Георгий Середа. Гражданская война. 1918 г

СЕРЕДА ГЕОРГИЙ ТРОФИМОВИЧ
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

1918 г.


Середа Георгий Трофимович – участник гражданской войны, первый председатель исполкома Благодарненского района Ставропольского округа Северо-Кавказского края.
 
Благодарненский район был создан в 1924 году при разукрупнении Благодарненского уезда на четыре района: Благодарненский, Петровский, Виноделенский и Дивенский. Так вот, с 1924 по 1927 годы Г.Т. Середа работал в нашем районе председателем райисполкома.

В его семье воспитывались племянники Павел и Дуся Карабут, которые учились в Благодарненской школе второй ступени (ныне средняя школа № 1 г. Благодарного). В годы Великой Отечественной войны Евдокия Давыдовна Бершанская (Карабут) командовала личным составом 588-го ночного бомбардировочного авиационного женского полка, прославилась подвигами в боях с фашистскими захватчиками, принимала участие в Параде Победы в Москве в 1945 году. На здании Благодарненской средней школы № 1 установлена мемориальная доска в память о выпускнице Е.Д. Бершанской. [2]

***

Краткая биография: «…Середа Георгий Трофимович родился в 1888 году. Член КПСС с 1918 года. Организатор краснопартизанских отрядов в с. Винодельном. В 1918 году был начальником снабжения 2-й Северо-Ставропольской дивизии, а в 1919 году – комиссаром 286-го полка 32-й дивизии XI армии. После демобилизации из Красной Армии находился на советской работе. Умер в 1943 году». [1]

***

В архивах сохранились воспоминания Г.Т. Середы о суровых испытаниях в годы гражданской войны.

Г.Т. Середа писал: «…17 декабря 1917 года я добрался с турецкого фронта в родной Лиман. А 19 декабря общий сход жителей этого села избрал местный орган власти – Совет. Большинство в нем составляли солдаты. Это были Хаблов, Михайлютин, Клочков и другие. Председателем избрали меня.

Вскоре при Совете организовали красногвардейский отряд, в который вступило около 200 человек.
Деятельность Совета началась с того, что мы во всех помещичьих имениях взяли на учет имущество и поставили своих контролеров, которые следили, чтобы это имущество не расхищалось.

В округе было больше двух десятков помещиков. Мы конфисковали у них много оружия и передали его красногвардейцам.

Совет составил план распределения земли между иногородними. Их у нас было много. Коренное население, владея землей, лугами, выпасами, брало с иногородних за пользование угодьями немалую плату. Большинство этих людей батрачило, обрабатывая в то же время и свои посевы. Вопрос об иногородних был рассмотрен на собрании революционного актива и затем вынесен на обсуждение общего схода. Сход постановил предоставить иногородним земельные наделы за счет общественных фондов и земель близлежащих помещичьих имений. Вместе с тем, за счет помещичьего скота эти хозяйства были обеспечены лошадьми и коровами. В итоге, к весне ни один бедняк не остался у нас без тягловой силы.

В феврале 1918 года военный комиссариат Ставрополя оказал нам значительную помощь. К тому времени наш отряд пополнился за счет добровольцев из сел Винодельное и Дербетовка. Ставрополь выделил нам два новых пулемета «максим», 100 винтовок и несколько ящиков патронов.

Фронт от нас был далеко, на Кубани. Но в начале июля на территорию Ставропольской губернии пришли банды Шкуро. Белым удалось захватить Ставрополь.

В Лиман поступила грозная телеграмма генерал-губернатора Уварова. Он приказывал арестовать Советы, назначить старшин и старост, собрать все обмундирование и вооружение. В случае неповиновения генерал-губернатор обещал прислать карательный отряд.

В селе зашевелились все, кому была не по нутру Советская власть. Мы сейчас же созвали сход.

Я выступил и сказал:
- Что такое Совет? Это ваши избранники. Я председатель. Вы нас избрали, так неужели вы нас позволите арестовать? Этого, конечно, не будет. Будем сражаться до последней капли крови!

На этом сходе меня и Ипатова избрали делегатами на Чрезвычайный съезд Благодарненского уездного Совета. Перед отъездом в село Благодарное я предложил заместителю командира нашего отряда немедленно выехать в Винодельное и договориться об объединении с тамошним отрядом.

