шашки после ужина

-Все курящие? – спросил пассажир купе, артистично вынимая из кармана пиджака пачку дорогих, но до головной боли ароматных сигарет. Эта марка табака не пользуется в народе популярностью, да и сам пассажир был не из приятных – с лицом попугая и с полированной лысиной. С затылка его свисали прямые чёрные волосы, словно приклеенные к черепу неопытным гримёром. Нас в купе было четверо мужчин, и все курящие. Я представил, как приторный дым дорогой сигареты сейчас заполнит наше тесное жилище, и сказал, что не курю. Пускай они идут в тамбур и дурманятся. Большинство подчинилось меньшеству, и я остался в купе один. Внезапно поезд резко сбросил скорость и остановился. Курить, однако, и мне хотелось. Я вышел в коридор, и стал гадать, в какой тамбур пошли мои попутчики, чтобы самому пойти в противоположный и покурить в одиночестве. Пошёл в сторону, где купе проводницы. Не угадал, но услышав запах неприятного дыма, скоренько зашагал в другой конец вагона, и там сделал несколько глубоких затяжек. Странно, что поезд стоит, ближайшая станция должна быть через два часа.
Хотя не было ещё и шести вечера, мы решили поужинать – всё равно стоим. Каждый выложил свой провиант, стол получился стандартный – жареная курица, яйца, колбаса. Нашлась и бутылка водки. Лысый сосед достал то, что я ел последний раз в детстве, лет сорок назад – тушёного кролика. Я представил, какой забавной зверюшкой было это мясо, и вежливо отказался его отведать. Поужинали мы, и заскучали, поезд всё стоял, разговор не клеился.
-Может, в картишки? – предложил лысый, но его никто не поддержал.
-А это? – и он вынул из чемоданчика маленькую шахматную доску, в которой оказались шашки. Старые добрые шашки, совсем забытые в наше время компьютерных «стрелялок» и «догонялок». Я сам в молодости был азартным игроком, но последняя моя игра была очень давно и, главное, вызывала неприятные воспоминания. На заводе, где я работал более четверти века назад, единственной игрой в обеденный перерыв было домино. Но однажды, спонтанно, возникло повальное увлечение шашками. Игра простая, быстрая, эмоциональная, как и для игроков, так и для болельщиков. Мастерства игрокам явно не хватало, поэтому лидера, чемпиона не было. Я тоже был слабым шашистом, но очень хотелось всех обыгрывать. Для достижения этой цели пришлось записаться в городскую библиотеку и найти книгу по теории шашек. Изучив только дебюты, я стал легко одерживать победы направо и налево. В это время подошёл мой отпуск, а с ним и туристическая путёвка в один из крымских городов. Можно много писать о прелестях отдыха в Крыму, но если тема моего рассказа шашки, значит, только о шашках. На большой территории турбазы, у дорожки от нашего корпуса до столовой, находилась замечательная беседка с огромной шахматной доской метр на метр, и шашками, величиной с килограммовую банку атлантической сельди. После ужина в беседке собирались любители поиграть на «высадку», с победителем. А побеждал почти всегда местный мужик, работавший шофёром на турбазе. Конечно, постоянно играя с туристами со всего союза, он приобрёл хорошие навыки и большой опыт. Я загорелся желанием обставить его, применив научный, правильный метод игры. Как обычно, перед ужином, мы с ребятами из нашей комнаты выпивали по стакану крымского вина, шли в столовую, а на обратном пути заглядывали в беседку. Там уже шла битва, и за доской неизменно стоял Иван Романыч, он же шофёр, и чемпион беседки. Играл он весело, с улыбкой, и почти не обдумывал свои ходы. Ещё было видно, что перед игрой он принял не один стакан вина. Ну, погоди, лукавый мужичонка, я с тобой сыграю. И вот подошла моя очередь. Сделав несколько ходов, и проведя дебют строго по книжке, я оказался в такой яме, из которой не выбрался бы сам Карпов. Проигрыш мой был позорным.
Как это Вы играете, не по науке, - растерянно спросил я у Ивана Романовича, но он только рассмеялся в ответ. Впрочем, симпатичный мужик, наш человек. Пару дней я наблюдал за его игрой, анализировал в уме, и уже в следующей партии добился ничьи с чемпионом, заслужив аплодисменты болельщиков. Ещё одна ничья – и, наконец, моя победа! Со следующего дня меня уже ждали после ужина в беседке, и, увидев, что я иду со столовой, весело кричали – «Претендент идёт»!
Я подружился с дядей Ваней. Наши поединки проходили с переменным успехом, и беседка при этом гудела от переживаний публики. Играть, кроме нас, уже никто не хотел, хотели только наблюдать. Между тем, мой отпуск подходил к концу. Последний поединок с Иван Романычем запомнился мне надолго. Начали партию мы осторожно, выжидая, какую тактику изберёт соперник. К середине игры силы были равны, предсказать, кто одержит победу, было невозможно. И, несмотря на дружбу, каждый из нас пытался сокрушить противника. Когда напряжение в игре достигло апогея, в беседку нагловато ввалились трое парней. Пьяные, из местной шпаны. Их предводитель, ещё сопляк, очевидно знавший дядю Ваню, обратился к нему весьма фамильярно: «Ну что, Фургон, всё туристов учишь»? Прозвище «Фургон», видимо, происходило от вязаной фуражки Иван Романыча, или от его грузовика с фургоном.
-Сам учусь, - ответил спокойно дядя Ваня, и, не обдумав ход, передвинул шашку. Поразительно, но это был очень сильный поворот в нашей игре.
-У этого учишься? – ткнул в меня пальцем пьяный наглец, и высокомерно добавил: « Играю с победителем».
- Уймись, Гена, у нас очередь, - снова спокойно ответил дядя Ваня. Гена обвёл глазами присутствующих в беседке и глумливо сказал: «Они меня пропускают».
  Настрой игры был испорчен, но я всё же сделал ответный ход, и ход весьма достойный. Иван Романович оценил позицию на игровом поле и посмотрел на меня в упор. При этом он едва заметно отрицательно покачал головой, а глаза его умоляли: «Не выигрывай, только не выигрывай»! Я, не выдержав просящего взгляда, тупо уставился в клетчатую доску. Почему я должен проигрывать? Неужели Иван Романович стыдиться проиграть мне в присутствии пьяного Гены и его компании? Нет, не то. Допустим, я сейчас одержу победу, и стану играть с балбесом, который, ясно, проигрывать ох как не любит! Проиграв, этот тип устроит скандал, а то и драку, а мне это надо? А Романычу надо?
Партия продолжалась, дядя Ваня сражался, как лев, а мне стало казаться, что я играю не против него, не против Гены, и даже играю вовсе не в шашки. Во мне самом сражались двое.
В конце игры я мог бы с лёгкостью свести партию вничью, но во мне победил тот, кто хотел победить. Извини, Иван Романович, я остаюсь на поле боя.
-Дай бутылку, - приказал Гена своему дружку, и на доске появилась поллитровка.
-Играем на пузырь, - выдвинул условие мой новый соперник.
-У меня сейчас нет водки, - ответил я.
-Тогда червонец. Что, зассал?
Не было у меня при себе десяти рублей, но играть я согласился.

