Непотопляемая Вайолетт Джессоп
Детство
Вайолетт родилась в Аргентине 2 октября 1887 года. За несколько лет до ее рождения семья в поисках лучшей доли эмигрировала из Ирландии в эту южно-американскую страну. Глава семейства решил заняться разведением овец. Вайолетт была первенцем в семье. Вслед за ней на свет появились еще 8 братьев и сестер, трое из них умерли в младенчестве. Будучи маленькой девочкой, она заболела туберкулезом. Врачи опасались, что девочка может умереть. Но вопреки их предсказаниям Вайолетт выжила. Она помогала матери по хозяйству в силу своих возможностей. Аргентина оказалась негостеприимной страной для ирландского семейства. Глава семейства Уильям умер в достаточно молодом возрасте. Его вдова с шестью детыми решила вернуться в Англию.
Начало морской карьеры
По прибытии в Великобританию Вайолетт пошла учиться в школу при женском монастыре. К сожалению, закончить она ее не смогла по семейным обстоятельствам. Ее мать серьезно заболела, и старшей дочери пришлось задуматься о поиске работы, чтобы помочь выжить многодетной семье. После некоторого раздумья, она решила пойти работать стюардессой на морских пассажирских лайнерах. Там можно было заработать хорошие деньги. После колебаний она остановила свой выбор на компании «White Star Line», осуществлявшей трансатлантические рейсы. Этой компании принадлежали три однотипных больших океанских лайнера: «Олимпик», «Титаник» и «Британик».
Первое морское крещение Вайолетт на борту «Олимпика»
Молодая Вайолетт начала свою работу в качестве стюардессы на борту «Олимпика». Она была зачислена в штат судна, когда оно достраивалось на стапелях верфи. Пока суть, да дело она осваивала теоретически азы профессии стюардессы. Судно было спущено на воду 20 октября 1910 года. Этот лайнер был построен первым из серии трех однотипных кораблей. Строительство «Олимпика» было завершено 29 мая 1911 г. Дальше начались ходовые испытания. Он показали отличные мореходные качества корабля новой серии.
1 июня 1912 года судно взяло курс из Ливерпуля в Саутгемптон – отправной порт в первом трансатлантическом плавании. Несколько дней корабль был открыт для посетителей в рекламных целях, чтобы привлечь на борт потенциальных пассажиров. Люди могли видеть размеры и роскошь круизного лайнера. Пока любопытный народ осматривал судно и цокал языками от увиденного, для Вайолетт начались практические будни стюардессы. На борт судно стали грузить белье, посуду, грузы, запасы продовольствия. Вайолетт бегала по судну со скоростью газели, пытаясь все сделать в лучшем виде. Ведь на ней лежала огромная ответственность, обеспечить комфорт и удобство пассажиров во время плавания.
Оно началось 14 июня 1911 года. Судном командовал Эдвард Дж. Смит – самый опытный капитан компании «White Star Line». По прибытии в Нью-Йорк с судном приключилось первое досадное происшествие. Портовый буксир, который сопровождал судно к месту стоянки, был затянут под «Олимпик» и здорово пострадал, лайнер же «отделался» легкими царапинами.
20 сентября 1911 г. произошло новое ЧП с «Олимпиком»: он столкнулся с крейсером «Хоук». В правом борту лайнера была 14-ти метровая пробоина. К счастью, она была выше ватерлинии и судно осталось на плаву. У крейсера «Хоук» был сильно поврежден нос судна. Столкновение обошлось без человеческих жертв, а суда ушли в ремонтные доки.
Еще одно приключение испытала команда и пассажиры «Олимпика» при возвращении судна из США в Англию. 24 февраля 1912 года лайнер потерял одну лопасть винта, и его поставили в док Белфаста для ремонта.
Вайолетт Джессоп на борту «Титаника»
Постройки «Титаника» началась весной 1909 г., на воду он был спущен 31 мая 1911 г., а свое первое плавание отправился 10 апреля 1912 года. Пока «Олимпик» ремонтировали в доке. Часть команды во главе с капитаном Эдвардом Дж. Смитом и его помощниками должна была перейти с борта «Олимпика» на «Титаник». Вначале Вайолетт не хотела переходить на другое судно. Что-то внутри нее восставало против этого, но, в конце концов, она поддалась на уговоры друзей и взошла на борт.
В полдень корабль отчалил от причальной стенки Саутгемптона и … чуть не столкнулся с американским пароходом «Нью-Йорк». Начало плавания было зловещим, но Вайолетт, занятая своими многочисленными обязанностями, гнала от себя назойливые мысли. На четвертый день плавания ничто не предвещало беды.
С утра и в течение дня радисты «Титаника» несколько раз получали сообщения об ухудшении обстановки в районе плавания. К ночи температура воды стала резко падать и опустилась ниже нуля. На борт «Титаника» продолжали поступать сообщения от других судов о появлении плавающих льдов. Около полуночи по курсу судна был обнаружен айсберг. Столкновения с ним избежать не удалось. В результате аварии лайнер получил многочисленные пробоины, а несколько водонепроницаемых отсеков были протаранены айсбергом.
К моменту авария Вайолетт закончила свою вахту и пошла отдыхать к себе в каюту. Она почти заснула, но мощный удар, потрясший судно, заставил ее открыть глаза. Через 25 минут после аварии судно получило дифферент на нос. Командир приказал расчехлить шлюпки, а членам команды и обслуживающему персоналу собраться на верхней палубе. Из радиорубки в эфир полетели сигналы о помощи. Начался спуск шлюпок на воду. Вайолетт вместе и другими женщинами оказалась в шлюпке. Много лет спустя она написала в своим мемуарах, что в последнюю минуту перед посадкой в лодку кто-то из офицеров протянул ей младенца. Она держала ребенка, как талисман, которого она должна спасти, во что бы то ни стало.