Вскоре в село Благодарное прибыли два представителя от объединенного отряда, в котором насчитывалось две с лишним тысячи человек, готовых по первому зову вступить в борьбу с врагами революции. Съезд решил подтянуть в Благодарное отряды из всех сел, чтобы под общим командованием драться с бандами Шкуро.

После съезда в Большой Джалге состоялось военное совещание, на котором было принято решение о реорганизации районного военного комиссариата. Комиссаром избрали Шакиро, а меня, его заместителем. Комиссариат решили перевести в Винодельное.

В это время к нам приехал уполномоченный Благодарненского уездного Совета Петр Максимович Ипатов. Вместе с ним мы наметили 25 июля отправить на фронт Виноделенский объединенный отряд.

Затем мне поручили организовать из оставшихся в Винодельном надежных людей партизанское подразделение и отправить его тоже на борьбу со шкуровцами.

В ту пору в окрестных селах стали создаваться отряды самообороны. Все они стягивались в село Винодельное. Наш комиссариат занимался исключительно группировкой и отправкой людей на фронт. За неделю-десяток дней мы набрали 25 – 30 тысяч добровольцев.

Тогда же мы организовали второй Виноделенский и Лиманский отряды. После их объединения командиром стал Закота. Несколько позже этот отряд влился в полк под командой П.М. Ипатова.

12 августа по старому стилю состоялся районный военный съезд, который решил реорганизовать Виноделенский комиссариат. После перевыборов я остался комиссаром.

Мы старались создать прочный тыл фронтовым отрядам. Организовали крупный отдел снабжения, мастерские, в которых изготовляли обувь и одежду, ремонтировали оружие, делали патроны. На пистоны к ним употребляли фольгу, снятую с церковных иконостасов. Голь, как говорится, на выдумку хитра. Приходилось и нам всячески изощряться, чтобы наладить снабжение красногвардейских отрядов. Ведь от этого во многом зависела их боеспособность.

Специальные мастерские были оборудованы для выработки кожи и выделки овчин. Наряду с этим, большую работу проводила созданная из представителей отрядов комиссия, которая собирала у населения все необходимое для бойцов. Ведь мы не имели регулярного снабжения, не были связаны не только с центральными базами, но и с хозяйственным комитетом Северо-Кавказской республики, находившимся в Пятигорске.

Нам приходилось заботиться обо всем самим. Словом, хлопот было немало. Достаточно сказать, что в течение шести месяцев комиссариат обеспечивал обмундированием, обувью, продовольствием и военным снаряжением восемь партизанских отрядов, которыми командовали Вдовиченко, Ипатов, Шейко, Романенко, Трунов, Николенко, Голубовский и Рыльский. В общей сложности в них насчитывалось свыше 30 тысяч человек.

Для сбора оружия, пустых гильз, охотничьего пороха, свинца комиссия открывала в каждом селе приемные пункты. Пули отливали чаще всего из бронзовых памятников.

Наши отряды занимали территорию, где преимущественно были помещичьи имения. Их владельцы сбежали к белым на Кубань. На полях остался хлеб. В большинстве он был уже скошен, сложен в копны. Урожай в том году выдался богатым. Для уборки хлеба мы организовали рабочие команды из беженцев, военнопленных и перебежчиков. Их направляли в помещичьи экономии. Они ремонтировали машины, молотили хлеб.

Это зерно шло исключительно для снабжения армии, и население, таким образом, избавилось от реквизиции. На территории нашего комиссариата работали три мельницы. Хлеб концентрировался на складах в Винодельном и в отдаленных селах, расположенных близ реки Маныча. Мукой снабжалась вся армия, выдавали ее и беженцам и бедным семьям, особенно партизанским.

В начале сентября мы организовали обоз с зерном для отправки в Царицын. Сопровождал его Василий Ниценко. Хлеб этот был доставлен по назначению, Ниценко получил в Царицыне для наших красногвардейских отрядов три орудия, шесть пулеметов, 20 бомбометов, 25 тыс. патронов, 1000 винтовок, обмундирование и деньги.

Это было неоценимой поддержкой, подняло энтузиазм бойцов. С того времени военный комиссариат и отряды установили связь с отделом снабжения штаба X армии, что значительно облегчило наше положение». [1]


ИСТОЧНИКИ:
1. Революционный держите шаг. Ставрополь, Кн. Изд., 1967 г. 152 с. с илл. Редактор Степанов.
2. История Благодарненского комсомола 1920-1956 годы. Благодарный, 2012 г.

3 октября 2013 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков


Рецензии