи, к родному кораблю, который уже гремит якорной цепью… Кричит!.. Но его никто не слышит… Орет!.. Все бестолку…
Аргентинцы бросаются за ним в погоню на моторном катере. Вот-вот настигнут. И в это время, вдруг, морские волны освещает ослепительный луч иностранного вертолетоносца, который тоже стоит на в н е ш н е м рейде, вне территориальных вод Ливиии!.. По громкой связи иностранец объявляет, что действия аргентинских моряков вне рамок морских законов: This is not correct! .. This is not correct! .. This is not correct! ..
Иностранцы прекрасно разобрались в ситуации и понимают, что пловец гребет в сторону советского ТР.  Да и наш капитан объявляет тревогу «Человек за бортом». С двух бортов нашего транспорта спешно спускаются два катера, благо система спуска катеров тогда была гравитационного типа – быстро все сделали.
Аргентинцам ничего не оставалось делать, как ретироваться… И прислать радиограмму, со словами извинения. Мол, произошло недоразумение. Курсанта поднимают в катер, а с катера – на борт родного корабля. Капитан дает команду, и наш начальник радиостанции отбивает благодарность в адрес заокеанского вертолетоносца, который списан сейчас на иголки. 
ПРИМ. Женщины – преподаватели ММУ имени Месяцева все были горой за курсанта, с которым произошел такой инцидент.
- Наш курсант рвался на свой корабль!.. Его хотели доставить в Аргентину!..
- Он бедный искалечил себе руки!..
- Рейд Триполи кишит страшными акулами!..
- В адрес училища пришла телеграмма от командира иностранного вертолетоносца, в которой он выражает свою гордость за советских моряков, которые ведут себя достойно в подобных ситуациях!..
Председатель Суда Чести ММУ имени Месяцева, капитан второго ранга Щ., офицер Краснознаменного Северного флота, подвел итог:
- Спасибо иностранцам!.. Но курсант употребил алкоголь. Спирт!..И где?!.. За границей!.. В капиталистической стране!.. Исключить из училища!..
Курсант – судомех заплакал, встал перед всеми на колени и попросил прощения, с просьбой оставить его продолжать учебу.
- Лучше меньше, да лучше! – подвел резюме капитан второго ранга Щ.
Все его помнят, этого контуженого начальника Военно-морской подготовки ММУ тех советских лет. Не помню, получил он каперанга?!.. Или партком ММУ  подобрал к нему ключик, за излишнее рвение?!..
Курсанта исключили из ММУ, с весьма болезненным и позорным ритуалом при этом, на плацу, равным экзекуции. При общем построении.
Я этим рассказом хочу подчеркнуть, что не раз был очевидцем инцидентов, которые подчеркивали особое, почтительное отношение к советским морякам. Даже нашими заклятыми врагами в то время!..
P.S.  А теперь?!.. Какие-то ливийские «цыгане» громят российское посольство в Триполи!.. И это в ситуации, когда в Средиземном море находятся наши боевые корабли!..
Прим. Фото из Инета.


Рецензии