На помощь людям с тонущего «Титаника» уже спешила «Карпатия». В 2.20 ночи 15 апреля «Титаник», разломившись пополам, затонул, а 2 часа спустя к месту аварии подошла «Карпатия». Была выловлена первая шлюпка. В течение четырех часов продолжались спасательные работы, на борт судно было поднято свыше семисот человек. Вайолетт с младенцем была среди спасенных. И тут случилось нечто невероятное: когда Вайолетт с ребенком поднялась на борт, какая-то женщина подбежала к ней и спросила, ее ли это ребенок. Стюардесса ответила, что нет. Тогда женщина выхватила младенца из рук Вайолетт и скрылась. После двухчасовой «морской прогулки» среди плавающих льдин, Вайолетт была в полубессознательном состоянии, как многие другие пассажиры «Титаника». Ей потребовалось долгое время, чтобы придти в себя от такого потрясения. Несмотря на пережитый кошмар кроткое, но трагическое плавание на борту «Титаника» закончилась для Вайолетт вполне благополучно.
Приключения Вайолетт Джессоп на борту «Британика»
«Британик» был последним из серии судов, построенных для компании «White Star Line». Судно было заложено в 1912 г., спущено на воду в начале 1914 года. Затем на судне начались внутренние отделочные работы. «Британик» обещал стать самым роскошным из трех кораблей этой серии… Но, этому не суждено было осуществиться. В августе 1914 года началась Первая мировая война. Судно было переделано в плавучий госпиталь.
Вайолетт обратилась в Британский Красный Крест с просьбой, служить в качестве медсестры в каком-нибудь госпитале. Ее просьбу удовлетворили. Принимая о внимание ее опыт работы на судах дальнего плавания, она была направлена… на «Британик». Вайолетт начала свою военную службу на борту лайнера в 1916 году. В это время плавучий госпиталь находился в Средиземном море. Флоту союзников противостояли немецкие подводные лодки, которые имели торпеды и мины, чтобы подрывать корабли врагов. Особенно популярны для этой цели были мины, которых немцы установили великое множество, особенно в проливах между островами.
В одну такую минную ловушку угодил «Британик» 21 ноября 1916 года. Накануне немецкая подводная лодка поставила мины между материком и островом Кеа. На следующий день утром плавучий госпиталь налетел носом на мину. Взрыв потряс судно, но капитан решил, что ничего страшного, судно на плаву. Он попросил медсестер продолжить свой завтрак, приказа покинуть судно не было. Вайолет вместе с остальными медсестрами быстренько закончила завтрак и поспешила на свой пост. Однако вскоре судно стало крениться на правый борт и зачерпывать носом воду. Ситуация осложнялась с каждой минутой, и в эфир полетели сигналы SOS. Три британских корабля приняли сигналы бедствия и поспешили к месту аварии.
Судно продолжало кренится на правый борт и двигаться, команда решила подождать, когда судно остановиться и только тогда начать эвакуацию. Но, самые нетерпеливые начали спуск шлюпок. Первые две были спущены, в одной из низ была Вайолетт Джессоп. Обе шлюпки были затянуты под работающий винт «Британика». В этой мясорубке погиб 21 человек, Вайолетт в последнюю минуту выпрыгнула из лодки, и это ее спасло от неминуемой гибели. Но не обошлось без ЧП: течение подхватило хрупкую девушку, и она ударилась головой о днище судна. Впоследствии ее замучили постоянные головные боли. Она обратилась к врачу, и тот обнаружил трещину в черепе. И на этот раз Вайолетт крупно повезло, она спаслась в казалось бы безвыходной ситуации.
Но вернемся к терпящему бедствие «Британику». Спасательные суда подоспели во время к месту катастрофы. Во время спасательных работ на судне погибло 9 человек. 21 человек был «перемолот» винтом судна. Все остальные люди были благополучно сняты с борта тонущего корабля. Следует заметить, что «Британик» был построен как более безопасное судно по сравнению с «Титаником», но последнее судно оставалось на плаву около трех часов после столкновения с айсбергом, а «Британик» ушел под воду меньше, чем за час.
Эпилог
Вайолетт Джессоп после прохождения курса лечения продолжила свою работу в компании «White Star Line», затем она перешла на суда компании «Red Star Line». На борту лайнера «Бельгенланд» она совершила два кругосветных путешествия. После этого Вайолетт перешла на работу в компанию «Royal Mail Line».
Выйдя на пенсию морячка со стажем приобрела домик на востоке Англии. Там она вела тихую сельскую жизнь, работая в своем саду и разводя кур, к которым питала необъяснимую любовь. Ее маленький домик был похож на соседские. Но единственное его отличие заключалось в том, что внутри он напоминал музей с экспонатами из различных уголков земного шара, где удалось побывать удивительной женщине Вайолетт Джессоп, проплававшей в морях и океанах 42 года своей жизни.
Необычная судьба и бесстрашие Вайолетт привлекли к себе внимание писателей и кинорежиссеров. Она стала героиней пьесы К. Берджесса «Айсберг – прямо по курсу». Ее жизнь вдохновил режиссера Дж. Камерона на создание образа бесстрашной стюардессы Люси в фильме «Титаник».
Свидетельство о публикации №213100300031