Между тем, в купе игра проходила довольно вяло. Я скучал, глядя, как пассажир с лицом попугая и его противник бессмысленно обменивались шашками, словно обоих устраивала ничья, словно они играли договорную партию. Стало веселее, когда «лысый попугай» предложил играть на интерес, по сто рублей. Вследствие этого он лихо обыграл двух соседей по купе, и я решил тряхнуть стариной, но поставил на кон две сотни.

Гена начал игру нагло, как бы тараня мои позиции. Но мы проходили такую тактику, и я нанёс ответный удар. В результате у меня оказалось на одну шашку больше, а это почти победа. У болельщиков интерес к нашему поединку заметно охладел, а я спокойненько делал ходы, не дающие шансы на победу моему сопернику. Гена, хоть и пьяный, но понял, что терпит крах. Я посмотрел на дядю Ваню – у него был вид тренера, чей ученик достиг больших успехов. Но победы, как таковой, до полного уничтожения чёрных шашек, не было. Гена аккуратно, по одной, убрал с доски все шашки, взял бутылку, и сказал доброжелательно: «Пойдём пить».
-Мне нальёте? – спросил мой пожилой учитель и наставник.
-Играть сначала научись, - обидел Гена дядю Ваню.
  Мы пошли за ворота турбазы, на маленький пустырь, а Иван Романович всё же пошёл за нами.
-Ну, пей, - Гена открыл и протянул мне бутылку.
-Я без стакана не могу, - был мой ответ.
-Пей, я сказал, - и этот паршивец ткнул мне в рот горлышко бутылки и больно ударил по зубам.
-Но ты, щенок, а ну-ка успокойся, - заступился за меня дядя Ваня.
  После этих слов Генкин дружок, что был на полторы головы выше всех нас, сложил пальцы рук в один кулак, и с размаху ударил по шее моего заступника. Худощавый мужичёк упал, как мешок с картошкой, и вязаная фуражка слетела с его головы. Я совершенно растерялся, необдуманно нагнулся за фуражкой, и получил ногой в живот. Через секунду меня скрутили, а Гена попытался залить водку мне в рот. На счастье, мимо проходили знакомые ребята с турбазы, и спугнули трёх мерзавцев.
-Увижу в беседке – убью! – крикнул, поспешно отступая, Гена.
  Вот и эндшпиль в шашечной партии. Неужели Дядя Ваня был прав, и мне надо было умышленно проиграть ему, он бы проиграл сопляку Геннадию, заплатили бы червонец, выпили мировую, и забыли о шашках.
На следующий день, после ужина, в беседку никто не пришёл. Ещё через день мой отпуск закончился. Дядя Ваня захворал, и я с ним не смог проститься.

Играя с соседом по купе, я представил, что Иван Романович следит за моими ходами, и не мог проиграть. Но мой соперник был дьявольски умён, преимущества у меня не было, скорее, наоборот. Я мучительно искал эффектный ход, и тут поезд дёрнулся с места, и покатился вперёд. Кажется, и мои мозги встряхнулись, посветлели, и выдали верное решение. Осознав, что через пару ходов я перещёлкаю все шашки, лысый прекратил игру. Он выложил двести рублей, и пошёл курить. Я отдал своим попутчикам проигранные ими деньги, и мы тоже закурили. На ближайшей станции, когда было уже темно, пассажир с вонючими сигаретами сошел с вагона.

Однажды, уже дома, после ужина, я вошёл в комнату сына, где тот занимался у компьютера, играл в какую-то дребедень. И хоть я не любил компьютер, как не любят врага рода человеческого, всё же попросил сына «скачать» мне игру. Сынок пощёлкал по клавиатуре, поводил мышкой, и на мониторе засветилась шахматная доска с красными и белыми шашками.
«Посмотрим, дьявольское отродье, как ты сыграешь против человека» - подумал я и сделал первый ход.


Рецензии